Памяти писателя Виктора Камеристого

«У каждого человека, живущего сердцем, наступает пора становления. Она к Вам пришла, – написал мне украинский писатель и публицист Виктор Камеристый в рецензии на эссе "Послесловие к Третьему Московскому фестивалю "Нить Ариадны", проходившему в ноябре 2014-го года. – Ваша вера в неизменность доброго финала, вот – перед Вами. Для меня самым простым ответом на вопрос о смысле жизни служат слова: в честности к людям, в ней и есть нить Ариадны. Она чуточку не такая, наполненная одиночеством и непониманием, но это – она. Помощь нашим детям, разным, но именно нашим детям служит главным правилом. Не рекомендации дающих, а внутреннее право быть востребованным».
Эти слова написаны Виктором Алексеевичем Камеристым за три дня до смерти. Они побудили меня написать о нём. И не только они, а и вся жизнь донецкого писателя, с детства ненавидящего мир зла, несправедливости и лицемерия. Главным лейтмотивом его произведений является неприятие шокирующей его действительности. Являясь главным героем своих творений, он описывает то, что наблюдает вокруг себя, что видит, слышит, о чём размышляет и на что надеется в эпоху безвременья, наступившую в период развала Союза. Творчество Виктора Камеристого пока не известно широкому кругу читателя, но его жизнь, фоном проходящая через произведения, говорит о нём как о человеке большого ума и сердца. Он – герой нашего времени, человек, испытавший на себе в полной мере его жестокость и бессмысленность.
Хорошо помню, как осенью 2014-го года отправила Виктору Камеристому по электронной почте "Программу Третьего Московского фестиваля "Нить Ариадны".  В ответ он сообщил, что тоже приглашён на Литературную номинацию этого форума как автор рассказа "Мальчишка". Виктор радовался этому событию. "Если смогу, то поеду", – написал он мне в один из осенних вечеров. У меня появилась надежда встретиться с ним на площадках фестиваля, увидеть воочию, ведь мы знали друг друга только по переписке в соцсетях. В жизни редко встречаются люди, близкие по духу. Заочная встреча с Виктором Камеристым стала для меня очередным импульсом на пути к активной творческой деятельности. Он стал автором "Предисловия" к моей первой книге "Мозаика моего счастья", опубликованной незадолго до этого фестиваля. Не встретившись с писателем в Москве, приехав домой 26 ноября 2014-го, я сообщила ему об издании книги. Он ответил коротко: "Надо же, откуда не ждёшь, получаешь желаемое".
Жизнь писателя оборвалась ночью 29 ноября 2014-го года. Знаю, что Виктор не прочтёт этих строк, но постоянно чувствую внутреннюю потребность написать о нём. Этот очерк – ответ на его слова: "В наши дни нужно писать о реальных людях, делающих историю. Напишите о герое нашего времени, хотя бы обо мне". С тех трагических событий прошло много лет, но я не перестаю думать об этой просьбе писателя. Перечитываю его произведения, которые выставлены на портале российских писателей Проза.ру, всё глубже погружаюсь в мир его образов, пытаюсь понять истину, открывшуюся ему в последние годы жизни.
Виктор Алексеевич писал мне, что однажды испытал состояние клинической смерти. До этого момента был равнодушен к религиозным догмам и не считал себя грешником. Но когда вышел из комы, не любил вспоминать о том, что пережил на грани миров. Образ старухи, когтистой, страшной и жуткой, увиденной там, не оставлял его в покое. Она билась в окно, пытаясь проникнуть в помещение, где он находился, из потустороннего мира. Когда он вышел из комы, то хорошо помнил, о чём костлявая кричала ему, но никому не рассказывал.

Весть из другого мира
 
Весть о смерти Виктора Камеристого настигла меня в интернете. В последнюю для него ночь он дал мне знак из другого мира, проведя невидимой тропой по двум сайтам интернета и оповестив о своей смерти через некролог в новостях E-INFONEWS.
Я проснулась той ночью от болезненного толчка в сердце. Ни минуты не раздумывая, прошла в рабочий кабинет, включила компьютер и на сайте "Одноклассники" неожиданно увидела сноску на моё произведение, выставленное на одном из порталов интернета. Я удивилась, так как на сайте "Одноклассники" никогда и ничего из мною написанного не публиковала. Открыла текст и первое, что бросилось в глаза – это знакомая по электронной почте фотография Виктора Камеристого и ниже расположенный некролог о его смерти. Утром попыталась отыскать это сообщение в интернете, но не смогла. Написала редактору сайта. Он подтвердил страшное известие, сославшись на телефонный звонок жены Виктора Камеристого, сообщившей ему утром эту страшную весть.
Вот так и наступает встреча с небытием, которое ожидает каждого в свой час. И, конечно, лучше бы быть готовым к нему. У Виктора Камеристого было много планов. Он торопился жить, мечтал успеть пристроить своих детей – "произведения", хотел, чтобы они дошли до читателя, оставили след о нём в земной жизни. В последние годы ему открылись многое. Предчувствуя свой уход, он писал об этом, но действительность превзошла ожидания. Находясь в горячей точке Украины, ему пришлось испытать на себе ужас жуткой войны, уносящей на глазах жизни. Он писал мне о том, как однажды утром, находясь на просёлочной дороге, наткнулся на несколько трупов, разлагающихся среди вечной природы, которой дела нет до людских страданий.
 
Сведения из биографии Виктора Камеристого

Исторические корни рода Виктора Алексеевича Камеристого уходят в прошлое. Он родился в 1960-ом году в городе Константиновка Донецкой области. Особое впечатление оказал на меня рассказ писателя "Мальчишка", в нём повествуется о типичной судьбе мальчишки, потерявшего родителей и вынужденного скитаться по миру. "Ему десять или двенадцать. Десять или двенадцать лет, но выглядит он старше своих лет и, сейчас, скользя глазами по иконе, ищет непростой ответ: "Зачем? Зачем и отчего Ты, Господи, так поступил? Отчего мне суждено рыться по помойкам, искать ночлег спрашивать всех: "Где моя мама?". Та женщина, которую он не помнит та, что предала его, отдав в детский приют, из которого он сбежал пять лет назад. В эти мгновения, глядя на икону, на лик Богородицы, сжав ладони в кулаки, он замирает. Тугой комок мешает дышать, сейчас мальчишка видит перед собою не икону, не Богородицу, а маму. Глаза напротив, смотрят на него юной синевой василькового поля, они полны грусти от того, что он никому не нужен. Один, больше, чем один, он брошен людьми, он как комнатный пудель, вышвырнутый из дому, опустив книзу голову, бродит обречённо по ночному городу. Но сейчас… Глаза Матери смотрят в его душу, они пронзают её, они ранят, и они исцеляют…".
И еще он вспоминает короткие, но насыщенные бедой годы, проведённые в детском приюте. Позже он узнал, что жить в приюте страшнее, чем на улице: «Наступила зима,  – пишет автор. –  Но он по-прежнему оставался вольным. Он мёрз, но жил: воруя или разгребая мусорные баки, где находил кусок хлеба. Он просил милостыню на вокзале и ему давали, но часто /больше же/, его били такие, как он, а взрослые, отбирая эти нищенские копейки. В своем юном возрасте он познал, казалось, все, но душа противилась злу, она ждала чуда, и она верила. Иногда, когда в подвал было невозможно попасть, он, заиндевевший, покрытый струпьями, с обмороженными руками пробирался через резиновые прокладки между вагонами в зеленый спальный вагон, и там, затихая, засыпал. Он мечтал уехать в этом вагоне туда, где тепло, где он станет кому-то любимым сыном… где, уткнувшись в материнскую грудь, смог бы прошептать: моя мама…" 

Где в этом рассказе быль, а где небыль, мне уже вряд ли суждено узнать. Ещё надеюсь на встречу с его женой или детьми. Тогда отделю зёрна от плевел, правду от вымысла. А пока могу только сказать, что Виктор Камеристый в последние месяцы жизни искал женщину, в прошлом – спортсменку, проживающую в Швейцарии. Он знал её фамилию, и всю жизнь думал, что она его родственница, а, может быть, мать. По его просьбе я подключилась к поискам, разослала письма по многим электронным адресам, но ни одного сообщения в ответ не получила.
 О жизни писателя из достоверных источников известно, что он
с 1979 по 1981 Виктор Камеристый служил в армии. С 1981-го по 1987 годы работал проходчиком, забойщиком в шахте. С 1990 по 2003 работал в сфере бизнеса в качестве сначала заместителя директора, а затем директора частной фирмы. В 2005-ом году сердце не выдержало длительной нагрузки. Инфаркт. Сложная операция на сердце. В 45 лет он стал инвалидом второй группы. С 2009 года пробует себя в области журналистики. Женат. Двое детей: сын с 1983-го, дочь - с 1990-го года рождения.
Друзья отзываются о нём, как о нём неоднозначном. По мнению многих, он "донецкий", то есть не отрывается от земли, в которой родился. Опыт жизни для него является тем фундаментом, на котором воздвигалась философия жизни. Герои его книг мечтают, страдают и мучаются оттого, что не могут понять свей роли в водовороте событий, смысл которых не понятен человеческому разуму. В произведениях Виктора Камеристого отражается как в зеркале советская действительность конца 80-ых начала 90-ых годов прошлого века. Он пытается проникнуть в самые сокровенные уголки душевных переживаний человека, понять причину и природу человеческой боли, страданий, внутренней паники и страха. Писатель делает попытку осознать природу поступков и действий человека.
Писатель создаёт серию статей о Рамзате Кадырове, интересуется историей российского государства. Он пишет о последнем российском императоре Николае Втором. Он знаком с известным российским писателем Л. Словиным, считает его своим учителем. На смерть Словина пишет прощальную статью, опубликованную на портале российских писателей.

Виктор Камеристый - писатель
 
Виктор Камеристый автор четырёх книг: "Сявки"(2005), "Зов судьбы" (2011), "Время покаяния" (2012), "Отражение" (2013). События в произведениях происходят в наше время. Их герой интересен той части публики, которая считает себя думающей и пытается разобраться в процессах, совершающихся в душах людей, ищущих мира и добра во вселенной.
Виктор Камеристый обладает даром рассказчика. Ощущая потребность писать, он хорошо понимает, что чтобы стать профессиональный писателем, нужно иметь соответствующее образование. Дважды, в 1979 и в 1986 году, поступает в высшие учебные заведения: УЗПИ и ЛГИ, и дважды прерывает учёбу. Позже он о себе говорит так: " Я, конечно, не именитый писатель, но считаю, что моя проза может привлечь внимание тех, кто искренне хочет понять жизнь. Часто "заносит", но писать лёгкое и весёлое не получается. Обычный реализм". Я "хочу покаяться. Вот взять и покаяться. За что? За то, что написал, за многое несуразное и недостойное, за прославление глупых идей".
Он поддерживает принцип двуязычия и дружбу с русским народом. С 2011-го года член Партии регионов и член НСЖУ. Как писателя его привлекают героические личности. Он прекрасно разбирается в творчестве А. Камю, Ф.М. Достоевского, В. Розанова. В последние годы публикуется в различных изданиях: "Моя семья", "Порог", "Москва", "Новый берег", "Наше поколение", в газетах - "Вести республики", "Знамя Индустрии", " "Провинция", "Крещатик", "Наша Гавань" и других. В какой-то момент жизни он скажет: "Наши проблемы в том, что грудь распирает от претензий и повода осудить ... чьи-то миллионы, способности и наклонности. Неправедного много, но несправедливости станет ещё больше. Слов благодарности не услышим, о родине забудем, а о Боге вспомним, когда станет совсем худо. Не зная дороги в церковь или мечеть, не хрен учить других Вере. Не покаявшись перед людьми, не стоит надевать одежду праведника на дурнопахнущую плоть".
Как автор Виктор Камеристый известен философской и городской прозой. Он начал с коротких рассказов на социальную и нравственную тематику.
В рассказе "Иван" удивительно точно передано настроение главного героя Ивана, у которого жена умерла, дочь предала, черновики произведений втоптаны в землю... А это было самым главным в его жизни. "Всё просто, – пишет автор. – Фортуна отвернулась, удача ускользнула, а любимая... ушла. Зачем я жил? Зачем пришёл в этот мир, если всё пронеслось мимо, не воздав мне благою старостью?", "Зачем мне дар, который лишает покоя и не даёт удовлетворения? Зачем мне дар, который принёс сердечную муку, душевный разлад, бессонные ночи? Зачем мне дар, плоды которого пылятся, не передаются миру, не приносят пользы? Почему кажется ненужным и бессмысленным то, что сегодня рвёт жилы, готовое завтра выплеснуться на бумагу?" Меня потрясает вывод размышлений автора, переданный через слова героя: "Возможно я не туда пошёл, не так что-то понял и не в то поверил?".
Рассказ Виктора Камеристого "Воскрешение" помогает осознать, что у каждого во Вселенной одинаковый путь. Но каждый проходит его по-своему, согласно своим интеллектуальным способностям. "Путь к тайне мира, – пишет автор, вкладывая свои мысли в сознание героя, – к тому, что нас ожидает в конце тёмного туннеля, через который каждому суждено пройти, у каждого свой – особенный, отличный от другого. Истина в том, что что тебе предопределено, то сбудется, будешь ты об этом просить Всевышнего или нет. У каждого своя стезя. Тебе, человек, держать ответ перед Вселенной… Можно много лет просить господа о смерти, но он помогает исполниться лишь тому, что написано в твоей Книге Жизни". Эта мысль, возникшая у меня в сознании после прочтения рассказа "Воскрешение", потрясла глубиной откровения. Отец Всевышний знает всё, что в нашей Книге жизни о нас написано. Изменить судьбой предназначенное он не вправе, а вот помочь достойно нести свой крест – это он может, если попросить, и он сочтёт это нужным, необходимым тебе, залуженным... Свой крест несла и старуха, героиня рассказа "Воскрешение". Он был тяжёл и горек, но в конце концов наступила новая полоса, помогшая ей осознать, что жизнь продолжается, и нужно благодарить Бога за оказание помощи в открытии этой истины...
Сам Виктор Алексеевич Камеристый молчал много лет, прежде чем поделился с окружающими своими мыслями. Душа протестовала против того, что происходило вокруг. Но однажды мысли прорвалось наружу, и он начал высказывать их в книгах, вкладывая в уста героев и рассказчика. В одном из сообщений на портале российских писателей он пишет: "В холодной суете трудно открыть то, что гложет... чтобы не прослыть странным. Страх сеет странное в душах наших... Толкает к поиску пути не для удовлетворения пустого любопытства. Только тернист сей путь, а предвкушение писательского блаженства обманчиво". Виктор Камеристый желает таким, как он сам – писателям от Бога – творческих успехов, а сам холодной осенней ночью уходит из жизни. И никто из его читателей не знает правду той роковой ночи, кроме родных его сердцу и стен дома, которым он доверял свои мысли и чувства в последние дни жизни. Найду ли я их, его родственников? Откликнутся ли они на мой зов?
 
Недавно, уже зимой 2018-го года, в одном из сообщений неизвестного мне автора я прочла о событиях В Константиновке, предвещавших ту ночь, которая стала для писателя Виктора Камеристого последней. Об этом я расскажу тебе, читатель, позже, когда удастся разобраться в событиях, происходивших в городе Константиновка Донецкой области осенью 2014 года.
А, может,  родные или жители Константиновки мне в этом помогут?

 2018
Ирене Крекер
 

 


Рецензии