Особенности нашего Я

"Я". Первое, что открывает (по Фихте) сознание в себе - это "я", сознание себя как вот этого, конкретного субъекта, данного себе (осознавшего себя) уже в некой внешней среде (Не-я) по Фихте. Уже в самосознании  дано мне и знание моего коренного отличия от среды, моей субъективности как коренным образом отдельной от "мира". Слияние объекта и субъекта в самосознании, о котором пишет Фихте, если и есть, то является лишь началом самоосмысления, которое уже требует и опыта и рефлексии. Сознаёт себя уже как-то подготовленное для этого сознание, сознание как нечто объективное абсолютно, как природа, как то, что Шеллинг называет "бессознательной деятельностью". Основания всякой сознательности создаются,таким образом, в нашем подсознании. Итак, "Я" уже с самого начала не является чем-то предельно простым. И в наше время существует множество истолкований самосознания. Чего например стоит учение ученика Гурджуева Петра Успенского о множестве Я, в котором новое Я чуждо старому во всех отношениях, очень хорошее теоретическое обоснование социально вредной идеи безответственности человека, всего лишь подставки для толпы каких-то аморальных "Я". Не думаю, что учение о множестве Я, как это трактует Успенский, правильно. Но интересно отметить просто необходимую двуликость "Я" с самого начала. Оно указывает на сознание вообще со всеми его общечеловеческими особенностями и на конкретного индивида, своего носителя, Петра или Машу. Даже можно говорить и о трёхликости Я, поскольку индивид, даже первобытный, сознаёт себя и как социальное существо. То есть сперва сознание должно быть в форме "Мы", от которого всё более отделяется (сознаётся) "Я". То есть подсознание подготавливает осознание "Мы", что неизбежно приводит и к "Я". В данном случае это формирование "Мы" можно опустить, так как речь идёт о стадии осознания субъектом своего "Я". "Я" созидает мир. На этом ставит акцент Фихте. Но важно ответить, что в такой же степени мир созидает "Я". "Я" дано себе как "одиночество" - и возникает потребность в других "Я", схожих, того же рода. Сперва весь мир для "Я" некое другое "Я" или "Я" большое и мощное, "Я" в форме "Ты". Уже на этой стадии сознаётся и чуждость других "Я" самосознанию субъекта, одиночество не преодолевается вполне,другие "Я" превращаются в "Они". В конце концов "Я" отделяется несколько от мира и людей, оно уже есть сосредоточенная в себе и на себе субъективность ("Я-эго" или "Я-индивидуальность). И два основных состояния "Я" это,на мой взгляд, вовсе не удовольствие и неудовольствие, а удовлетворённость и неудовлетворённость преднайденным и собой, точнее степень их от "мини" до "макси". Удовольствие и неудовольствие - конкретизация более общих удовлетворения-неудовлетворение. Причём это одно состояние, подверженное рефлексии как та или иная степень отношения субъекта к себе и миру, к другим людям. Иными словами, есть некое единое состояние "Я", которое рефлексируется как нечто положительное или отрицательное, в связи с природной и социальной средой конечно. Назовём это двуединство "самооценкой", подразумевая, что она включает в себя и оценку мира, оценку других людей, обстоятельств и пр. "Я" не может рефлексировать себя вполне без такой самооценки. Причём самая высшее и самое низшее удовлетворение собой уже явная патология сознания, а с ним и "Я" (случаи мании величия и крайнего мазохизма). Самооценка - "парение" между крайностей. И она дана нам в двух формах как изменчивое нечто и как нечто сравнительно стабильное. Осознание "Я" себя как противоположности миру начинается с осознания себя как тело. То есть мы должны различить Душевно-духовное "Я" и "Я" телесное, хотя в опыте это дано как единство, однако, такое единство не есть сознания тождества. Мы легко отличаем наше сознание от нашего тела. Вместе с тем сознаётся и противоположность "души"-"тела", возможность согласия и конфликта их. Они не есть целое "Я", но части его. "Я" имеет потребность в относительной гармонией этих частей, полагая себя главным звеном определённой ценности. Это упорядочение взаимоотношений "души"- "тела" осуществляется с помощью физиологии организма (физиологическое Я?) Скорее всего единое "Я" разделяется на основные функции, поддерживающие бытие самосознания, говоря условно, малые "Я". Самооценка проходит через все состояния и формы "Я", но надо подчеркнуть, что она не заменяет "Я", не является чем-то главным, она лишь свойство, состояние, или как говорят философы, акциденция "Я", этого центра всей субъективности человека, от чувств до мышления, от телесной до душевно-духовной саморефлексии. Поскольку в социуме сам человек представлен трояко (как индивид, индивидуальность и личность), то и "Я" оказывается здесь разным. Но так ли это? Если мы представим "Я" как единство в себе и для себя, всё остальное его функции или владение определённым типом субъективности (низшим, средним и высшим). Эти типы есть типы сознания-поведения, свойственные  индивиду, индивидуальности и личности, иначе говоря степени психического и культурного развития личности. Я использует тип и ресурсы всех этих форм сознания-поведения, оставаясь центром, главной пружиной их. Индивид - человек как преобладание в его психике и поведении внешнего и формального, это соответствует неразвитому сознанию. Индивидуальность внутренне богаче, свободней,более развитое сознание и поведение, включающее в себя индивида только как низшую часть собственной субъективности. Это "душа",действующая преимущественно в эмпирическом мире. Личность, включая в себя индивида и индивидуальность, дополняет свой внутренний мир тем, что мы называем "духовностью" или "духом" - высшее (для данной личности) развитие сил и способностей сознания-тела, или высшее развитие какой либо части психической и телесной целостности. Это многообразие психического, которое нуждается в центре координации, чему и служит "Я" как таковое. Всесте с тем не следует считать "Я" чем-то господствующим, повелевающим типом сознания, как своим слугой. Не следует считать "Я" и инструментом психического опыта-действия. Я выражает процесс сознания, а сознание исходит из "Я" - полное равенство по значимости составных целого."Я" - "генерал", который ничто без своего "войска", но и "войско" не в силах обойтись без своего "генерала". Но,надо сказать, что "Я" влияет на все психические процессы и всю нашу деятельность в смысле самооценки. Каждый акт несёт с собой степень нашего удовлетворения или неудовлетворения им, что корректирует акт последующий (того же типа). Обычно особенности сознания и поведения мы связываем с характером человека. Наконец, "Я" может быть понято и как "самость".(глубина и уникальность субъективного мира, как отличие живого и мыслящего от неживого).

               

               


Рецензии