Поездки на поезде

Поездки на поезде.
Посещать Марийские леса я начал еще в ранней юности, когда доехать до нужного места можно было на поезде, вагоны которого тащил паровоз. Будучи еще молодым парнем, не имеющим средств на покупку билета, я как и мои дворовые приятели обычно ездил в лес зайцем, стараясь избегать встреч с контролерами, проверяющими билеты в вагонах поезда. Осуществить это, в те годы было проще простого, так как занятие самодеятельным туризмом в то время было массовым, поэтому длинные пассажирские составы идущие из Казани в Ешкар Олу были как говорится забиты пассажирами под завязку. Иногда проверяющие, просто физически не могли пролезть в вагон поезда для проверки билетов, из за множества стоящих, в проходах и тамбурах пассажиров. Личных автомобилей, у населения в то время еще не было, а автобусное сообщение между двумя соседними городами было развито еще слабо, поэтому единственным доступным транспортом оставался поезд, на котором можно было уехать в лес. Обращала на себя внимание такая закономерность, если состав отправлялся из Казани, то контролеры обычно проверяли билеты только до тех пор, пока поезд движется по своей республике и выходили обычно из вагонов на станции Зеленый дол. Дальше по Марийским лесам поезд обычно шел, без каких либо проверок. Похожая картина наблюдалась и в обратном направлении. Пока поезд двигался из Ешкар Олы в Казань, на территории своей республики работали Марийские контролеры, которые покидали вагоны на станции Гари, так как дальше уже начиналась территория Татарстана, где они не имели права проверять билеты. Зная такую особенность работы контролеров, многие пассажиры покупали билеты только для проезда по своей республике, вторую половину пути до нужного места проезжая фактически бесплатно. Безбилетники же, еще на месте отправки поезда забирались на крышу вагона, благо у каждой входной двери имелась специальная лестница из металлических скоб ведущая наверх, и ехали так до места назначения, находясь в полной недосягаемости для контролеров которые для проверки билетов на крыши не лазили. Правда иногда железнодорожная милиция сгоняла безбилетников с крыши поезда, тогда волей неволей приходилось садиться в вагон, чтобы на следующей остановке забраться наверх. Как уже говорилось ранее, состав тянул паровоз, поэтому железная дорога была еще не опутана как сейчас проводами под напряжением, поэтому поездка на крыше вагона была вполне комфортной и безопасной. Единственная преграда поджидала только на станции Зеленый дол, где состав проезжал под низко висящим пешеходным переходом, миновать который можно было лежа на крыше вагона. Дальше Зеленого дола поезд шел уже по Марийским лесам, где на крыше вагона можно было делать все что вздумается, так как никаких препятствий до самой Ешкар Олы не было. Паровоз тянул вагоны, с меньшей скоростью чем сейчас, поэтому подложив под голову рюкзак на крыше можно было и подремать пока доедешь до нужной станции. Правда иногда путешественников на крыше вагона окутывало облако белого дыма, вырывающегося из трубы паровоза и пахнущего сгоревшим углем. Но такое случалось достаточно редко, и в основном с теми, кто решил ехать на крыше, в голове поезда ближе к паровозу. Так как на крыше поезда, в основном ездила безбилетная малышня, так же как и на общественном городском транспорте, прицепившись сзади к трамваю, или троллейбусу, то со временем, ездить таким образом в лес стало достаточно стыдно, поэтому пришлось осваивать безбилетный проезд уже внутри вагона. Здесь имелись свои уловки как не попасть в лапы контролерам. Можно было например спрятаться от проверяющих на ступенях лестницы ведущей в вагон, предварительно закрыв за собой входную дверь. Таким образом, проехав один перегон снаружи вагона, можно было дождаться, когда контролеры, проверив у пассажиров билеты, уйдут в следующий вагон. Можно было спрятаться и в тамбуре, забравшись в помещение, где находилась печка отапливающая вагон зимой, или запереться на время в туалете, дожидаясь пока контролеры не пройдут дальше. Но чаще всего использовалась другая схема проезда без билета. Обычно если в составе появлялись контролеры, то в вагоне появлялись бегущие от них безбилетники, которые предупреждали всех пассажиров, что в соседнем вагоне идет проверка билетов. Контролеры действовали по давно отлаженной схеме, один человек, обычно в милицейской форме, оставался в тамбуре вагона, а второй проходил мимо пассажиров в следующий тамбур блокируя тем самым вагон, после чего контролеры в железнодорожной форме начинали проверять билеты. Когда проверка билетов заканчивалась, то же самое происходило в соседнем вагоне. В этом случае нужно было улучить момент, и на очередной остановке просто пересесть из своего в уже проверенный контролерами вагон, для чего выйти из поезда и пробежать по посадочной платформе некоторое расстояние. Не знаю как у других, но в компании, с которой в лес ездил я, было принято иметь на всякий случай ложную легенду, с чужой фамилией, и адресом проживания, которые можно было без запинки назвать, в случае ареста в поезде. От уже побывавших в этом качестве задержанных безбилетников было известно, что чаще всего милиция их высаживала в Зеленом доле, или на станции Гари, заставляя стоимость билета отрабатывать колкой дров. После этого, по адресу проживания милиция присылала штраф, который необходимо было оплатить. Поэтому каждый мой дворовый приятель имел легенду с реально существующим адресом проживания, именем, и фамилией человека, который не шлялся по Марийским лесам, и всегда мог доказать, что в момент задержания безбилетника находился дома. Как я сейчас помню, моей легендой на случай поимки был Петрухин Вовка из соседнего барака, который сам предложил в случае чего назваться его именем. Позднее пришло осознание, что бегать от контролеров с тяжелым рюкзаком не очень удобно, поэтому компания стала брать один или два билета на поезд, оставляя ребят с билетами сидеть на месте, и приглядывать за вещами, пока остальные спасаются от проверяющих. Как только государство разрушило земляночный Китай город на реке Илеть, пассажиров в поездах сразу стало заметно меньше, поэтому постепенно пассажиры приучились покупать билеты. Но зато теперь, особенно в последние годы в вагонах можно стало увидеть довольно странные компании. Вроде уже взрослые парни. и девчонки, большими компаниями ехали в лес, вооруженные самодельными мечами и щитами. Некоторые были одеты даже в самодельные кольчуги из мелких пружинных колец. Как только такая компания появлялась в вагоне пассажиры говорили, ну вот нам предстоит ехать с толканутыми. Конечно они имели в виду почитателей Толкиена, которые появились сразу после выхода его книги Властелин колец. Такая компания обычно держалась от остальных пассажиров обособлено, а чем они занимались, оказавшись в лесу мне до настоящего времени не совсем понятно. Однажды около оврага, соединяющегося с озером Глухим, в лесу мне встретилась странная конструкция по разговорам построенная этими ненормальными. Говорили, что это своеобразная крепость из жердей, около которой происходил бой между разделившимися на две команды толканутыми. 1. Правда это или нет, я не знаю, но на всякий случай сфотографировал странную постройку в лесу. Может быть, меня действительно не обманули знающие люди, и это на самом деле площадка, на которой происходила потешная битва.
              Использованные материалы.
1. Странная постройка в лесу, фото автора.               


Рецензии