Атеизм, как феномен веры

История атеизма берет своё начало в Древней Греции. До появления материализма человечество пребывало в наивной уверенности, что своему происхождению, как и всем прочему, что его окружает, оно обязано таинственной, всемогущей, и самое главное не материальной, сущности по имени «Бог».

Самое интересное, что всех это представление устраивало и всё очень логично объясняло: если всё в жизни хорошо, то Бог милостив и снисходителен, если всё плохо, то грозен и справедлив, так как наказывает людей-плохишей за то, что не достаточно усердно его почитают. Ну, а чтобы исправить это неправильное положение, надо принести Богу дары и всё снова наладится. Но налаживалось не всегда, то погода была омерзительна, и приносила многолетний голод, то соседние племена зверствовали и уничтожали соплеменников, и это не смотря обильные жертвоприношения, иногда даже человеческими жизнями. Одним словом, в критических умах, зрело сомнение в правильности исконных воззрений на Бога, и его месте в жизни людей.

В итоге это сомнение сформировалось в материалистическую концепцию происхождения мира, из которой Бог был удалён за ненадобностью.

Впервые её высказал Анаксимандр (610 - 540 гг. до н.э.). После долгих размышлений над философскими достижениями своих предшественников, и в первую очередь его учителя Фалеса (624 - 546 гг. до н.э.), Анаксимандр сообщил своим согражданам, что в основе всего сущего находится не «Бог», а совершенно материальная сущность «Апейрон», которая представляет собой единую ничем неразделённую бесконечную материю, из которой затем путём длительного развития и получилось всё то, что человек может наблюдать, осязать и воспринимать, как равно и сам человек. [1]

Можно представить какое впечатление это произвело на искренне верующих греков в свой пантеон мифических богов, которые спустя более 200 лет за меньшие «шалости» на эту тему отправили на тот свет Сократа. А он то, всего хотел уравнять земных героев со статусом мифических богов. Одним словом публика не приняла ереси Анаксимандра, и продолжало пребывать в наивной вере, что всё-таки всем заправляет Бог. Но семя сомнения было посеяно и оно медленно, но упорно пробивалось к общественному сознанию. Но «сердце» этого общественного сознания звало его не к непонятному атеизму, а к более прогрессивной форме религиозного мировоззрения - монотеизму. Так на смену политеистическим религиям, то тут, то там стал приходить не атеизм, а различные формы монотеизма. 

Позднее философы объяснят это инфантильностью человеческого мышления, которое, как всегда это бывает на распутье, выбирает путь с наименьшим сопротивлением. Проще, хотя тоже болезненно, отказаться от множества богов и оставить одного, чем лишиться всех скопом. [2] Поэтому, не смотря на то, что все философские предпосылки были созданы, особенно после работ Эпикура (341 – 270 гг. до н.э.) и Лукреция (99 - 54 гг. до н.э.), атеизм ещё долгое время оставался экзотической формой общественной мысли, пока не пришла эпоха Просвещения, которая открыла в нём «второе дыхание».

Вместе с небывалыми до этого прорывами в естествознании человечество переживает вереницу нескончаемых социальных революций, и те, и другие становятся благодатной почвой для атеизма, который в XX веке оформляется в государственную религию на территории бывшей Российской империи. В этой метаморфозе сознание вновь цепляется за привычные стереотипы, и вся структура новой религии полностью копирует хорошо освоенную конфессиональную иерархию.

Место «Царства небесного» занимает такое же эфемерное понятие  - коммунизм, которое с одной стороны имеет все признаки антропоморфной социальности, а с другой представляет собой идеалистический, вечно недосягаемый, символ, который в лучшем случае достигнут потомки, и то не факт.

Место кумира отводится вполне реальной личности Ленину, образ которого доведён до абсолютной мифической идеализации.

Место апостолов занимает многочисленная когорта соратников от Сталина до Кирова.

Местами поклонений становится мавзолей и партийные комитеты от ЦК до парткомов на предприятиях. 

Вместо икон портреты вождей. Рудиментом этой традиции являются портреты действующих президентов в кабинетах государственных чиновников всех мастей.

Научный атеизм [3] становится не только предметом в высших учебных заведениях, но и обязательным экзаменом при поступлении в аспирантуру.

Одним словом атеизм интегрировался во все сферы общественной жизни, став, ведущим мировоззренческим ориентиром советского общества. Поэтому не удивительно, что подавляющее большинство населения, прошедшее глобальную «чистку мозгов», продолжает исповедовать атеизм, искренне веря в его исключительную истинность, основанную на достижениях современного естествознания.

В философии современный атеизм обозначается как радикальный. Имеется в виду, что он полностью отвергает такое понятие как Бог, и всё что связано с его мистическими проявлениями.

Основной довод радикальных атеистов заключается в том, что они не верят, а знают, что Бога нет, но ни одного вразумительного аргумента, кроме того, что они с ним лично не знакомы, они не приводят. Когда религиозные фанатики им на это указывают, то они им очень логично объясняют: Ваш Бог, по вашим же утверждениям, проживает на небесах, но мы сегодня заглянули в самые отдалённые уголки Вселенной и нигде его не встретили. Подобный аргумент хорошо работал пока средний уровень образования был не выше ПТУ, когда же он поднялся несколько выше он уже воспринимался как издёвка.

Таким образом, и атеисты, и религиозные фанатики оказались на одном «поле» - вера. И те и другие просто верят в истинность их мировоззрения, а вере, как известно, доказательств не нужно.



[1] «Гримаса» истории заключается в том, что современный материализм не признает воззрений Анаксимандра и сводит Вселенную к демиурговской теории «Большого взрыва» и вся эта мировоззренческая эклектика мирно уживается в сознании современных атеистов.

[2] Когда Эхнатон (1375 – 1335 гг. до н.э.) решился провернуть подобный социальный кульбит, религиозная реформа его не пережила и почила вместе с ним.

[3] В реальности предмет назывался "Научный коммунизм", но поскольку основой коммунизма является атеизм, я позволил себе вольность его переиначить под тему статьи, тем более, что в идеологическом плане эти два понятия тождественны.


Рецензии
//Основной довод радикальных атеистов заключается в том, что они не верят, а знают, что Бога нет, но ни одного вразумительного аргумента, кроме того, что они с ним лично не знакомы, они не приводят//.

Опять лукавство?!! Атеисты не говорят, что не видели бога (в качестве аргумента), потому что это глупый довод. Ведь люди много чего не видели, например инопланетян, но они вполне могут существовать на других планетах.

Основной довод атеистов очень прост: "Волшебство невозможно!", нереально!!!

И поэтому нереальны и боги, и ангелы, и черти..., это просто литературные герои...

Виктор Гаврилов Степ   19.03.2023 08:47     Заявить о нарушении
Самый излюбленный довод материалистов (АТЕИСТОВ): этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Об одновременном существовании человека в биологическом и не материальном виде люди знали всегда, но вульгарный материализм утверждал, что существует только, и только, биологическая форма жизни, сознание не может существовать в не биологической оболочки. Энгельс уверивший в этот бред, на полном серьёзе утверждал что нет, и не может быть, доказательств существования сознания в не тела. Хотя письменные источники со времен шумер и античности приводили десятки тысяч подобных доказательств. Но для материалистов, это всего лишь поповские сказки.
Но вот в конце 20 века этим вопросом занялась серьезная наука, которая также согласилась с тем, что сознание может существовать вне тела. Оказывается может существовать то, чего быть не может по определению атеистов. Так чем же они в данном случае отличаются от тех кто верит в ангелов и чертей? Лишь тем, что они в это не ВЕРЯТ.

Александр Захваткин   19.03.2023 10:09   Заявить о нарушении
//Но вот в конце 20 века этим вопросом занялась серьезная наука, которая также согласилась с тем, что сознание может существовать вне тела//.

Ссылочку не дадите на это исследование?

Хотя и просто рассуждая, можно сделать вывод, что сознание человека может находиться только в мозгах и нигде больше. Это ведь как процессор компьютера, все математические операции происходят только в этой микросхеме и никуда оттуда не вылетают наружу..., и тем более не вылетают для того чтобы "на свободе" что-то там вычислять.

Так что это ваше утверждение, и вера в него - это просто бред...

Виктор Гаврилов Степ   19.03.2023 11:17   Заявить о нарушении
> Ссылочку не дадите на это исследование?

Ссылочки.
То, что Вы о них не знаете, указывает на то, что Вы последователь Энгельса, который их принципиально не видел.

Найдите интервью Наталии Бехтеревой, академика, директора института мозга АН, о встрече с покойным мужем. Но я думаю, это свидетельство Вас не убедит, потому что Ваша вера крепка и не знает сомнений.

Александр Захваткин   19.03.2023 12:10   Заявить о нарушении
//Но вот в конце 20 века этим вопросом занялась серьезная наука, которая также согласилась с тем, что сознание может существовать вне тела//.

Почитал. Бехтерова, никогда этого не утверждала, вы опять лжёте! Да и если бы даже это было ей сказано (допустим что она это говорила), то какое это имеет отношение к истине, или науке??? Никакого!!! Ведь никто это не доказал ни теоретически, ни экспериментально...

На этом прощаюсь, мне не о чем говорить с вами...

Виктор Гаврилов Степ   19.03.2023 13:15   Заявить о нарушении
А заодно и интервью профессора Татьяны Черниговской о работе мозга, она тоже, будучи одним из ведущих в мире научных специалистов по человеческому мозгу, убежённо верит в Бога и в душу и научно обосновывает эти свои убеждения.

Геннадий Васильевич Пильщиков   19.03.2023 13:27   Заявить о нарушении
Виктор, а как вы можете тогда объяснить с вашей одномерно-атеистической точки зрения вот такие вот вполне реальные столкновения очевидцев с явно паранормальными явлениями:
http://proza.ru/2015/09/17/441

Аня Гриневская   20.03.2023 02:49   Заявить о нарушении
Добрый вечер, уважаемая Анна!

Да уж, крайне интересный случай Вы привели в Вашей ссылке!
Ну и ну!

Знаете, у меня соседка по лестничной площадке пережила клиническую смерть.
И вот как раз во время её клиническрй смерти у неё был внетелесный опыт, её душа из-под потолка наблюдала за действием врачей над операционным полем, за своим временно мёртвым телом, всё в операционной хорршо видела и слышала.

Когда позже она рассказала об этом хирургу, то он не очень удивился этому, он уже и раньше сталкивался с этим у некоторых прежних пациентов, которые выкарабкались из клинической смерти.

Наталья Исаева 2   20.03.2023 02:57   Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа!
Очень интересно и загадочно!

Аня Гриневская   20.03.2023 03:02   Заявить о нарушении
Аня, Вы обратили внимание на очень интересный случай, который во множестве вариантов описан очевидцами со времен античности. Эта одна из многих форм проявления реальности Духовного мира. Но таких форм множество.
В разделе "Аномальное" на моей страничке я привожу подборку подобных свидетельств.
Сегодня сомневаться в реальности Духовного мира может только глухой, слепой и очень невежественный человек.

Вопрос в том, что факты рисуют нам очень сложную картину его реальности, которая не вписывается ни в одну религиозную концепцию, поэтому рассматривать Духовный мир надо не в рамках одной конфессиональной идеи, а опираясь на весь объём современных знаний.

Александр Захваткин   20.03.2023 11:42   Заявить о нарушении
Наталья, именно такой случай, описанный Амосовы в 1965 г, стал для меня стимулом изучения феномена посмертного существования.

В возрасте 5 лет я испытал переживание выхода из тела, и знаю о нем не понаслышке.
Я очень сильно болел. У моей кровати сидел отец и читал книжку. Вдруг я увидел кровать на которой лежу и отца со стороны. Судя по ракурсу с которого я все это видел я должен был находиться в верхнем углу комнаты в изголовье. Сколько длилось это видение я не знаю. Очнувшись я вновь увидел рядом сидящего отца.
Впечатление было сильное и сохраняло реальность много лет. Когда я прочёл Амосова, то вновь очень отчетливо вспомнил то свое детское переживание.

Александр Захваткин   20.03.2023 11:51   Заявить о нарушении
Большое спасибо, уважаемый Александр!

Как смогу, неприменно изучу Вашу рубрику "Аномальное".

С уважением,

Аня Гриневская   20.03.2023 12:08   Заявить о нарушении
//Сегодня сомневаться в реальности Духовного мира может только глухой, слепой и очень невежественный человек//.

Вы совершенно правы в этом высказывании! Для познания "Духовного мира", совершенно не нужны ни зрение, ни слух, ни ум, ведь эти чувства утверждают то, что "Духовный мир" не существует...

Виктор Гаврилов Степ   20.03.2023 12:19   Заявить о нарушении
> эти чувства утверждают то, что "Духовный мир" не существует...

Удивительна избирательность этих чувств. У атеистов они глухи и слепы, а у всех остальных с ним все в порядке.
Особенно интересе феномен "прозрения" с Натальей Бехтеревой, которая, воочию увидела Духовный мир в реальности, и тут же побежала к попу, чтобы он её "ослепил". По принципу: то что я не вижу не существует.

Александр Захваткин   20.03.2023 12:26   Заявить о нарушении
Наталия, то что касается указанного Вами случая, то он относится к полтергейстам. Особенность этого явления в том, что в них всегда присутствует проводник в физическом мире. В подавляющем большинстве случаев таким проводниками выступают дети, но могут выступать и взрослые, но хорошо знавшие Духа при жизни. Причем в качестве Духа может выступать не сам Дух, в данном случае дедушки, а элементал рождённый проводником, который имитирует поведение Духа дедушки.

Вообще тема эта интересная и бесконечная для познания.

Александр Захваткин   20.03.2023 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.