Опять о... 2

        В первую же зиму жизни в Архангельске я начал посещать репетиции Архангельской любительской хоровой капеллы. Мне нравились занятия, проводимые В. А. Максимковым (сейчас – заслуженный деятель искусств РФ, проф. Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и, в то же время, художественный руководитель нашей капеллы). Владимир Александрович был человеком на своём месте, поэтому ему нравилась работа, а нам – хористам - проведение досуга. В капелле пели студенты и преподаватели музыкального училища, преподаватели музыкальных школ, а также просто любители пения, работающие в разных отраслях науки и производства: студенты и преподаватели других учебных заведений города, инженеры, врачи, рабочие и даже был один офицер Советской армии; не только жители Архангельска, но и Новодвинска (раньше пос. Архбум) и даже Северодвинска. Занятия проводились с перерывом (2х45 мин.), поэтому у капеллан была возможность обменяться новостями. Несколько лет у нас в капелле пел директор Северодвинского тепличного предприятия член Обкома КПСС Юлий Алексеевич Колодкин, поэтому мы были в курсе не только обывательских новостей отдельных районов города, но и новостей, еще только готовящихся для нас властными структурами области. Капелла была не рядовым хором, певшим в один-два голоса, а полноформатным академическим хором, способным исполнять полифонические произведения. 
        В капелле из АЛТИ я был не первым и не последним. До меня уже пели и продолжали при мне Кокарев Владимир Александрович, Волынский Владимир Николаевич. В первый же год мне пришлось участвовать в выступлении капеллы на областном телевидении. А в скором времени начались выступления по программе Всесоюзного фестиваля художественной самодеятельности (1976 г.). Заключительной стадией фестиваля были конкурсные выступления, которые проходили не в столице страны, а в крупных центрах отдельных регионов. Представители Северо-западных областей Европейской части Союза выступали в Ленинграде. Художественным руководителем нашей делегации был Архангельский композитор Петр Федорович Кольцов. Делегация Архангельской области и капелла, в том числе, выступили достойно.  Как лауреат смотра капелла получила право на участие в выставке достижения народного хозяйства (ВДНХ) СССР в Москве и выступление на центральном телевидении. Поездка в Москву состоялась уже в 1977 году. Хор выступил в актовом зале ВДНХ и каждый из хористов получил медаль Лауреата всесоюзного смотра художественного творчества.
        Запись нашего выступления для центрального телевидения проводилась на Шаболовке, запись каждого номера программы сразу передавалась в Останкино. Иногда, в передаче, по разным причинам происходили организационные и технические сбои. Все объяснения и инструкции передавались по телефону. В результате, на запись 20-ти минутного концерта мы затратили около 4-х часов.
        Так же давно был наш хор и на всем известных Соловках. Мы туда летали не просто на экскурсию - выступали с концертами для туристов в еще не отреставрированном соборе, с еще не полностью застекленными (в некоторых местах разбитыми) окнами. Реставрация кремля, хотя уже началась, но велась малыми силами и медленными темпами. В свободное время, конечно, мы побывали и в музее.  Гуляли по Большому Соловецкому острову до Секирной горы и обратно, плавали на лодках по каналам. Пробуя свои голоса в тихую летнюю ночь в лесу в глубине Большого острова, мы убеждались в таинственности многократного эха и степени достоверности отдельных музыкальных произведений, воспроизводящих это физическое явление. Душа отдыхала от городского шума и житейских забот.
        Проживали мы на острове в гостинице, размещавшейся в бывших кельях монастыря. Сейчас (с 1990 г.) монашеская жизнь Спасо-Преображенского мужского монастыря возобновлена, а музей теперь называется: «Соловецкий природный музей-заповедник». В 1992 г. комплекс памятников Соловецкого музея внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
       


Рецензии