Сквозь годы 32

     ...Пишу так, как хочу видеть, слышать и говорить, надеясь на то, что моя проза станет четной дорогой в  невозможное. А ещё - пишу неторопливо, с наслаждением и любовью. Почти так, как завещал Овидий в "Искусстве любви": любя, не торопись в наслаждении.

     То, что я пишу - не совсем воспоминания, на воспоминания я не имею права - всегда старался быть одиноким в толпе. Поэтому я не совершил в жизни ничего героического, хотя САМА жизнь в нашей стране - уже подвиг... Просто старался всегда следовать таким понятиям, как совесть, честь, достоинство. Уже в 70-е годы 20 века эти понятия становились анахронизмами, если Ю.Лотман вынужден был написать о том, что целью его "Комментария" к "Евгению Онегину" является напоминание людям о чести...

     В постсоветское время в России нет нового Лотмана, некому даже напоминать людям о том, ЧТО  является естественной сутью их бытия, а слова честь, совесть и достоинство уже стали достоянием только словарей...
     А, казалось бы, всё так просто:  не принимай за весну каждый ветер с юга, не славословь, не одобряй каждый чих...

     ...1964 год, 70-летие Хрущёва. В журнале "Юность", как и во всех журналах, славословие. Славит плеяда молодых поэтов, писателей...
Славят не только в Москве, славят везде...В Харькове, на филфаке, где я тогда учился,профессор языкознания хвалил Хрущёва за ораторское искусство и знание языка... хотя что-то подобное уже было в отношении того, кого Хрущёв развенчал... Повторение пройденного... Через несколько месяцев Хрущёва "уходят" на пенсию, от профессора я услышал нечто противоположное... Так я понял суть двойной морали... Как говорят: всего лишь?.. Не смертельно...

     ...Пройдёт несколько десятилетий и наши "инженеры человеческих душ" деградируют до такой степени, что напишут печально знаменитое "ПИСЬМО 42" президенту в октябре 1993 года с требоваием принятия жестких мер (читай - расстрела!) Верховного Совета "демократической" России (письмо было опубликовано 5 октября 1993 года в "Известиях")... Среди подписантов до боли знакомые по 1964 году имена...И первый "демократ" подпишет Указ о расстреле законно избранного высшего органа власти страны...

...Октябь 1993 года - чёрная дата в моей судьбе, которая переполнила чашу выносливости моего сердца и оно не выдержало: крупноочаговый инфаркт... Меня потряс не сам Указ о расстреле, как человек, занимающийся историей, я уже давно понимал, что политики ТАКОГО уровня не идеальны - они ведут борьбу за власть и осуждать их за это бессмысленно... Меня потрясло то, что перо в руки политика вложили те, кто был ОБРЕЧЁН НА ПОНИМАНИЕ...

    ...Никто из этих "духовных" иуд не покаялся, за исключением Окуджавы...   
      Через несколько лет, когда стало ясно, ЧТО произошло в России в октябре 1993 года и КАКУЮ роль в этих событиях сыграла т.н. "интеллигенция", на одной из встреч я спросил у известной поэтессы-подписантки (об этом я писал в материале, опубликованном ДО её смерти): отмыла ли она свои руки от крови? - она ответила, что ни в чём не раскаивается... Земля ей пухом...

     ...В конце 2010 года мой одногодок, ровесник Победы, известный кинорежиссёр напишет "Манифест" просвщенного капитализма ("просвещённый абсолютизм" уже был в нашей истории), в котором изложит концепцию "СВОБОДНОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ" к власти. Как изящно сказано! По форме. А по сути - это всегда называлось лизоблюдством, раболепством...

     Читаю в "Независимой газете" на днях статью  под  названием о "долгом государстве" нынешней России и восхищаюсь искусством политической прозорливости людей...

     ...Боже, скольже же среди интеллигенствующих  воспринимали ложь, как постриг!!! И в каком восторженном порыве!... Именно они подготовили гибель Советской власти, но произошло ли освобождение? О катарсисе и говорить не приходится...

          Продожение следует...


Рецензии