Вторая школа

          
   Стоило, в Советском союзе, переехать на новую квартиру, так пожалуйте в новую школу, товарищ ученик. Ну, конечно, можно было и в старую ходить, если близко, а если нет… Наша семья переехала в 1981 году в новый, девятиэтажный дом, в пределах одного Ленинского района, но ходить в старую школу было далековато, вот и пришлось вливаться в сложившийся школьный коллектив. Мой рассказ пойдёт об этом периоде жизни, охватывающем с третьего по пятый класс, ведь для школьников возраст определяется тем, в каком классе он обучается. Расскажу о учителях, однокласниках и особо запомнившихся моментах, но самое ценное, на мой взгляд то, что события эти происходили в самый пик эпохи застоя, времени, которое уже подзабыли многие, а некоторые молодые люди, даже и не представляют себе оного. Так что читайте, если заинтересовало, ну а нет - бегите по своим делам. Обещаю правдивое изложение и в красках, точно так, как написаны мои старые, уже опубликованные статьи.

   Итак, пошёл я, в последний раз, в мою родную школу с утра, со старой квартиры, а посреди дня пришли за мной мама с крёстной и забрали прямо с уроков, дабы в следующий момент я оказался уже на новой квартире, ибо все вещи и мебель родители уже перевезли. Помню, когда уходил, то первая моя учительница, о которой, как правило все обычно говорят только хорошее, прошипела мне в след, типа вот одним грязнулей стало меньше, а имела она ввиду моё правописание, которое в ту пору не отличалось аккуратностью. А у кого оно отличалось в начальной школе, вспомните свои прописи ( справка для молодых: прописями являлись специальные тетради для упражнений в каллиграфии, путём многократного написания каждой буквы алфавита), редкие дети могли похвастаться красотою написанного. Мне вообще нечего сказать хорошего в адрес моей первой учительнице, зато свою воспитательницу группы продленного дня я всегда вспоминаю добрым словом ( справка для молодых: группа продленного дня или продленка, это когда с первого по третий класс, школьники не уходили домой после уроков, а оставались в школе, где под присмотром воспитательницы они находились до вечера, обедали, гуляли, делали уроки, еще давали молоко на полдник,а в конце дня их забирали вернувшиеся с работы родители. Очень удобно - уроки дома делать уже не надо было и у родителей не болела голова о том, как там их чада, ибо школа обеспечивала надзор). Во второй моей школе все было с точностью до наоборот - учительница добрая и внимательная, зато воспитательница…Ну, да обо всем по порядку.

   Первый день в новой школе начался с казуса. Привела меня старшая сестра, сдала какому-то работнику образования на руки, а та по ошибке отвела во второй класс. Любопытные детишки обступили свежеявленного товарища и стали рассматривать тетради, а там числа все какие-то большие, незнакомые, говорят, что мы, де, такого еще не проходили, а должен быть как раз урок математики. Смекнул я тогда, что что-то здесь не так, спрашиваю у учителя, мол какой это класс - второй, а мне в третий надо! Пришлось исправлять недоразумение. Не помню как прошел первый день, но помню впечатление, которое произвела на меня учительница, если не изменяет память, Нелля Николаевна, приветливая, улыбчивая, с добрым отношением к детям. По сравнению с прежней - небо и земля, я уже размяк, впал в безмятежность, был доволен такой метаморфозой и тут кончились уроки, началась продленка и пришла Раиса Константиновна, как выяснилось позже она еще была секретарь парторганизации школы, а по совместительству воспитательница и учительница истории. Полная противоположность Нелли Николаевны, зато очень мне напомнила мою прежнюю учительницу. Особо запомнилось, как однажды, когда она вела у нас историю, я стоял и отвечал у доски заданное, но видно не шибко хорошо. В конце моего ответа, она высказала своё неудовольствие и сказала в мой адрес фразу, что мол плюнь в глаза, все равно Божья роса, дабы лишний раз уколоть ученика - судите сами, насколько она была хорошим педагогом. Удивительно, как только она не смогла мне привить отвращение к истории. Много позже я случайно встретил ее на улице и вид бывшей учительницы не сведетельствовал о её счастливой жизни - я просто прошел мимо, даже не заговорив с ней - осадок от прошлого остался.   

   Другие учителя не вызывали подобного отторжения. Помню классную руководительницу, математичку, которая была строга, но не зла. Математика, до разделения ее на алгебру и геометрию, вообще мне давалась довольно легко. Меня не страшили контрольные работы и прочее, я даже позволял себе отключаться от действительности на уроке... Помню зимой, на уроке математики, я перевел взгляд на окно, а там шел густой снег и мне казалось, что это так похоже на огромный космос, а снежинки являют звезды и планеты. Долго смотря на этот снегопад, я представлял себе, что нахожусь в самой гуще данной вселенной и наслаждался моментом отрешённости... Учительница по русскому языку запомнилась волосами, завязанными в хвост, большими, круглыми очками и,
пардон, кривоватыми ногами, когда она стояла, ноги как-бы вырисовывали букву “О”. Мой дядя, ныне уже покойный, пошутил по этому поводу, что мол она у вас видно служила в кавалерии.  Из всех предметов у меня особого предпочтения в ту пору не вызывал ни один, только лишь география, да и то не сам предмет, а то, как он проходил. Сами уроки - вообще не помню, но географичку, Дину Леонидовну, запомнил навсегда. Она любила, после подачи материала урока, который она раскрашивала разными рассказами о своих поездках, в конце урока проводить с нами аутотреннинг. Призывала класс закрыть глаза, положить руки на колени и монотонным голосом начинала описывать то, что должно происходить с нашим телом, дополняя свой монолог различными сравнениями с картинами природы. Мы всё страшно любили такие занятия, поэтому дисциплина на географии была образцовой - а то не будет сеанса! Из учителей более не запомнился никто, ну разве только трудовик и физкультурник, да и то, только своим внешним видом - один ходил всегда в сером халате, а другой в спортивном костюме - ну это была общая особенность учителей труда и физкультуры в любой советской школе.

   Теперь несколько слов про одноклассников. Во второй моей школе, под номером 106, мне пришлось вливаться  в уже сложившийся детский коллектив, конечно это не так как в первом классе, когда все в равных условиях и никто никого не знает. Сопартники уже отучились вместе два года, начался третий класс, но сказать, что это был дружный класс ( как иной раз показывали в фильмах о школе) я не могу. Так как, на девчонок в то время и в том возрасте, смотрели как на иной вид жизни, неких инопланетных существ, то все отношения строились только с мальчишками. Среди них выделялись несколько человек, так сказать “авторитетов”, остальные оставались в тени, я даже не могу их толком припомнить, кроме пары, тройки лиц. Конечно, поскольку это был еще довольно нежный возраст, то ни о каком матёром хулиганстве речь ни шла - так, шалили потихоньку, не более того. “Авторитеты” даже взяли меня под своё крыло, когда я однажды появился в классе с повязкой на голове - мальчик из соседней квартиры пробил мне железякой голову, аккурат между виском и глазом ( наверняка без участия ангела-хранителя здесь не обошлось). Так что весь третий класс прошел довольно сносно и даже хорошо - сплачивало совместное распевание песен из популярнейшего в то время фильма “ Три мушкетера” и катание со склона оврага зимой на попе, усаженной на любые подручные средства ( санки, ледянки, куски линолеума). В четвертом классе всё переменилось - появился второгодник, который подмял под себя всех, даже “ авторитеты” не особо высовывались. Он ( его имя я специально не упоминаю, хотя помню хорошо - пусть оно останется в забвении) откровенно издевался над своими жертвами, нет, драк не было, но моральная обстановка была такова, что в школу идти не хотелось. К сожалению учителя не особо вмешивались во взаимоотношения детей, пуская все на самотек, лишь бы не было помех учебному процессу. Тогда я впервые стал серьёзно размышлять о природе человеческой жестокости, появилась привычка к созерцанию и философствованию ( я даже написал тогда одну из первых своих статей, которая сохранилась доныне). В пятом классе всё вздохнули с облегчением - второгодник остался на третий год или его вообще перевели куда-то, уже не помню, но видно негатив не прошел без следа, ибо во взаимоотношениях появилось стремление к унижению и издевкам. Многие одноклассники подвергались третированию со стороны своих же сверстников - воспоминания об этом до сих пор вызывает обиду и ком в горле. Так что ни о каком товариществе и дружном коллективе говорить не приходится. В пятом классе появился у нас новый ученик, татарин Эльдар, вот с ним мы сдружились и вместе, потом, перешли в новую школу. Буквально через дом от меня вовсю начали строить новую, современную школу, десятилетку, в которую многие должны были перейти, ну а пока доучивались в пятом классе.

   Не могу не упомянуть о некоторых особо ярких моментов того периода жизни. Я совсем не помню как стал октябрёнком, наверное это было во втором классе, но в конце третьего класса нас всех приняли в пионеры - это было событие! Я не помню всех подробностей, но хорошо помню, как учили пионерскую клятву ( помню её до сих пор), как я реально испытывал благоговение перед пионерским галстуком и как он вдруг появился у меня на шее весной, наполнив сердце гордостью и позитивом. Мне нравилось его носить, ощущать как развеваются на ветру его концы и как я выгляжу в нем в зеркале ( наверное не многие дети такое испытывали, но таковые все же были). Галстук, кстати, до сих пор у меня хранится в шкафу. Запомнилось как стояли в траурном, почетном карауле рядом с портретом очередного усопшего генсека. Историки в шутку называют года с 1980 по 1985, пятилеткой пышных похорон, действительно в ноябре 1982 года умирает Брежнев, в феврале 1984 года Андропов и в марте 1985 года Черненко - и вся страна замирает в трауре, школьники не учатся в день похорон, а в школах устраивают вахты памяти. Наша школа была построена по типовому проэкту - центральная часть с двумя крыльями, справа и слева, двухэтажная, кирпичная, с высокими потолками и паркетом ( впоследствии повсеместно к ним пристраивали спортзалы, которых вначале не было). В центральной части, на втором этаже, было что-то вроде холла, там часто проходили различные построения, потолок поддерживали несколько толстенных колон - вот там, у одной из стен, выставляли небольшую тумбу, покрытую красным бархатом, на которую ставили солидного размера портрет генсека, а по бокам стояли в парадной форме пионеры. Я тогда впервые заметил удивительную, для меня, особенность - в какую бы сторону от портрета я не отходил, генеральный секретарь всегда следил за мной взглядом ( эта особенность проявляется на всех портретах людей, глаза которых смотрят прямо), а тогда казалось, что только что ушедший генсек, всматривается в тебя испытующим взглядом. Ещё в памяти остались пироги, как ни странно, но я не помню ни одного помещения школьной столовой, а они наверняка были, но то, как покупали на переменах пироги, запомнилось. Вроде бы продавались они с картошкой, капустой и точно помню, что были с яблочным повидлом, стоили 5 копеек, и повидла было достаточно много. Мы часто покупали их между уроками, до 3 штук в день я брал, довольно сытная еда. Бывало возьмешь пару, один съешь, а другой “на потом” в портфель положишь, а он там испачкает учебники, и повидло было сладкое-сладкое, натуральный продукт. Год или два пришлось учиться во вторую смену, примерно к обеду, точного часа не помню, приходили в школу и не дай тебе Бог забыть сменную обувь - дежурные разворачивали и отправляли домой за ней. К слову сказать, наличие сменки на тот период было очень необходимо - весь микрорайон Молитовка была одна сплошная стройка, грязища непролазная держалась пару лет, без сапогов никак. Дойдешь до школы, а на сапогах огромные ляпушки глиноподобной земли, приходилось палочкой соскабливать наслоения, руками мыть сапоги в луже и только тогда заходить в школу, раздеваться, доставать сменную обувь и запихивать обратно сапоги. Сменку таскали, как правило, в матерчатых самосшитых мешках, которые затягивались веревочкой и за неё же и вешались в раздевалке, на них были вышиты фамилии учеников. Я свой мешок со сменкой носил аж до восьмого класса и хотя его наверняка дома стирали, но пыли в нем было…

    Когда учились во вторую смену, то с утра время у меня было свободно, ибо все уроки я делал вечером, а утром в основном читал или, когда у нас целый год длился ремонт, то любил рисовать мелом на отскобленных от старых обоев стенах, смывал тряпкой рисунок и рисовал вновь. Чтение же, я воспринимал как самое лучшее занятие, когда есть возможность перенестись, хоть и на время, в другую страну, эпоху и узнать много нового. В ту пору у меня развилась книгомания, мне было более интересно провести досуг с книгой, чем отправляться гулять, хотя дома у нас были книги и не мало, но для моего возраста почти нет, поэтому я посещал детскую библиотеку в соседнем доме. Зайдёшь туда, по дороге в школу, набьешь портфель несколькими книжками, не менее трех - пяти, вдобавок к учебникам и тетрадям, а после возвращения домой и приготовления уроков, погружаешься в новые, неведомые доселе истории и плывешь по страницам, смакуя каждый эпизод повествования и расстраиваясь, что скоро надо ложиться спать. Иногда я даже просыпался раньше обычного, минут на 30-45, чтобы опять погрузиться в захватившую душу книжную историю. Вначале прочитал все сказки, что были в библиотеке, потом погрузился в пионерскую тематику, читал и о революции, о Ленине, о войне, различная приключенческая литература - все как у всех или как у меня. Книги помогали пережить различные школьные неприятности и просто отдохнуть душой. Кстати, немало способствовали развитию книголюбия и не только у меня, но и у многих других детей, учителя литературы, которые постоянно давали на лето список художественной литературы, так сказать для общего развития.

   Вот так был закончен третий, четвертый и пятый класс в моей второй школе, школе номер 106, в перерывах между которыми, на летние каникулы, я всегда отправлялся в пионерские лагеря, на одну или две смены ( на фото, к статье, я как раз запечатлен в лагере, в должности председателя совета отряда, на фоне знамени, большая честь по тем временам)...Начинался новый период жизни, шел 1984 год, страна уже подходила к эпохе потрясений под названием “перестройка” и остановить этот процесс было вряд ли возможно.
©                ( А.В.Чурсин)             

P.S. А Вам, дочитавшие до конца мои читатели, приходилось учиться в нескольких школах? Все свои произведения я вначале публикую ВКонтакте, полный каталог здесь
https://vk.com/wall389303649_1100


Рецензии