Красноярск

    БОльшую часть бассейна могучего Енисея составляет территория Красноярского края. Появление первых из его современных городов, включая центр - Красноярск, отноcится к первой половине XVII века, когда отряды русских землепроходцев, двигаясь "встречь солнцу", впервые оказались на Енисее. В 1607 г. основан близ устья реки Туруханск (ныне - село Старотуруханск), в 1619 году заложен Енисейск.  В 1628 году под руководством воеводы Андрея Дубенского на левом, высоком берегу реки в её среднем течении, выше Енисейска, в окружении горных склонов - "яров" был построен Красноярский острог. На языках местных тюркских племён Красный Яр называется именно по красному цвету склона - "Хызыл чар". Хотя и писал Дубенской в Москву:«Место угоже, высоко и красно (то есть - "красивое")».
    К 1644 году относится первый рисунок печати острога - изображение сказочного зверя - единорога, называемого тогда "инрог". В XVIII веке Красноярск стал наиболее крупным городом на Енисее, в месте пересечения великой реки трактом из Москвы, а на городской эмблеме в те времена единорог  изображался белым и под княжеской короной.
    В "Сибирской истории" учёного из петербургской Академии наук немецкого происхождения Иоганна Эбергарда Фишера (1774 год) имеется замечание по поводу красноярской эмблемы: «К красноярскому гербу единорога, чаятельно, подали повод разные роды рогатых зверей, водящихся в горах сей провинции, несмотря, что так называемого единорога нет ни там, ниже в другом каком месте». Есть предположение, что изображение чудного зверя отразило находки в здешних местах костей мамонта, считавшегося тем самым единорогом. В геральдике единорог означает силу и благоразумие. В XVI-XVII веках он был частью большой царской печати, иногда изображался на груди двуглавого орла. Между тем как Енисейск имел с 1722 года герб, утверждённый Петром - двух соболей, держащих стрелу (во многом - повторение герба царства Сибирского), а с 1785 года - звериные шкуры и жезл Меркурия, означавший место торговли мехом.
    Настоящий герб Красноярску придумали лишь в 1804 году, когда образовалась Томская губерния, и город на Енисее стал центром её уезда. Герб этот был "говорящим", объясняющим название "Красный Яр": «В щите, разделённом надвое, в верхней половине герб Томской, а в нижней в серебряном поле на земле с левой стороны означена красная гора».
    В 1822 году из Томской губернии была выделена Енисейская, вошедшая в Восточно-Сибирское генерал-губернаторство (Томск вошёл в Западно-Сибирское). Её центром стал уже не Енисейск, а быстро растущий на Сибирском тракте Красноярск. В связи с повышением статуса города герб с красным яром, хотя и по-своему красивый, стал казаться слишком скромным. Пока официально продолжал применяться прежний герб (даже с "томским" верхом), следовали один за другим проекты нового. В 1836 году рассматривался рисунок, где в голубом щите сохранялось "большое глинистое возвышение с обрывами красного цвета, облегающее город на большое пространство по левой стороне реки Енисея», но над этим изображением помещались молоток и сноп из колосьев, "означающий плодородную  почву земли". В 1850 году фигурировал вариант со снопом, рогом изобилия, серпом и  венком из колосьев на фоне красного склона. Также был рисунок красной горы и снопа и, наконец, лента Енисея и по её сторонам - два чёрных  скачущих коня, очевидно, символ Сибирского тракта.
     Но в 1851 году был утверждён более лаконичный, но громкий по виду, увенчанный короной герб: в красном поле - золотой лев на задних лапах с серпом и лопатой в передних лапах. Лопата - орудие разведки полезных ископаемых, серп - символ сельского хозяйства.
  ...До конца советского времени у Красноярска не было герба. Часто в качестве возможного герба в 1970-ые - 80-ые годы предлагались лента с волнами - Енисей, таёжные ели, причудливые  скалы - знаменитые Красноярские Столбы, опора ЛЭП или плотина Красноярской ГЭС - построенной в 1970 году на тот момент самой мощной электростанции в мире.
     Впервые исторический герб Красноярска был возрождён в 1994 году. Лев на нём был несколько стилизован. Более близкий к оригиналу вариант утверждён в 2004 году.
     В 2007 году герб дополнился областной короной, а в 2010-ом - и щитодержателями. Вспомнили о первом символе острога - таинственном единороге. Белые с золотыми гривами, хвостами и копытами единорог и конь с томского губернского герба стоят теперь по сторонам щита на растительном подножии с лентой ордена Октябрьской Революции (не всем нравится совмещение символов царства и империи с советскими). Девиз Красноярска пока отсутствует.
     Впрочем, претенциозный вид современного герба может навеять такие шуточные стихи, вызванные многими нерешёнными проблемами ныне третьего миллионного города Сибири, которые написал молодой поэт Владимир Пчёлкин:
       У Красноярска странный герб:
       На нём лопата, лев и серп.
       В краю медведей этот лев -
       Понятно, просто глупый блеф.
       А вот лопата - ясный знак,
       Что не открыть метро никак.
       Ещё бы в герб ввести ведро -
       Для сбора денег на метро.
       А вы подумайте о том,
       Что накосили тем серпом.
       Пускай учтут мой комментарий -
       И новый герб внесут в гербарий.
     Простим, конечно, автору незнание того, что гербы вносят не в гербарий, а в гербовник...
     Красноярский край называют "Россией в миниатюре" - так он велик и разнообразен, протянувшись с юга на север, от Саян до Северного Ледовитого океана. Его современный герб повторяет герб Красноярска, но в красном щите изображена ещё вертикальная синяя полоса реки Енисей. Трудяга-лев присутствует и в гербах некоторых городов края - Бородино (где он зарылся по пояс в залежи бурого угля), Сосновоборска (окружённый сосновыми ветвями). А вот в гербе Боготола - единорог, крутящий копытами колесо - принадлежность Сибирского тракта. Есть и другие видные звери - в Железногорске  хозяин тайги бурый мишка, а в заполярном Норильске - белый медведь, держащий ключ от города и Арктики.
     Герб Норильска посмотри:
     Белый мишка посреди
     Держит ключик золотой,
     Как подарок нам с тобой.
     Ключ на букву «Н» похож.
     Правда, город наш хорош?
                (Татьяна Шайбулатова)
       


Рецензии