Золото

  В лесоохране , на пожары , нас иной раз закидывали в такие дремучие места , где действительно ,  не ступала нога человека . Ведь пожары не всегда "человеческий фактор" , на севере , где народу мало , чаще от молний .

  На одном пожаре , вдалеке от жилья , нас высадили около длинного озера , шириной метров 300 и в длину километра два , и наш главный группы , окинув опытным глазом округу , сразу сказал : " Ставьте сотку , тут наверное щуки есть ! " У нас в контейнере и рюкзаках всегда были 3-4 сети с разного размера ячеёй и надувная лодка . Пока кто-то ставил палатку , кто-то пошёл за дровами , двое накачали лодку и взяв самую крупную сеть пошли ставить . Пожар был небольшой , его обычно идут тушить вечером , когда температура падает и влажность воздуха повышается , тогда к огню можно вплотную подходить . Рыбаки на "резинке" поставили сеть в 50 метрах от берега , приплыли назад , и только достали лодку на берег из воды , а наплава (поплавки на сети) уже ходили ходуном ! Кто-то предложил , чтоб ещё сеть постояла в озере , хотя бы час , но его осадили : " Если щуки , то так сетку запутают - разбирать замучаешься ! " Рыбаки опять полезли в лодку и поплыли проверять добычу . Долго возились , и потом подплывая к табору крикнули , как сейчас помню : " Караси здоровые ! 96 штук ! Щук нету ! " Все пошли смотреть на улов . Всё дно двухместной лодки занято было огромными , до 40 сантиметров , карасями , с жёлто-зелёной чешуёй , у некоторых на ней пятнами зеленел мох . Мужики сразу решили поменять сеть на шестидесятку - " На фиг такие ихтиозавры нужны ! У них поди мясо тиной провоняло !" Как раз закипала вода в ведре , и дед Вахрушев - наш "штатный" повар , взяв пяток "ихтиозавров" пошёл к воде чистить . "Рыбаки" достали сетку с ячеёй поменьше и отплыли менять .

  Улетая с того пожара на следующий день , за ночь мы легко затушили притихший огонь , мы увозили в посёлок , около трёх центнеров карасей , другой рыбы в этом озере и не было ! Карасям конкурентов не было ! Все свободные места в рюкзаках , в контейнере и пару чехлов из-под спальников , были забиты рыбой ! Те , первые "старики" , в ухе были с привкусом тины , поэтому их всех отдали вертолётчикам , которые нас вывозили - они любому подарку (халяве) рады ! Остальных , поменьше и без привкуса - нормальных , поделили прилетев в посёлок , в отделении , набрали все , даже кто на этом пожаре не был , так у нас всегда делали , когда "пожар богатый" . А оставшиеся , килограмм сто , разнесли по друзьям , "лесным братьям" - ребятам из Лесопункта , они от нас через дорогу , и в Бестяхскую геологическую . Ясно было , что это озеро людей не видело .

  На другом пожаре , нас высадили к небольшому лесному ручью . После ужина все пошли к нему отмывать свои тарелки песком и травой . Когда я подошёл к ручью и привёл свою посуду в порядок , заметил , что Нестор Иванов , метров за сто от меня , вниз по ручью , своей чистой уже тарелкой , промывает песок из ручья , похоже как старатели лотком . Подошёл к нему спросил словами и интонацией из детской комедии "Добро пожаловать " : - А чо это вы тут делаете ? На что он , мужик начитанный и с юмором , ответил словами Миронова из "Бриллиантовой руки" : - Уйди , мальчик , не мешай ! Я встал у него за спиной и разглядывал , как он набирает песок в тарелку и в ручье его полощет . Течением воды вымывало сначала лёгкую грязь , щепки , травинки, потом остаток на дне тарелки приобретал слоистое очертание , сверху были мелкие чёрные песчинки , похожие на уголь , средний слой желтоватый обычный песок , и в самом низу , среди песка , всегда были несколько грязно-жёлтых камешков , чуть больше макового зёрнышка , которые на солнце , в чистых жёлтых местах на них , металлически блестели . Эти "камешки" Нестор спичкой из тарелки вытаскивал на разложенную рядом бумажку . Я заподозрил что это - золото и так напрямую спросил : - Это что , золото ? Нестор мне равнодушно ответил : - Какое золото ? Так , делать нечего , дурью маюсь . Тогда я присел в метре от него и тоже начал " мыть золото " . Через час спина моя заболела сидеть на корточках , согнувшись . У меня на обрывке газеты , которая всегда в кармане у любого , для понятных нужд во время "справления нужды" , было таких "камешков" , если все вместе собрать , приличная кучка - чуть меньше фасолины . Я подумал , что хватит , на первый раз , если что , то можно ещё потом помыть . А Нестор всё сидел и мыл . Я завернул "сокровища" в этот обрывок и пошёл на табор .

  С час я вытерпел , мотылялся по табору , подсаживался к играющим в карты , переходил из одной палатки в другую и меня неотступно терзала мысль - что же я такое намыл ? Решил узнать у Саши Горюшкина с которым жил вместе в общаге , он парень умный , в радиотехнике разбирается и в прочих науках тоже . Саня лежал в палатке , не спал , я подошёл к нему и достав из кармана заветный кусок газетки развернул и спросил не золото ли это ? Он рассмотрел "камешки" и сказал , что внешне похоже , но чтоб точно сказать , нужно проверить их кислотой , а лучше "царской водкой" .  В общем , как-то равнодушно отнесся . Меня это конечно не удовлетворило , вопрос не решило , и я решил ещё узнать точней у Витали Слепцова , моего друга-эрудита , начитанного , с большим кругозором , щёлкающего кроссворды как орешки . Виталя сидел у костра и изредка подкидывал в него ветки из кучи дров - тоже бездельем страдал . Подсев к нему , я достал свой "драгметалл" , показал ему и спросил : - Как ты думаешь , это золото ? Он посмотрел на кучку песка на бумажке , затем взглянул на меня и вдруг вместо ответа , резко ударил рукой снизу по моей пятерне , так что всё золото разлетелось и газетка выпала . Я заполошно на него закричал , называя по прозвищу : - Ты что , Слепень , сдурел ?! На что он мне спокойно ответил : - Ты в тюрьму захотел ? Я ошеломлённый спросил : - Почему в тюрьму ? Он сказал : - Всё что есть в земле принадлежит государству , а у тебя нет докУмента на добычу . И рассказал одну историю , которая произошла пару лет назад с ПМКовскими мужиками в лесу , которых отправили  лес заготавливать .

  Жили рабочие ПМК в двух балках , по 4 человека в каждом . Балок - это домик на санях , чтоб трактором перетаскивать при необходимости . Дверь посредине , против двери печь из столитровой бочки , справа и слева в углах по кровати железной и между кроватями столик под небольшим окном . Как то один из работяг встал ночью по нужде , а ночи там светлые , вышел и через некоторое время вернувшись лёг досыпать . Когда ложился на скрипучую кровать , разбудил товарища лежащего напротив и тот проснувшись увидел , что в протекторе подошвы одного из сапог , лежащих у кровати напротив , что-то подозрительно ярко блестит . Сосед не поленился , встал поглядеть и выковорил крупный алмаз . Утром он сообщил старшему в бригаде , им конечно не хотелось быть соучастниками и поэтому они сообщили по рации о находке в посёлок . Через день прилетел вертолёт с двумя милиционерами , которые увезли с собой ничего не подозревающего "ночного засранца". Через неделю они вернулись в "полном составе" - двое , те же из "органов" и подозреваемый . Целый день они ходили искали где рабочий справлял " естественные надобности " . Вечером сели все трое в вертушку и отлетели назад , в посёлок . Только через два месяца незадачливый мужичок появился в ПМК , на рабочее место и продолжил работать . За эти два месяца его возили в Якутск , в КГБ , устанавливали всю его переписку , телеграммами запрашивали , по местам старой прописки , местные органы проверить письма у адресатов , на предмет наличия фраз-намёков о пересылке чего-либо . Так же проверяли звонил ли он куда и отправлял ли телеграммы за всё время работы в посёлке . Но видимо подозреваемый был не любитель эпистолярного жанра , так как ничего обвиняющего не нашли и докапаться-зацепиться , для обвинения в незаконной добыче и сбыте алмазов , было не за что . Поэтому отпустили . И возможно , даже извинились . Мужичок оказался не обидчивый и не мстительный , вернулся назад и продолжил работать на прежнем месте как обычно .

 - Тебе это надо ?,- спросил Виталя , я пожал плечами и отошёл . Подошёл к Нестору , отозвал его в сторону от палаток и спросил для чего ему это золото , если вообще это золото , если его сбыть никуда нельзя и сделать с ним ничего нельзя ? " Да пусть лежит -, отвечал он , - есть не просит , а если что - ничего не знаю и вообще тут не был !"

  После этого случая я не стал себя утруждать мыслями о различных богатствах , и когда в следующем году , так же на пожаре , ко мне подошёл Витя Ильинов - якут сорока лет и показал мне камушек , приличного размера - с крупный кедровый орешек , сказал что это алмаз , я рассмотрел его - стекляшка грязная - он же не огранённый . Я был самый молодой в Лесоохране , да ещё и городской , и меня опытные старшие мужики всегда старались удивить , тем чего я не видел или не знаю . А Витя потом взял и запульнул его в реку , сказав мне при этом : - Вот так вот ! Я всё понял и не о чём не спрашивал . И вообще забыл и думать о том , чтоб за счёт природных богатств любимой Родины , " на халяву " обогатиться , хоть и были возможности .  И не жалею об этом и по сию пору ...

 А может я дурак ?


 


Рецензии