О фантазиях и помыслах
Другим источником мечтаний и фантазий, как утверждают святые Отцы Церкви, могут выступать страсти, живущие в человеке по причине повреждения его природы грехом Первородным.
Отсюда и выражение: «всё горе от ума…»
Целью же жизни христианской по их выражению, является становление Богоподобным существом, реализовавшим в себе замысел Божий, что возможно только при действии благодати Духа святого, как это было с Апостолами на пятидесятый день после Воскресения Христова, очистивших разум свой от мечтаний, фантазий и помыслов хульных.
Со слов Игнатия Брянчанинова: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться…»
Поскольку они не могут непосредственно причинить вред человеку, они обольщают его душу картинами земного преуспеяния, иллюзиями несуществующей жизни, вымышленными мирами и уводят от истинной цели земного бытия, ввергая в грехи против себя и против ближнего.
Это то состояние, в котором пребывает сейчас весь мир - суета и томление духа!
Обычное состояние для человека – это отсутствие каких-либо помыслов, когда происходит восстановление связи с Творцом, утраченной некогда падением Прародителей наших, и в состоянии этом душа, дух и тело человека приобретают совершенно иные свойства.
Люди ищут мира и свободы, считая свободой вседозволенность. Вот в чём дело!
На самом же деле это не свобода, а плен. Человек постоянно пребывает в плену. Имея, например, богатство он может ехать куда угодно, покупать себе что угодно, но не имеет при этом покоя и мира в душе, поскольку пребывает в плену у богатства и испытывает давление мыслей о том, как сохранить своё богатство или ещё более разбогатеть.
Таким образом, человек этот занимается самообманом, думая, что он свободен.
По выражению старца Фаддея Витовницкого свобода - это Божья свобода от тирании мыслей.
Только тогда человек имеет покой и мир в душе, только тогда он молится и работает по совести, с радостью трудится и всякому делу придаётся сердцем, ни с кем мысленно не воюет, со всеми живёт в мире и всецело предаётся воле Божьей.
Святые Отцы Церкви никогда не одобряли чрезмерную увлечённость людьми литературой фантастической и беллетристикой на эту тему, так как считали увлечение это одним из средств установления тирании мыслей над душою человеческой.
Соответственно, у многих возникает вопрос: неужели человеку нельзя мыслить и мечатать, например о возвышенном или о космосе?
Никто не может запретить человеку мыслить, ибо способность мыслить и осмысливать делает человека человеком – в этом и состоит правда Божья!
Способность мыслить есть одно из свойств Божьих в человеке, как венца творения Божьего, возвышающего его над всем миром.
По замыслу Божьему способность мыслить неразрывно связана со стремлением к познанию всего многообразия окружающего мира, созданного Творцом, в котором человек владычествует над всеми тварями земными и как следствие, с познанием Бога в себе самом.
Невозможно человеку понять красоту мира без познания самого себя в опоре на веру, как одного из инструментов познания Божественной истины.
Господь предоставляет человеку всю полноту свободы волеизъявления: человек ищет, ошибается, падает, поднимается и снова идёт искать, но не находит, не осознавая, что всю радость бытия он может испытать, только от непосредственного общения с Богом.
Свобода выбора - есть ещё одно из свойств Божьих в человеке, ибо все люди сотворены по Образу Божьему...
В таком случае, что означает фантазировать о космосе и что означает хотеть большего?
Всё зависит от того, какой смысл вкладывает душа в понятие космос и какую цель познания ставит перед собой.
Слово «космос» имеет два значения: космос, как пространство созданное Творцом, и космос, как обиталище духов злобы поднебесной и дьявола.
Поэтому, следует быть осторожным в своих фантазиях, которые уводят душу от реальности, когда человек не находится здесь и сейчас, что есть жизнь, которая проходит мимо его, а всё время пребывает где-то, и не испытывая всей полноты её, начинает хотеть чего-то большего…
Так чего же хочет душа человека и ограничена ли она в своём желании?
Познание Божественной истины не имеет границ, поскольку за пределами жизни земной есть жизнь вечная и процесс познания в таком случае является безграничным, а раз так, то душе всегда есть к чему стремиться, чего хотеть и чего желать!
Но прежде – обретение мира в душе, являющегося истинной ценностью бытия.
Больше этого ценится только способность сберечь его в душе ближнего, чего не хватает современному человеку, желающему познать другие миры без познания собственного мира и не научившемуся, по этой причине, видеть вещи такими, какие они есть, а также видеть обратную сторону события или явления во всех проявлениях нашей действительности.
Из-за отсутствия мира в душе вся мечтательность и фантазии о возвышенном, которые не дают увидеть душе всё многообразие жизни и заставляют её бросаться в поиски того, что есть в ней самой изначально.
Когда есть в душе мир, тогда душа со смирением начинает принимать и входить не только в свою, но и в чужую боль, следуя завету Христа о несении тяжестей друг друга, что по сути и есть состояние называемое любовью, как состояние духа.
От отсутствия любви в духе и возникают фантазии о возвышенном, которыми душа пытается заменить ту боль или скорбь, вследствие неполноты её бытия.
Душа в которой есть любовь говорит себе: потерплю ради Христа, начинает молиться за ближнего и благодарить Бога за всё, и со временем от скорби следа не остаётся, а на её место приходит радость неизреченная - за себя, за ближнего и за мир.
Такая душа во всём видит свет, замечает всё великолепие мира и различает все краски Вселенной, созданной Творцом; ничего не может пройти мимо её; она не нуждается в фантазиях о возвышенном, поскольку возвышеное пребывает в ней самой; она ощущает всю полноту непостижимой жизни.
Душа эта находится в состоянии здесь и сейчас, в движении и покое, как это бывает с детьми, разум которых не отягощён суетой и грехом, а также всевозможными мыслями плотского содержания; их фантазии чисты и непорочны, не подвержены влиянию духа времени и страстным помыслам; тем самым, душа, пребывающая в подобном состоянии духа приближает себя к Богу...
Ангела-Хранителя!
Свидетельство о публикации №219021200568