Камень и Ручей

Давным-давно это было. Однажды, в укромном горном ущелье родился ручеёк. Сперва он был таким маленьким и слабым, что у него почти не было сил, чтобы пробивать себе ходы среди огромных камней,  и протискиваться сквозь густой колючий кустарник и высокую траву. Тоненькой, едва заметной струйкой скакал он с камешка на камешек, устремляясь вниз, к горной долине. И чтобы подбодрить себя, тихонько напевал свою весёлую песенку. Правда, сперва его голоса почти никто не слышал, таким он был тихим. Но по мере того, как он рос, и вода в нём всё прибывала, он становился всё сильнее, а его голос – всё звонче. Вскоре он выбрался из гор и побежал по широкой зелёной долине. Теперь он стал уже большим ручьём, и смело мчался вперёд, продолжая напевать на бегу знакомую песню, которая теперь уже была слышна всем вокруг.
На его пути встречались разные препятствия: то деревце, то кустик, то кочка или холм. Но ручеёк ни за что не хотел останавливаться. По мере того, как он рос, он набирался опыта и научился лавировать на ходу. Он уже умел изгибаться змейкой, или разделиться на несколько маленьких ручейков, которые, обойдя препятствие, опять соединялись между собой. Вскоре он уже так окреп, что не боялся никаких препятствий и смело мчался вперёд. Пересекая равнину, он направился прямо к лесу. Подбегает он к лесной опушке, видит - у самой опушки леса – огромный Камень лежит. Лежит Камень и дорогу загораживает. «Вот разлёгся, как барин, - подумал Ручей, - как будто он здесь самый главный».
-Камень, а Камень! –говорит Ручей. – Приподнимись немножко, пропусти меня! Уступи мне дорогу!
-Вот ещё! – сказал Камень.- И не подумаю.
-Мне как раз тут пробежать к лесу надо, - снова говорит Ручей,- пропусти меня, пожалуйста!
-Нет,- говорит Камень. -Тебя ещё на свете не было, а я уже лежал здесь сотни лет и ни разу не пошевелился, и теперь с места не сдвинусь! Я привык к тому, то всякий меня обходит.
- Вот ты  лежишь здесь сотни лет, а кому этого польза? Я, например, даю всем вокруг необходимую влагу. Посмотри, как звери, птицы, насекомые ко мне тянутся. А растения? Их без меня тут вообще бы не было. А вот вы, камни - только преграда всем и помеха!
-Я большую пользу приношу, - важно сказал Камень. Во-первых, я издавна каждому путнику, конному или пешему, служу ориентиром, ведь меня всем видно издалека. Кто тут не раз ходил, знает, что недалеко от меня дорога поворачивает к лесу. Тут, возле меня иногда и люди и звери останавливаются, чтобы передохнуть. И обойти меня любому путнику легко. А вот ты, Ручей, и человеку и зверю – преграда. Если через ручей нет мостика, не каждый захочет в холодную воду лезть.
-Что ж, - сказал Ручей, - не зря говорится: «Под лежачий камень вода не течёт». Придётся мне и тебя обойти.
Изогнулся Ручей, обогнул Камень и побежал дальше.
«Беги, беги, - подумал Камень, - когда-нибудь ты всё равно пересохнешь, или в глуши затеряешься, пропадёшь, и все о тебе забудут. А мне ничего не будет, потому что мы, камни – вечны».
 Камень был о себе очень высокого мнения. Он гордился тем, что он живёт на свете очень давно, что он у всех всегда на виду, и поэтому считал себя самым главным и твёрдо был уверен в том, что каждый должен был под него подстраиваться.
Так, уже с первой встречи и начался у них спор о том, кто из них больше пользы приносит.
Как-то раз из леса прискакали к ручью две лягушки. Прыгали они, играли, плескались в воде. И так заигрались, что не заметили, как над ними пролетала цапля.
Увидела она лягушек и начала спускаться. Спохватились лягушки:
-Цапля! Прячься!- И нырнули в ручей. Спрятались там под камешками, притихли, и сидят.
А цапля опустилась на берег ручья, ходит, смотрит, смотрит в воду: «Где же лягушки? Не видать их нигде! Куда девались?» Побродила, - так и не нашла их. Взмахнула крыльями и улетела.
Обрадовались лягушки, вынырнули из воды, и давай хохотать, что цаплю провели.
-Видишь, - говорит Камню Ручей. – Какое полезное я дело сделал! Если бы тут не было меня, цапля бы непременно нашла лягушек и съела.
Камень важно промолчал, ничего не ответил.
Прошло ещё очень много времени.
Ручей по-прежнему весело бежал проторенным руслом. Он уже превратился в маленькую быструю речку. А Камень по-прежнему лежал на своём месте, довольный собой. И хотя весной, когда ручей разливался, вода доходила до него и весёлые струйки плескались возле его боков и смеялись над ним, он сохранял свой невозмутимый строгий вид.
Как-то раз летом, шёл один путник вдоль ручья. Шёл-шёл, утомился, решил передохнуть. День выдался очень жаркий. Подошёл он к ручью, умылся, смыл с себя дорожную пыль и напился чистой прохладной воды. «Ах, какая вкусная вода!» - сказал он. Утолил он жажду и захотел отдохнуть. «Куда бы присесть?»- думает. Кругом ни деревца, ни кустика, ни пенёчка. Только большой камень лежит. Подошёл путник к камню, а Камень от солнца так нагрелся, что дотронуться до него нельзя было. Но от него падала тень, и в тени было прохладно. Присел путник в тени возле Камня, развязал свою походную сумку, достал лепёшки, подкрепился немного. Отдохнул, встал и дальше пошёл.
-Ты слышал, что сказал этот путник? – говорит Ручей Камню. Он не только утолил, благодаря мне, свою жажду, и освежился, но и сказал: «Какая вкусная вода!» Какое я важное дело я сделал – напоил путника! Где бы он взял воды, если бы не было меня?
-Нет, - сказал Камень.- Вода у него и в походной фляге есть. Отдохнуть – вот что для путника всегда важнее всего, ведь он – путник, идёт издалека, а тут вблизи ни пенёчка нет. Не будь здесь меня, ему бы плохо стало от жары!
Ручей больше ничего не сказал, но остался при своём мнении.
Однажды в тех краях подстрелил охотник утку. Он сильно подбил ей крыло, и раненая птица направилась к лесу, но силы вдруг покинули её, и она упала на траву прямо возле камня. Почти без памяти, прижалась утка к камню и замерла. Чувствует, что в этом её спасение сейчас – затаиться и не шевелиться. Если бы кто увидел - со стороны, мог бы подумать: камень да и камень лежит, а больше там никого нет. Камень-то был серый и утка – серая, её и не заметно.
А охотник, идёт, высматривает раненую птицу.
«Я видел, как эта утка упала, - думает, - но куда же она делась? Тут ей и спрятаться-то негде».
 На счастье утки в этот раз с охотником не было собаки, а то бы ей несдобровать.
Идёт охотник в высоких сапогах, ищет – нигде утки нет. А она замерла, словно сама в серый камешек превратилась, и ждёт, что дальше будет… И вот…о, ужас! Огромный болотный сапог ступил совсем рядом с камнем и чуть-чуть не задел птицу. Птица вся сжалась, затаила дыхание, а сердце у неё от страха так и трепещет, вот-вот разорвётся!  Но вот один и второй сапог прошли мимо и вскоре захлюпали уже далеко впереди. Спасение! Сердце у утки от радости так забилось! Того и гляди – выпрыгнет из груди! Некоторое время она ещё оставалась на одном месте, не могла прийти в себя и поверить, что осталась жива, и что опасность миновала. Понемногу страх её прошёл, но она была ещё слишком слаба, чтобы двигаться и ещё долго лежала возле камня, пока сил не набралась. А потом, отдохнув и ещё раз оглядевшись на всякий случай, вышла из своего укрытия и осторожно пошла к воде. Поплавала немного, подкрепилась, наелась червей, улиток, личинок, почистила свои перья, и, довольная, заковыляла к лесу залечивать рану.
-Ну вот, -сказал Ручей Камню. Видишь, какую я пользу принёс этой птице! Раве она смогла бы обойтись без меня?
-Этой птице я спас жизнь! - сказал Камень.- Я дал ей укрытие, чтобы восстановить силы.  Не будь здесь меня, её бы заметил бы охотник и убил.
Но Ручей остался при своём мнении и считал, что птица спаслась только благодаря ему.
Пролетело ещё много времени, а они так и не пришли к согласию.
Однажды прилетел к ним ветер и принёс с собой маленькое семечко. Поиграл он с ним и бросил семечко в ручей. Только чудом его не умчала с собой быстрая вода. Зацепилось семечко за камень, удержалось и подумало: «Как хорошо, что тут камень лежит. Вода меня чуть не умчала в реку, а там бы я погибло». Лежало оно в воде, лежало, вдруг проклюнулся из него росток. Маленький, слабенький, карабкается из воды, за камень держится и вверх ползёт. А сам корешки пускает и голову вверх тянет, к свету, к солнцу! Тянулся-тянулся. И вытянулся, и вот уже над водой поднялся, наружу выбрался! Солнце! Воздух! Вскоре выросла из этого ростка веточка, потом другая, третья, а потом и целое деревце!.
-Ну вот видишь, Камень, - сказал Ручей, - какую я пользу принёс. Я питал это семечко, давал ему влагу и теперь здесь новое деревце выросло!
-Это деревце выросло благодаря мне, -  сказал Камень. Это я дал опору хрупкому ростку, чтобы он окреп. Не будь здесь меня, семечко умчала бы вода и оно бы погибло.
Так и жили Камень и Ручей в спорах между собой о том, кто из них главнее и нужнее. А птицы, звери и растения круглый год слушали этот спор. И не известно, сколько бы времени это продолжалось, пока не случилось вот что.
Однажды, в  высоком голубом небе над ними проплывало большое белое Облако. Камень и Ручей спрашивают у Облака: «Прекрасное Облако! Ты плывёшь в вышине, по голубому небу и с высоты всё видишь, что делается внизу, на земле. Скажи нам своё слово. Как ты думаешь, кто из нас главнее и нужнее? Кто из нас больше пользы приносит?»
А Облако им так сказало: «Слушайте, что произошло на Земле давным-давно. Далеко-далеко отсюда когда-то плескалось бескрайнее море. А в этом море жило много разных необыкновенных рыб и морских животных. На дне моря росли невиданные травы и причудливые кораллы. И вот однажды началось нечто небывалое. Все морские обитатели вдруг стали спорить друг с другом и ссориться. Каждый считал себя самым главным в море. В этот спор включились волны и берега, и прибрежные скалы. Всё зашумело, загудело, скалы задрожали, загудели, волны плескались и шумели без конца, и стало это море разливаться и выходить из берегов, и затапливать всё вокруг. Огромные волны добегали до самых гор и приглашали их вступить в этот спор, но гордые горы были выше этих передряг, и хранили суровое молчание. И такой поднялся шум на весь белый свет, что Мать-Земля рассердилась не на шутку. Рассердилась Земля и затряслась от гнева. И …засыпала всё море песком и пылью. И там, где было много воды,  растений, где было много зелени, птиц и зверей,  раскинулась бескрайняя безжизненная пустыня. Вот уж много веков живут там одни пески, и трудно поверить, что когда-то там плескались голубые волны, плавали рыбы, и жили огромные животные, похожие на китов. И сказала Земля: «Так будет с каждым, кто возомнит себя главнее другого. Запомните все! Это говорю вам я, дочь великого Солнца – планета Земля. Солнце научило меня мудрости. Оно дало мне силы для создания великого чуда – жизни на Земле. И здесь, в своём доме, я кропотливо, миллионы лет создавала это чудо – единственное во всей Вселенной! Все вы, мои дети, дети Земли и дети Солнца, равны между собой и каждый из вас одинаково мне дорог. Ведь в каждого из вас я вложила частицу себя! И я, ваша Мать, не допущу, чтобы в моей семье был раздор, и мои родные дети ссорились друг с другом. Даже если кому-то кажется, что другой не приносит никому никакой пользы, не смейте обижать друг друга! Вы просто не знаете, иногда не можете знать, насколько каждый из вас важен и для человека и для зверей и птиц, и для всей земли! Каждый из вас должен уважать другого и жить с ним в согласии. И все вместе вы должны любить и слушаться свою Мать. А если кто-то посмеет меня ослушаться, то он жестоко поплатится за это. Я сурово накажу его. Если это будет камень – он превратится в пыль, если море – превращу его в пустыню, а реку или озеро - в болото. Если лес провинится – он засохнет. На его месте появится голое место, равнина. А если меня ослушаются горы – сравняю их с землёй. Провинится человек - накажу и человека! И да будет так впредь».
Как услышали этот рассказ Камень и Ручей, задумались. «Не хочется мне в болото превратиться», - подумал Ручей. «Не хочется мне в пыль превратиться», - подумал Камень.
И расхотелось им спорить друг с другом. И подумали они, что лучше уж жить в мире, а своё мнение – держать при себе. Решили так – и сделали. Живут себе поживают и до сих пор Камень и Ручей. Они давно уже забыли обо всех своих давних спорах и примирились друг с другом и со стороны может показаться, что они вообще никогда не ссорились. Ручей больше не говорит Камню, что он стоит у него на пути, что он упрямый и ленивый и от него нет никакой пользы. А Камень давно смирился с тем, что стоит по пояс в холодной воде, и что он весь от сырости покрылся зелёными и бурыми пятнами, что на его лысине вырос мох, и там часто сидят лягушки, ящерицы, а иногда и птицы. Камень и Ручей стали большими друзьями. А там, где дружат двое, обязательно появятся и новые друзья. Не случайно со временем возле них поселилось много новых жильцов. Кого тут только нет! Кроме лягушек и ящериц, ещё и улитки и жуки, и многие другие насекомые, и даже звери и птицы. И все они тоже очень хотят, чтобы и Камень и Ручей всегда дружили между собой и всегда были вместе, ведь они служат им домом, рядом с ними многие находят пищу и приют, здесь им хорошо и спокойно. И все они хотят, чтобы так было всегда.
Камень и Ручей рады всем новым друзьям.
Может быть когда-нибудь и ты с ними подружишься. И они тебе обязательно расскажут и покажут много интересного.

13.02.2019


Рецензии