История одного штопора

Высота 3800. Пора! Убираю обороты на малый газ. Стало тихо. А я и не замечал звука двигателя. А сейчас совсем тихо. Свистит ветер. Жарко. В кабине пахнет перегретым железом и кожей. Погасил скорость. Все, крылья уже не держат, самолёт задрожал и посыпался вниз. Ему плохо, он хочет опустить нос, набрать скорость. Я не даю, выбираю ручку.

-Ну, пожалуйста! - он просится вниз, он не может без скорости. Я держу.
Самолёт дрожит, пытается нырнуть на крыло. Я парирую ручкой. Ручка дрожит, самолёт дрожит. Самолёт умоляет отпустить его вниз, туда где скорость и ветер, где он наконец-то сможет лететь. Даю левую педаль. Вперед, резко, до упора.

- О, боже! Да что ж ты со мной делаешь? - самолёт обессиленно разворачивается влево. Медленно. Скорости почти нет, рули почти не работают. Ручку на себя до упора! Самолёт запрокидывается через кабину и, вот он - штопор! Сеть мелких трещинок на фонаре серебрится на фоне вращающихся перед глазами полей, дорог, лесов. Полвитка - замер, ещё полвитка - пора выводить! Педаль против вращения, ручку вперёд. Слишком сильно! Висну на ремнях, шнурки на ППК (противоперегрузочном костюме) становятся дыбом, разъём шлемофона  взлетает и маячит перед лицом. Из-под кресла вылетает пыль, дохлые осы, обломки карандашей. Все это летит в лицо, запорошивает глаза. Но вращение остановилось. Чуть выбираю ручку, пыль и осы посыпались на пол. Смотрю на скорость 300- 350-400! Самолёт в восторге! Обороты - максимал! Да! Двигатель толкает в спину. Наконец-то скорость! 500-600! Ручка давит на ладонь. Ослабил ручку, отпускаю её, лишь чуть-чуть придерживая, чтобы самолёт не вышел из пике слишком резко. 650 - горизонт. Подтягиваю ручку, смотрю на перегрузку. 3,5-4 единицы - достаточно. В глазах темнеет, светлым остаётся лишь маленький пятачок, который блуждает по приборной доске. Я с трудом навожу этот пятачок на авиагоризонт. Надувается ППК, сжимает ноги, выдавливает кровь из ног в  голову - в глазах посветлело. Выполняю боевой разворот, фиксирую горизонт, убираю крен. Впереди бьет солнцем по глазам могучий и спокойный Дон. Мы счастливы! Я и самолёт! Ему тоже понравилось! - А давай ещё!
- Давай!

И жизнь прекрасна! Душа поёт! И сердце бьётся и замирает и опять бьётся! И тебе 18 лет! И ты точно знаешь, что ждёт тебя впереди - восторг и счастье! И ничего плохого никогда не случится. Все люди, когда им 18 в это верят. Что сказать, молодые ещё, глупые, имеют право!


Рецензии