Минута молчания

 Военная выправка,гладко зачесанные седые волосы, и взгляд... конечно - в светлое будущее! Ладно сидит на стройной фигуре пиджак строгого покроя,  грудь - в орденах и медалях! - так Павел Ефимович на фото выглядит. Под фото коротко, но ёмко: «Военком, 1-ый и 2-ой Украинский фронт». И эта информация  о ветеране таит в себе столько, что хватило бы на достойную книгу о жизни достойнейшего человека! Однако, вся его биография, несправедливо скромно, приютилась на одной страничке. Коротенькие фразы, а за ними - события, о которых не каждый, кому повезло выжить, в этой страшной войне, может спокойно вспоминать, а тем более, рассказывать! Сколько можно бередить, тревожить души  воспоминаниями? Это нам надо помнить кому мы обязаны тем, что мирное небо над нашей землёй. Заботливо согревать их старость своим теплом и вниманием. Ставить в пример, таких, как Павел Ефимович, своим детям, внукам, да и самим есть чему у них поучиться!
    И всё-таки, уж слишком мало информации! Может мне удастся разговорить ветерана? Я буду очень осторожна, деликатна. В конце концов, с дочерью поговорю: она-то,о своём  отце - герое расскажет больше, естественно, не о самой войне, а о нём, о  человеке, обо всей его семье. Как сегодня ему живётся, может просьбы, какие – нибудь есть?
    Решительно, набираю номер телефона: «Здравствуйте, Нина Павловна! К Вам уже  приходили из Совета Ветеранов, но мне бы хотелось, ещё раз, встретиться с Вами и Павлом Ефимовичем. Есть кое-какие вопросы. Это важно для…» - «Ничего теперь не важно!- Мы его  вчера похоронили» - Голос прозвучал тихо, но так, что у меня внутри всё сжалось, от  осознанного чувства, вины -«Простите, пожалуйста. Примите мои, искренние,  соболезнования».–«Спасибо» - короткие гудки. Казалось бы, не до поэзии, в такую   минуту,  но,  не  случайно,  вспомнились  строчки  стихов,   поэта  – Сивякова В.Г.:«А  жизнь – состоянье непрочное, за лучшую долю мольба». Я бы сказала – «борьба», в этом случае, потому что Павел Ефимович всю жизнь боролся за лучшую долю, для нас с вами!  На  боевом и на трудовом фронте - всегда был первым, как и положено командиру! - «Упала  звезда полуночная – закончилась чья-то судьба»! Говорят, - если падает в небе звезда,  значит, кто-то ушёл из жизни! такое непрочное состояние – жизнь! Хотела встретиться,поговорить, спросить, а он ушел, и все мои вопросы без ответа остались. Теперь, уже не  с каждым годом, а с каждым днём, ветеранов становится всё меньше. - Вот почему в моей  груди заныло то, что совестью называется.
 Нина Павловна сказала, что теперь ничего не важно, если человека нет.- Это она от горя! Всё, что касается этого удивительного поколения, к которому принадлежит её отец,  навсегда останется бесценным кладом, в памяти потомков! Пусть, жизнь диктует другие  условия, другие правила, но неизменны такие понятия, как честь, совесть, чувство долга,  доброта и порядочность. Всеми этими качествами обладал Павел  Ефимович. Именно, за это  его уважали все, кому довелось с ним общаться! Ничего он уже не добавит к тому, что  сказал при жизни о себе. Бережно, сохраним каждое слово в наших  сердцах– «Жил и учился  в посёлке Новый Айдар, Луганской области. Когда началась война, надо было эвакуировать  колхозный  скот. Стояла сильная жара! Стадо гнали через степь. Нас бомбили – очень  страшно – рядом, гибли люди! Голодали, грызли сырую свёклу – так наелся, что не мог,в лучшие годы, даже смотреть на неё! На фронт попал весной 1942 года, по - окончании    военного пехотного училища, в звании младшего лейтенанта. Участвовал в боях на  Курской  Дуге, где получил ранение в живот и в ногу. – Заштопали, подлечили и отправили  формировать отряды молодых призывников, для фронта. Так было до конца войны. Победа застала меня в Москве! Поезд, с новобранцами стоял на запасных путях. Увидели салют и  всё поняли - выскочили из вагонов – радость неописуемая! После войны, остался в армии: служил военкомом, в Пензенском военкомате. Демобилизовался в 1974 году, в звании  полковника». - Вот и всё.
   Когда я писала эти строки, обстановка в моей квартире, напоминала военную: соседи  сверху чем-то долбили стену, так, что дрожал мой стол. За стеной, на  предельной громкости, надрывался голос Высоцкого, словно  поддерживая   моё  состояние, песнями о войне. Никогда ещё они не были мне так  нужны! - «А с небосклона,  бесшумным дождём, падали звёзды»! - прокричал Володя, и всё стихло. - «Вечная им   память»! - подумала я.
   Наступила Минута Молчания.


Рецензии