Машина обеспечения переправ держатель
Мне, по долгу службы, пришлось принять участие в показательных учениях инженерной техники на Десне, в районе Броваров. Нашей машине предстояло переправиться на противоположный берег и проделать проход на высоком берегу реки, используя экскаваторное и бульдозерное оборудование, а также водяную пушку. Эта задача была успешно выполнена и получила высокую оценку со стороны президента Академии наук Украины Патона, присутствовавшего на сборах.
Каковы особенности машины обеспечения переправ?
- масса-37,7 т., экипаж-3 чел., габаритные размеры: длина-11968…12984 мм., высота по экскаваторному оборудованию-3284 мм., ширина- 3350 мм., ширина колеи- 2760 мм.;
- дорожный просвет- 400 мм., среднее удельное давление на грунт- 0,68 кгс/см2, запас плавучести- 30%, минимальный радиус поворота машины на суше (по колее забегающей гусеницы): при 1-ом положении рычагов ПМП- 9,32 м, при 2-ом положении рычагов ПМП -2,76 м.;
- радиус поворота на воде при работе винтов «враздрай» - на месте; максимальная скорость на суше- 57,3 км/ч, на воде- 14 км/ч., путь торможения на сухой грунтовой дороге (при начальной скорости торможения 30 км/ч)- 15 м;
- средний расход масла (на 100 км пути) – 12 л.; запас хода по топливу: по дорогам с твёрдым покрытием – 500 км., на воде – 11 час.; расход топлива (на 1 час работы): экскаваторного оборудования – 55 л.; бульдозерного – 65 л.; максимальное тяговое усилие на «крюке» - 16тс.;
- выемка грунта I…III категории экскаваторным оборудованием – 70 м3/ч., подъём грузов экскаваторным оборудованием с помощью грузового стропа – 2тс; производительность бульдозерного при оборудовании съезда в грунтах I…III категории – 200 м3/ч., при самоокапывании в грунтах I…III категории – 150 м3/ч.; разработка грунта I…III категории гидромонитором – 25…60 м3/ч;
- тяговое усилие лебёдки: без полиспаста – 15тс., с полиспастом – 30 тс.; бурение шпуров – 14 м/ч.
- двигатель В-84В максимальной мощностью 710 л.с.; запуск двигателя – воздушный или стартерный; масса двигателя – 1070 кг., заправочная (вырабатываемая) ёмкость топливных баков – 1270 л., невыработанный остаток топлива – 23 л.;
- воздухоочиститель – циклонный, бескассетный, с эжекционным отсосом пыли, с горизонтальным расположением циклонов;
- система смазки: комбинированная (под давлением и разбрызгиванием), с сухим картером; заправочная ёмкость – 115 л., ёмкость бака – 90 л.; температура масла: рекомендуемая – 70…90 0С, максимально - допустимая 115 0С; давления масла 4…11 кгс/см2;
- система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией и эжекционной вентиляцией; заправочная ёмкость – 110л.; температура охлаждающей жидкости, рекомендуемая – 70…90 0С, максимальная – 115 0С;
- система подогрева – жидкостная, с принудительной циркуляцией; подогреватель – ПЖД – 600;
- компрессор – АК- 150С, рабочее давление – 150 кгс/см2, время накачки 10-литрового баллона до 150 кгс/см2 – 30…45мин., рабочее давление в пневматической системе привода управления главным фрикционом и остановочным тормозом 5…8,5 кгс/см2;
- распределительная коробка (РК) – шестеренчатый редуктор с электрогидравлическим управлением рода работ и водоходным движителем;
- главный фрикцион (ГФ) – многодисковый, сухого трения сталь по стали; количество дисков – ведущих – 10,ведомых – 9;
- коробка передач (КП) – трёхходовая, пятискоростная, с постоянным зацеплением зубьев шестерен, с синхронизацией на 2-ой, 3-ей, 4-ой и 5-ой передачах; число передач – пять вперёд и одна назад;
-планетарный механизм поворота (ПМП) – планетарный, 2-х- ступенчатый, с блокировочным фрикционом и тормозом; количество, 2 шт.;
- бортовая передача (БП) – 2-х- ступенчатый редуктор с цилиндрическими и планетарными рядами;
-система смазки трансмиссии и управления РК – принудительная, циркуляционная, с оросителем, Рупр=12…15 кгс/см2 , Рсмаз=0,5…2,5 кгс/см2; заправочная ёмкость системы – 110л, бака – 45л;
-ходовая часть: движитель – гусеничный, с передним расположением ведущих; - гусеница – с резинометаллическим шарниром параллельного типа цевочного зацепления, количество – 2шт.; количество траков в одной гусенице – 94шт., соединение траков – болтовое;
- гребные винты: четырёх лопастные, правого вращения, в насадках, диаметром 750 мм - 2 шт.;
привод управления – дистанционный, гидравлический;
-экскаваторное оборудование: ковш – обратная лопата емкостью 0,5 м3, шириной 0,84м.; радиус копания- 8 м., глубина копания-1,8 м., высота копания -5 м., высота выгрузки - 7,2 м.;
- бульдозерное оборудование: глубина опускания режущей кромки ниже уровня опорной поверхности – 0,4 м., длина отвала- 3350 мм., высота отвала – 1000 мм.;
- лебёдка: реверсивная, с тяговыми роликами, механической выдачей троса, разгрузочным укладочным барабаном; усилие – 15 т, с полиспастом – 30 т; длина троса – 100м., диаметр троса - 20,5 мм.;
-гидромонитор: лафетный ствол: рабочая зона по горизонтали - ± 450, вверх-300, вниз- 200; длина струи - 35…40 м.; насос – центробежный, одноступенчатый 160.01-35-00-00, производительность - 60 м3/ч., напор - 100 м., потребляемая мощность - 115 л.с.;
-бурильная установка: мотобур М-10: глубина бурения - 10 м., диаметр скважины – 59…62 мм., масса – 16 кг., привод - двигатель «Дружба – 4»: мощность – 4 л.с., топливо - смесь «бензин – масло» в отношении 15 : 1, расход топлива - 550 г/ л.с.*ч;
- гидросистема: заправочная ёмкость - 300 л., давление масла, кгс/см2: силового – 280, привода управления – 30, привода управления насадками – 140; охлаждение – в радиаторе; - электрооборудование: система – однопроводная, напряжением 24 в.; аккумуляторные батареи – стартерные 12СТ-85Р1: ёмкость - 85 а.ч., соединение – параллельное, количество – 4 шт., общая ёмкость - 340 а.ч., масса одной батареи - 72 кг., генератор Г – 6,5С , мощность - 6,5 квт.;
-специальное оборудование: насос малой производительности - центробежный, лопастной:
производительность - 450 л/мин.; насос большой производительности – центробежный, спирального типа, с односторонним всасыванием, производительность – 1500 л/мин.; устройство для пуска дымовых гранат 902А; радиостанция Р – 173; прибор ночного видения ПНВ-57ЕТ, кол.-2 шт.; приборы дневного наблюдения ТНП – 1, кол. - 9шт.; гирополукомпас ГПК – 59; установка фильтрации воздуха - центробежный вентилятор с инерционной очисткой запылённого воздуха и фильтром – поглотителем ФПТ – 100: подача воздуха -120 л/с., степень очистки - 98 %;
-отопитель ОВ – 65: теплопроизводительность - 6500 ккал/ч., нагрев воздуха - 95 о С, топливо – дизельное, расход топлива – 1,2 л/ч.;
-измеритель мощности дозы - ИМД – 21Б, диапазон измерения – 1…10000 Р /ч.;
- система ППО - автоматическая, двухкратного действия, количество баллонов – 2шт., огнегасящий состав – хладон, количество термодатчиков - 4 шт., количество распылителей - 7шт.; ручной огнетушитель – углекислотный: количество - 2 шт.; - якорное устройство – масса 23 кг., длина каната - 20 м.;
- башенная установка: зона обстрела по горизонтали: влево -140о, вправо - 180о,вверх – 350 вниз - 5 о, напряжение питания - 24 в., масса - 109 кг.; ,
-пулемёт ПКТ: калибр – 7,62 мм., питание - ленточное; количество патронов 250 шт., боекомплект (патроны) -1000 шт., прицел – перископический ПП2 – 61Б;
- кабина - герметичная, имеет спецзащиту; корпус кабины - из спецстали.
Машина уникальная, была выполнена в единственном экземпляре, принимала символическое участие в конфликте между Украиной и Россией в районе Керченского пролива (коса Тузла). Но в результате распада Союза военные инженерные машины оказались в то время никому не нужны и не востребованы. Цехи спецпроизводства «Лугансктепловоза» были закрыты, оборудование демонтировано. Дальнейшая судьба «Держателя» неизвестна.
Свидетельство о публикации №219021301511