Странная война между кузеном и кузиной

Начало 90-х годов XVIII века ознаменовалось странной войной между Швецией и Россией. Во главе Швеции король Густав III, во главе России императрица Екатерина II. Они кузен и кузена. Мать Екатерины и отец Густава – родные сестра и брат. Густав III, заняв шведский престол, тут же совершил государственный переворот, сосредоточив практически всю полноту власти в своих руках , отодвинув Риксдаг. Это было против интересов России, предпочитавшей слабую власть у северного соседа. Но Екатерине не удалось остановить «ретивого» братца. Все ее военные силы были заняты на других направлениях (против Турции, Пугачева, в Польше). Тем не менее, Густав понял, откуда можно ждать беды, и пришел на военном корабле в Петербург, чтобы в течение месяца наладить отношения с сестрой, вроде бы это удалось. Но тут в семействе Густава разразился скандал. Он был человеком нетрадиционной ориентации. Но у него нежданно, негаданно, родился сын. И его брат Карл, наследник престола, заподозрил, что дело нечисто. Скандал замяли. Но Екатерина разобралась в обстановке, отложила на будущее «папку» с делом «братца». А пока разработала для его сына проект коляски, произведший фурор в Европе.
И размолвка между братом и сестрой не заставила себя ждать. В 1785 году умер их дядя, Фридрих-Август Гольштейн Готторп, великий герцог Ольденбургский. Густав решил примерить на себя корону герцога, но Екатерина воспротивилась, отдав ее еще одному их кузену.
Одновременно в Швеции возникла серьезная оппозиция королю, ориентированная на его брата. Густав понимает, что спасти его может маленькая победоносная война, но с кем ее вести. Только с Данией за Норвегию. Но в войну тут же ввяжется Россия. Так не проще ли сразу начать воевать с Россией. Как это можно сделать быстро и без особых материальных затрат?  А взять, да атаковать  Петербург, когда в городе будет мало войск. А как атаковать? Да, конечно, по морю. Благо с флотом у Швеции все обстояло очень неплохо, получше чем у Екатерины на Балтике. Правда, нужен железный повод к войне для Европы. И этот повод Густав начал искать после вступления России в новую войну с Турцией в конце 1787 года. Если бы Швеция взяла и просто напала бы на Россию, тут же верная обязательствам Дания ударила бы по Швеции, а Риксдаг внутри страны мог лишить его власти.  Значит, нужно, чтобы войну начала Россия, которую в Европе никто бы не поддержал. Но Россия уже воюет и вряд ли вступит в новую войну. И в этом была для Густава главная загвоздка его планам.
Дальше события развивались любопытно. Екатерина знала о приготовлении к войне шведского флота. Понимала, что Густав не объявит ей войны ни при каких обстоятельствах, так как тут же  лишится короны своими же подданными. Настолько уверена, что посылает кронштадтский отряд из трех наиболее мощных кораблей в Средиземное море. Но переход его задерживает шведская эскадра, требующая, чтобы русские отдали салют генерал-адмиральскому флагу и герцогу Карлу, брату короля, великому адмиралу  эскадры. Русские корабли салютуют Карлу, но не как адмиралу, а как брату русской императрицы. Карл недоволен, но пропускает русские корабли, утешая себя тем, что теперь ему без них проще будет уничтожить русский флот.
Тем временем, шведы разыгрывают сценарий, в будущем неоднократно повторенный в истории войн. Группу финских солдат переодевают в русскую военную форму, они пересекают русско-шведскую границу, имитируя русское нападение на Швецию (Финляндия еще Шведская территория). Шведские войска (без объявления войны) окружают русскую крепость Нейшлот. А Густав предъявляет сестре Екатерине ультиматум, в котором, кстати, требует, чтобы русские ушли из Крыма. История имеет свойство повторяться.
И Екатерина первой объявляет войну Швеции. Густав своего добился. Россия начала войну формально первой. Начинаются захваты русских кораблей и судов. Королевский флот из тридцати вымпелов (15 линкоров) подошел к Гогланду.
Но так вышло, что русская эскадра была подготовлена к турецкому походу. Теперь адмирал Грейг вывел ее против шведов. Но тут был один нюанс. И сам Грейг, и его помощник адмирал Спиридов, и многие офицеры были масонами, непосредственно подчинявшимися магистру, шведскому герцогу  Карлу, брату короля. Начались дискуссии, дать бой шведам, или мирно разойтись. Возобладало мнение воевать.
Что любопытно, при таком большом числе кораблей (у шведов – 20 вымпелов, у русских – 17) русский флот при Екатерине на Балтике до этого не воевал.  Большинство офицеров и матросов были необстреляны. Но битва завершилась вничью, шведы отошли к Гельсингфорсу, оставив Финский залив русским кораблям. И это было крупнейшим успехом русского флота, сорвавшим шведский блицкриг.
Одновременно начались волнения в шведской сухопутной армии из-за незаконности войны, ясной всем. Густав мечтает помириться с сестрой. Но армейские генералы берут этот вопрос в свои руки. Густав вынужденно объявляет о назначении Карла наследником и главнокомандующим шведской армией.
Тем временем, финские заговорщики обращаются к Екатерине с просьбой поддержать независимость Финляндии от Швеции. Та соглашается, если такое решение примет Сейм народных представителей, для охраны работы которого она обещала предоставить русские войска.
Герцог Карл, разобравшись в обстановке, решает, что необходимо срочно созвать Риксдаг, чтобы решить вопрос о мире. И обратился к племяннику,  русскому цесаревичу, своему племяннику Павлу Петровичу с предложением заключить перемирие.  Его цель на риксдаге свергнуть брата, даже ценой отсоединения Финляндии. Он отдает приказ о выводе шведских войск из «русской» Финляндии. Адмирал Грейг требует у императрицы приказа о разгроме шведского флота. Но у Екатерины уже другие планы. Ей нужен мятеж и Финляндия, самостоятельно просящая ее о включении в состав  России.
Однако обстановка стремительно меняется. Дания объявляет войну Швеции. Объявляется крестьянский набор в армию.  Крестьяне за короля. Дания объявляет о перемирии. Король снова на коне. Армия короля сильнее армии его брата Карла. И Карл возвращается в стан сторонников Густава. Он отправляет офицеров финнов по домам для отдыха. И тем нить заговора обрывается. Адмирал Грейг умирает. И русский флот уходит на зимовку. Шведский флот спасен. Карл оставляет командование им графу Врангелю. Знакомая фамилия для русской истории, а сам едет замаливать грехи перед королем. Все остаются при своих. А король совершает неожиданный поступок. В Стокгольм вводится крестьянское ополчение. Король уравнивает в правах крестьян и дворян. И выпроваживает последних из Риксдага. И получает абсолютную власть, тем самым, за три месяца до французской революции и по собственному желанию, король сделал примерно то же самое, что произойдет во Франции после созыва там Генеральных штатов. Не исключаю, что Мирабо и другие лидеры революции могли использовать кое-что из шведского опыта. Началось строительство линейных кораблей. Правда,  из-за неблагонадежности морских офицеров назначать командирами линейных кораблей пришлось майоров, а фрегатов – капитанов. Так все начиналось. А как закончилось, в следующих публикациях.


Рецензии
Про Швецию я читал меньше, чем хотелось бы, узнал новое, за что спасибо:—))) с уважением:—))) удачи в творчестве:—)))

Александр Михельман   15.02.2022 19:30     Заявить о нарушении
Любопытная война!

Игорь Тычинин   15.02.2022 20:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.