История 12-я. Людей не интересных в мире нет

 Я стоял в коридоре обреченного архива, наполненного суетой и весельем.
«Быстрей, товарищи комсомольцы! Поторапливаемся…» - тормошил комсорг– «…всё до среды… План сдачи макулатуры…». Решением рабоче – крестьянской власти архив подлежал ликвидации. Тонны пачек небрежно связанных старинных Дел весело перелетали по рукам молодых ребят, почти подростков, не ведающих что творят…
 Папка вывалилась, громко шлепнувшись об пол. Я наклонился и поднял её. Глянул заголовок… Это было какое – то Дело царского Кронштадского военно – морского портового суда… Судили какого – то матроса…   
 Я ещё раз глянул на бумаги и сказал комсоргу: «Я возьму посмотреть?». Тот скосил глазом, небрежно махнул рукой и пошел дальше. Вечером, вернувшись к себе, я протер запачканную папку и открыл её. И забытая человеческая жизнь вдруг выплеснулась на меня с пожелтевших страниц: 
 ...Одиннадцатого августа 1903 года, к приставу 2-й части города Новгорода явился без письменного вида (т.е. – без документов) человек, с просьбой отправить его этапом к месту службы. Он назвался сбежавшим с места службы 16.06.1903 года матросом 2-й статьи, 7-го флотского экипажа, крейсера "Баян" Тихомировым Дмитрием Андреевичем.
 В запросе, направленным в Кронштадт полицмейстером, были указаны его приметы: 25 лет, роста 2-х аршин и 6 вершков, волосы на голове темно- русые, на бороде и усах светло - русые.
 Татуировки: левая рука - изображение "человеческая фигура" с цифрами "1899", на кисти "Якорь". Правая рука - изображение "орел". Одет во рваные:
Черный пиджак и серые штаны, ситцевая красная рубаха, на голове старая черная фуражка. Босой.
До выяснения обстоятельств "неизвестный человек" - был помещен в Новгородскую городскую тюрьму.
 Командир крейсера "Баян", капитан 1 ранга Вирен (Будущий адмирал), ответил на запрос, что такой матрос действительно числится беглым с 15.06.1903, оказавшись нетчиком по окончании увольнительной на берег.
 По этапированию в Кронштадт подсудимого - были произведены необходимые следственные действия, в частности, представлена выписка из "Алфавитной книги экипажа":
Тихомиров Дмитрий Андреевич, Костромской губ, Кологривского уезда, Матвеевской волости, деревни Фомино (д. Починок, согласно протокола Новгородской полиции).
Родился 11.09.1877 года, грамотный, плотник, женат (Жена - Агафья Андреевна). Призван на службу и числится в ней с 01.01.1899 года, ранее наказания и взысканиям не подвергался.
 На допросе подсудимый говорил так:
 Пятнадцатого июня - боцман ударил меня ногой так, что я свалился. А корабль собирается в заграничное плаванье и после такого позора - мне с этим боцманом ещё годами жить. Уйдя в увольнительную - я продал казенное обмундирование неизвестному мне мастеровому за 3 рубля 90 копеек, напился в трактире и заночевал в ночлежном доме... Утром - за 15 копеек Дмитрий выехал из Кронштадта (Очевидно, без билета - "дав на лапу" кондуктору). Дойдя пешком до Ораньенбаума, сев в поезд - доехал до Петербурга и пошел пешком по Николаевскому шоссе. За день прошел 25 верст и 10 - ночью. Ночевал даром в общественных ночлежных домах у дороги. Деньги берег. Иногда в деревнях кормили даром. В Твери не остался, переплыл Волгу и направился в город Кашин. Деньги кончились и хотел сдаться там, но в Кашине не было воинского начальника и "сдаться оказалось не кому". Вернулся в Новгород, снова пройдя через Твервь. По дороге - работал на фаянсовом заводе Кузнецова за 50 копеек в день, заработав 3 рубля. Ночевал в селе Боровичи.
 …В декабре того же года - судом Кронштадтского порта Дмитрий был приговорен за первый побег со службы к четырем месяцам тюремного заключения и выплате 30 рублей и 5 с половиной копеек в компенсацию стоимости "промотанного казенного имущества". Суд учел беспорочную раннее службу подсудимого, добровольную явку с повинной и полное признание своей вины».
 Прочтен последний лист. Дело закончилось. Что сталось дальше Дмитрием? Этого не знаю даже я. 
Очевидно, что решающей целью побега – было нежелание долгого и опасного «приключения»: Через пару недель после его побега – «Баян» вышел из Кронштадта в заграничное плаванье. В Порт – Артур. Как оказалось – на войну…
 Несколько десятилетий спустя, я с оказией передал спасенное Дело в числе других, накопившихся у меня документов в Военно – морской архив. Список Шиндлера, мати – ети… Как вспомнишь те несчетные тысячи тех бумаг и бумажек, которые я пытался и не смог мог спасти…
 И когда уже в 21-м веке – я случайно оказался в на Миллионной улице… Да, за калиткой, напротив эрмитажных Атлантов. Так вот, проходя через читальный зал Архива, я увидел на столе это самое знакомое Дело.... С  ним работал кто - то из Исследователей.           2004 - 2019


Рецензии