Нежелание быть русским

(По поводу книги Ю. Полякова «Желание быть русским»)
    Юрий Поляков в своей книге (а до этого  -  в публикациях в ряде номеров «ЛГ» за 2018г.) выразил чувства многих истинно русских людей, страдающих от пренебрежения к их стремлению сохранить в стране и народе признаки принадлежности именно к русской национальности и русской культуре. Он перечислил ряд причин, вызвавших такое положение вещей. Но не назвал главного виновника  -  сам русский народ, который преобразился в своих чувствах и воззрениях за истёкшие полвека неузнаваемо. В самой «толще», в самих недрах русского народа, а не только в его элите давно возникло и приобрело очевидные черты чувство своей неполноценности в сопоставлении с народами евро-атлантической цивилизации, и прежде всего  -  со США. Множество самых очевидных фактов свидетельствует о том, что очень многие простые, «рядовые» русские стыдятся быть русскими и пытаются ослабить своё чувство неполноценности подражанием американцам. Стихийное влечение к бессознательной идентификации с американцами обнаружилось уже в 50-х – 60-х годах прошлого века в молодёжном движении «стиляг» с их одеждой и причёсками «заморского» образца, «заморскими» музыкой и танцами, и другими увлечениями,  приближающими их к желанному западному миру. Позднее, в 80-ые, «джинсовая» лихорадка и поклонение «Битлам» охватили уже всю страну. А с победой «демократии» подражание Западу превратилось в непрерывное преобразование всей жизни и быта по западному образцу. Множество фактов свидетельствует о попытках людей изгнать  из себя «русскость» всеми способами. Вот ряд примеров:
1. С началом 90-х годов произошла лавинообразная эмиграция русских на ПМЖ за границу  -  в США, Англию, Германию и др. западные страны. Многие, в основном научная молодёжь, уезжали из-за безысходности. Но они составляли лишь часть громадного контингента русских, устремившихся к жизни вне России.  Бесчисленное количество русских девушек стало выходить замуж за иностранцев. Беременные женщины ехали рожать в США, чтобы их чадо получило права гражданства этой великой страны. Непрерывный поток русских людей, уезжающих навсегда жить за границу, не иссякает и сегодня.
2. Множество русских, обогащающихся здесь эксплуатацией своих земляков, приобретают всё больше собственности и жилья за границей, копят и хранят деньги в западных банках, чтобы, уйдя на покой, уехать и навсегда забыть об «этой стране».
3. Эти же бесчисленные богатые и именитые русские посылают своих детей учиться непременно за границу (Англия, США и др. страны) с целью именно там осесть семьями и забыть навсегда свою русскость.
4. Лучшие русские учёные, певцы, музыканты, танцоры, футболисты, хоккеисты, люди других «важных» профессий становятся навсегда гражданами западных стран.
5. Русская интеллигенция, стесняясь родной речи, исподволь изменяет родной язык, усиленно заменяя русские слова американскими. Взрывообразно возникли «тьмы и тьмы» новых, чужеродных слов, вытеснивших русские слова и выражения: флэшмоб, драйв, имидж, маркетинг, супермаркет, девелопер,  троллинг  (троллить), булинг (булить), мем, фейк, ланч, менеджер, трикстер, селебрити, офис, краудфандинг, фрик, баннер, стикер, хаб, истеблишмент, кластер, ворк-аут, месседж, кейс (случай), хипстер, опен-эйр, оф-лайн, блокбастер, байкер, кэшбек, пранкер, хедлайнер, хайп (хайпить), дедлайн, лайфхак, фэр-плей, ток-шоу, реалити-шоу… Этот перечень в действительности бесконечен, и с каждым днём он всё увеличивается. Никакой жизненной необходимостью появление этих и им подобных (не специальных) слов не вызвано. До 90-х годов русская речь в них не нуждалась.
6. Прежние училища теперь именуются колледжами. (Так престижнее!). Вывески и наименования магазинов, ресторанов, кафе, гостиниц и т. п. очень часто имеют иностранные наименования, которые изображаются латинскими буквами. Афиши, извещающие об иностранном гастролёре, содержат (за малыми исключениями) только английский текст. (Знай наших!)
7. В самой народной «толще» возникло поклонение американским и др. зарубежным праздникам  -  Хэллоуин, День святого Валентина, День святого Патрика, День поцелуев…
8. Молодёжь (и не только) массово одевается так, как «у них»  -  юбки на девушках и молодых женщинах давно исчезли, и оба пола  -  или в джинсах, или в лосинах, желательно фальшиво-белёсо-протёртых и рваных. На груди и спине на майках, футболках и куртках  -    непременно напечатанные крупными буквами американские фразы, смысла которых никто не понимает, но очень важно, чтобы было видно, что мы в чём-то почти как американцы, а не какие-то  «кондовые» русские.
9. Русская песня, как народная, так и современная эстрадная, исчезла. Советское радио в своё время усиленно впаивало в народ всю русскую музыкальную культуру, и особенно русскую народную песню. Власть понимала, что народная песня  -  один из важнейших составляющих элементов народной души. Хоровая народная песня сплачивает, объединяет. Ныне радио замолчало, популярных песен нет, народ даже в праздники за столом не знает, что петь,  а на эстрадах господствует сольная однодневная попса. По своей мелодике эта новая музыка антинациональна, так как полностью заимствована из США, и она подразделяется на джаз, блюз, «буги-вуги», «рок», «хэви метл», диско, кантри, соул, диксиленд, рэп и т. п. Вот нынче это и есть почти вся «русская» народная музыка. Киркоровы, Погудины  и прочие Лепсы желают только солировать, и некому уже заразить людей желанием петь хором.  И самобытной «бардовской» русской песни уже нет.
10. Русские люди, стыдясь своей «русскости», давно разучились танцевать «барыню», «трепак», казачок, кадриль, польку, мазурку, да и заморские танго, вальс, фокстрот уже давно забыты. Русский хоровод давно заменён хаотической иностранной толчеёй, именуемой дискотекой. А если вспомнить об уходящей танцевальной «форме», то в моде только американские танцы  -  чарлстон, рок-н-ролл, твист, шейк, брейк и т. п.   
11. На различных песенных конкурсах русские по национальности певцы из России (даже русские дети) поют по-английски.  Вероятно, потому, что все они стыдятся петь по-русски?

   Как было сказано выше, чувство национального унижения и ощущение своей неполноценности возникло стихийным образом в «недрах» самих народных масс. Но усугублению этого чувства немало способствовали определённые действия и решения «сверху» - государственных и общественных органов управления.

1. В паспортах отменена графа «национальность». Внятного объяснения этой странной меры со стороны властей дано не было. Но вот русский человек теперь только на словах русский. А доказать это документально он уже не может. По документам по национальности он  -  никто. И если русским быть стыдно, то,  пожалуй, быть «никем» уже не так стыдно…
2. «Важнейшее из искусств», кино, благодаря своей широчайшей массовости наиболее мощно формирует и сохраняет склад национальной души. Но сегодняшнее российское «самое массовое кино»  -  голливудское. Именно оно формирует  душу нашей молодёжи, а значит, и всего «будущего» народа на американский манер. Поскольку российское кино из-за его «некассовости» прокатчики почти не берут в прокат, государство разрешило прокатчикам наживаться на американских триллерах, боевиках, комедиях и прочих фэнтэзи. Более того, никакой прекрасный фильм любой другой страны, кроме США, народ увидеть тоже уже не может.
3. Система среднего (школьного) и высшего (институтского) образования, сформировавшаяся в советское время, по своим качествам превосходила системы, принятые в западных странах. Но поскольку на этой системе лежит печать «русскости», то государство решило её заменить европейской, Болонской системой, взращивающей не «мыслителей», а примитивных потребителей. Экзамены, требующие овладения глубокими знаниями, заменены ЕГЭ, требующим только зазубрить ответы на набор «тестов».
4. Москва  -  «сердце» России, т. е. город, который в концентрированном виде должен содержать всё истинно русское. И вот в этой русской Москве, в её собственном «сердце», сооружён «деловой центр», состоящий из тесной группы гигантских, массивных небоскрёбов, словно перенесённых в Москву из Манхэттена. И назван этот «деловой центр» тоже по-американски  -  «Москва-Сити». Именно «Сити», и никак не иначе. Имея в «сердце» России квази-американское «Сити», теперь нам можно  меньше стыдиться своей «русскости». Да и Москва с этим «Сити» уже, вроде бы, не такая уж и русская. Более того, деловой центр, названный «Сити», имеется и в нашем уральском Екатеринбурге. Во какие мы передовые!
5. С недавнего времени наша милиция уже не милиция, а полиция. Исторически вросшее в жизнь и быт народа своё, близкое наименование «милиционер» заменено на чужеродное «полицейский». Зачем это сделано? Объяснений не было. Кому это нужно? Вероятно, нужно, чтобы было, как «у них», иначе  -  стыдно. Но вот почему ОМОН по-прежнему ОМОН, а не ОПОН….?
6. По действующей Конституции идеологии, обязывающей всех, в стране не должно быть. Должна быть «свобода мысли». Но в исторических корнях истинно русского сознания лежит соборность, т. е. духовное единство и сплочённость. В основе духовного единства лежит национальная идея, разделяемая всем народом. Эта идея формулирует цель и смысл народного бытия и даёт ему веру в своё высшее предназначение. Прежде эта вера имела своим источником нашу православную, христианскую веру. Большевики отменили христианскую веру, но водрузили на её место другую веру  -  в коммунистическое будущее, указав тем самым народу цель и смысл его существования. Потому что понимали  -  жизнь без веры, без цели и надежды пуста и бессмысленна. Но идеология  -  это и есть «по нынешним временам» вера. Однако Конституция, отменив идеологию, тем самым отменила и христианство, и коммунизм, и любую другую национальную идею как всеобщую, коллективную, объединяющую народ веру. В связи с этим главным бичом нынешней российской социальной и государственной жизни стала коррупция. И в борьбе с нею государство использует единственное средство противодействия  -  наказание. Но очевидно же, что в условиях вышеуказанной «безъидеологической» духовной пустоты коррупция непобедима. Непобедима потому, что в отсутствие идеологии нет у человека, в его сознании, той высшей, надличной,  общенародной цели, ради которой он и без страха наказания неизбежно откажет себе в желании обогатиться за счёт государства. И очевидно же, что истинно русский «дух» в этой общенациональной духовной пустоте обречён на исчезновение.
7. Когда выносят из поминального зала гроб с телом какого-   нибудь великого или всеми любимого человека, то теперь не гремит, исторгая слезу из глаз, траурная музыка. Теперь гремят аплодисменты собравшихся. Люди хлопают в ладоши. Но почему особенно активные ещё не смеются  и не подпрыгивают? Ведь аплодисменты закрепились в человеческих обычаях как способ выражения восторга, чрезвычайной радости, которая так велика, что невозможно не запрыгать и не захлопать в ладоши. Музыкальный виртуоз получает радостные аплодисменты в награду за доставленное эстетическое наслаждение. Циркач, совершив опаснейший трюк и оставшийся невредимым, получает восторженные аплодисменты зрителей за то, что обрадовал их своей живучестью. Пассажиры авиалайнера при успешном приземлении тоже аплодируют от радости, что остались живы. Но аплодировать, когда на глазах навсегда уходит, исчезает только что умерший дорогой человек  -  чудовищно. Сорвите листву, ветви и ствол с аплодисментов как явления, но корни его всё равно будут выражением восторга и радости. «Мы рады, что ты уже мёртв». Объяснение символа этой чудовищной радости даётся такое: аплодисменты  -  это знак благодарности великому человеку за всё, что он сделал для нас. Так принято в цивилизованных странах. Но вот у Пушкина сын «…на коленях / труп матери, рыдая, обнимал / и в корчах бился над её могилой». Конечно, этот сын был бесконечно благодарен своей матери за всё, что она для него сделала, но представить его аплодирующим, а не рыдающим…! 
8. Какие бы ужасы  для народа  ни принесла с собой Октябрьская революция, самый общий итог этой революции  -  это решительный отказ народа идти по буржуазному (т. е. западному) пути развития. Сегодня этот отказ признан ошибочным. Возможно. Но важно не это. Гораздо важнее то, что народ совершил эту «историческую ошибку» в силу своей глубокой и естественной антибуржуазности. (Скажут: его заставила кучка экстремистов-большевиков. Нет, «кучка» не может заставить 150 миллионов). В крестьянской стране крестьянская община стала основой социализма. И хранителем «русскости» всегда было крестьянство. Но сегодня русское крестьянство исчезает, и государство не противится этому исчезновению. Государство  -  за буржуазность по западному образцу. И торжествует циничная анти-русская буржуазность в лице 20-ти миллионов россиян за чертой бедности и в виде первого места в мире по числу миллиардеров на душу в стране. А истинно русских (не по рождению, а по духу)  -  всё меньше.
Примеры «стыдливости» и нежелания быть русскими на этом не оканчиваются. Здесь приведены лишь самые очевидные, бросающиеся в глаза.  Самое главное и самое грустное состоит в том, что описанные явления не инспирированы кем-то сознательно, они стихийны, самопроизвольны, а потому бороться с ними невозможно. Они неустранимы, и лишь указывают направление, в котором движется самосознание русского народа. Это направление  -  к своему духовному распаду, к  исчезновению «русскости», к слиянию с глобализирующимся Западом в одну безликую, аморфную, безымянную массу. И где же найти ту силу, которая повернула бы это движение вспять? 
                С уважением, Стеценко Эдуард Васильевич,               Екатеринбург, е-stetsenko@list.ru,  11.12.2018 г.
 
               
               
               


Рецензии