Поиски Пробуждения II. 12-13. Препятствия

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: МОНАШЕСКАЯ КЕЛЬЯ - СТАНДАРТНЫЙ ВИД
 _____________________________________________


ГЛАВА 12. ТРУДНОСТИ  В  РИТРИТЕ. Летом  2009 года  я выехала  в  Непал на  3 месячный ритрит. В  свой первый  ритрит  в «Пещере  Асура»  я распологалась  в крыле Гуру Ринпоче, а  в  этот  раз Карма Гомпа поселил меня  в крыле Дакинь  в  маленькую, но очень  уютную  комнатку  прямо  напротив  Гомпы  Дакинь. Надо мной находились  апартаменты для ритритов  Лам, Ринпоче  или  особых  гостей, а в то время, когда я приехала  там проводила  практику  дочь Чоклинга  Ринпоче, - брата Чоки Нима Ринпоче.

В  моей комнате  был  поставлен  стеклопакет, в ритритном центре  недавно провели  ремонт, поэтому  в ней  было очень  светло. Окно, правда, выходило на балкон, по которому  множество  раз  в  день проходили  соседи постоянные жители  монастыря (обычная архитектура жилых гомп: и окна и двери комнат выходят на террассу, длинной во всё здание). Их было трое - пожилой  монах, с которым у меня сразу установилось взаимопонимание (во время ритритов, как правило не разговаривают), другой монах  и немолодая  монахиня, которая  при  жизни  матери  Чоки  Нима Ринпоче  ухаживала за ней, а потом осталась в монастыре. Сначала, когда они проходили  на  кухню, в  туалетную  комнату, на пуджи (коллективные практики) или  ещё куда-нибудь меня  это отвлекало: интересуясь чем  я  занимаюсь, и они невольно  заглядывали  в окно. Так что я повесила  занавеску  и больше не обращала  на  соседей  особого внимания, уделяя все внимание практике.
   
Помню, в первый день  приезда подготовив комнату для ритрита, я  спустилась  в  Гомпу Дакинь, чтобы  поприветствовать  и поклониться  Божествам, находящимся в ней. В  это время я заметила  в Гомпе на скамейке только  старую, сморщенную  монахиню, больше в храме никого не было. Не  успела  я сделать простирания, как  монахиня  стала громко и гневно орать и махать руками, чтобы  я  удалилась  из храма. Я опешила. Ведь я хотела только поклониться  Божествам, ничего плохого.
Тогда  я присела  рядом с ней и вежливо спросила:
-Почему вы не разрешаете сделать простирая?
Было понятно, что она знала всего пару слов на английском. В том числе:
- Убирайся отсюда!
- Почему?- спросила я.
-Я так хочу!
-Но почему? Я просто хочу поклониться  и уйти.
-Нет, -  сказала она, - уходи  прямо  сейчас!

Она не знала, что я поселилась  в  монастыре  на три месяца, но ее  решение  выгнать  меня  из  храма  сильно задело  эго и вызвало  чувство обиды. Как оказалось, это было  ее привычкой,  она выгоняла из храма всех иностранцев. Когда  я  встала, собираясь выйти из Гомпы, то  абсолютно спонтанно, ощутила  себя  Гневной  Дакини. Казалось, я поднялась  в воздух и прокрутилась вокруг своей  оси несколько раз, опустившись  на землю  и встав  в позу  подобрав одну ногу к себе, а вторую вытянув, в  моих руках оказались  атрибуты,  и я угрожающе смотрела на свою оскорбительницу.  Она молчала. Тогда  я взмахнула  дигугом (специальный ритуальный нож) и стала танцевать, переступая  с одной  ноги на другую. Это было  так явно и удивительно! Но потом, также неожиданно, я вернулась в физическое тело, резко развернулась и вышла из  Гомпы.
 
Я  не знала, что эта монахиня  постоянно, практически  с  утра  до ночи находится в этом храме и следит  за тем, чтобы не украли инвентарь, что она имеет психические отклонения  и доставляет серьезные проблемы  всем  живущим в монастыре. Ее боялись монахини, она могла выгнать любую из них прямо с пуджи или начать громко кричать на какого-либо молодого  монаха  во время  Цога* или другой  церемонии. Поведение ее было непредсказуемо, поэтому  никто  из монахов не хотел связываться  с ней. Не знаю, сколько она жила в этом монастыре, но то, что она  периодически выплескивала свой гнев  на прихожан, когда они приходили помолиться в  Гомпу  Дакинь, было точно. Я это многократно слышала позже, уже по время ритрита.
 
 Вечером  в  перерыве сессии я спустилась со своего этажа и подошла  к закрытому  храму. Заглянув  сквозь решетку,  я  наклонилась  и закатила внутрь  пачку  печенья  в знак подношения  Божествам  и защитникам, и попросила их защищать меня во время  практики. Тут  я и заметила бритву, которая  лежала  у  входа в Гомпу. Я подумала, что должна выбросить ее подальше и из-за  гнева, который спонтанно поднялся  во мне, автоматически схватила  лезвие и «зафинтилила»  его  в  кусты. Никогда не делайте такого: если у вас нет защиты и необходимых знаний не трогайте в гомпах и около них не вами положенные предметы!Если нечто видится опасным, доведите до сведения руководства гомпы (в ней есть дежурные, как правило).

Во время ритрита  я вставала очень рано так, чтобы в 5 часов  утра  начать  первую сессию. Но на следующее  утро  часа  в  3  я услышала  дикий вопль, который распространялся по всему крылу монастыря.
-Боже мой, что  случилась? - испугалась  я.
Выйдя на балкон, наклонившись  через  бетонные перила, я увидела, что  старая гневная  монахиня, которая оказывается  жила внизу, открыла  нараспашку дверь своей  комнаты  и, выйдя на крыльцо, громко орала, подобно раненому  зверю. Потом  я  разобрала, что это были какие-то гневные мантры. Меня  будто  обдало «кипятком» и сердце отчаянно забилось в груди. Чтобы укротить страх, который  зародился  внутри,  я стала молиться. Чем громче она выла, тем сильнее  я призывала на помощь. Понемногу силы успокоились, и монахиня закрыла дверь своей комнаты.

Я выходила из комнаты, в которой проводила ритрит  три раза в день, только для того, чтобы забрать еду из столовой. Для этого мне  приходилось проходить и мимо дверей, ведущих  в комнату старой  монахини. Как-то раз, когда я возвращалась  с едой из кухни, внезапно раскрылась дверь ее комнаты  и перед  моим лицом  пролетели  то ли  отходы  с  грязной водой, то ли  ее моча. Я замерла, как вкопанная, опять  сильно забилось сердце, еще немного и еда была бы осквернена, а  монахиня   залилось хрипящим  смехом, и с треском  захлопнула  за собой дверь. Я стала с осторожностью проходить мимо ее комнаты, но всякий раз она резко открывала двери и громко хохотала, при этом оголяя свои  полусгившие  зубы. Казалось, что ей доставляет удовольствие пугать меня. Стало  ясно, что  надо  что-то  делать, например, победить страх, но мне это не удавалось.
   
В  то время, когда я уходила за едой на кухню, я не закрывала  дверь комнаты. В один из дней,  когда  я  вернулась  с обедом, то заметила  на  монашеской  подстилке, где я делала практику,  лежал  лист  с  дерева.  Я не могла занести его с собой на обуви, потому  что пол в монастыре  был цементный. Да и  обувь  я всегда снимала, оставляя  ее у  входа в комнату. Тогда  я  поняла, что во время моего отсутствия  кто-то заходил, а  правило  ритрита  гласило, что чужому нельзя заходить в место, где он проводится  без  предварительной  договоренности, это создаст препятствия  в практике. Никто другой, кроме  старой  монахини, сделать  этого  не мог, все уходили на кухню за едой, а  она одна оставалась  в Гомпе в двух шагах от моей комнаты.

Фантазия заработала в уме с огромной силой, я представляла, что она совершила какой-либо  магический  ритуал и занесла  лист специально, чтобы  намеренно создать препятствия.  От волнения  я не могла начать сессию  и выскочила на  улицу, чтобы  успокоиться и понять, что нужно делать. Меня трясло от страха, и я не знала, как его остановить. Минут  через  15, когда я вернулась обратно, то увидела,  что около моей двери и на всем пространстве балкона около нее, выложены  кусочки  разломанного печенья.
-Господи, что это такое?

 Я облокотилась  на перила  балкона  и посмотрела вниз, не видно ли там кого-либо, кто бы мог это сделать. Но никого не было, только старая  монахиня  сидела в Гомпе.
 - Ани-ла (вежливое обращение к монахине), ты, что там ищещь?- вдруг  раздался знакомый голос.
- Я, ничего!- ответила  я  и, обернувшись увидела  монаха средних лет, который  жил в соседней комнате.
К  нам подошла  пожилая монахиня  с нашего этажа, посмотрела на разложенное печенье  и спросила:
- Ани, ты что, птичек кормишь?
- Я? Нет, я не кормлю.
-А  тогда что это такое?-  махнула она рукой  на печенье.
- Я не знаю! Я отлучилась ненадолго,  а когда вернулась, то  увидела  разложенное печенье. Думаю, что  это  та  монахиня сделала!-  сказала  я и качнула  головой в сторону Гомпы.
- А, может быть! Она немного сумасшедшая,- сказал монах.
-И  я  ее ужасно боюсь, даже  боюсь трогать  это печенье, вдруг она навела  на него порчу.

- Зато я не боюсь ее,-  сказал он, наклонился  через  перила  и  стал  что-то  громко кричать монахине  в  Гоме. Потом  он  принес  веник, смел печенье в  кучу  и выбросил  его в ведро. Не знаю почему, но этого монаха  вскоре попросили удалиться из монастыря.
-А  я очень  боюсь ее! - повторила я.
-Я  ее тоже боюсь! - вторила  монахиня  соседка.- Только вчера она устроила скандал на пудже, потому  что ей не понравилось, где я сижу. Она орала, чтобы я пересела  на место, которое она  мне выберет сама!
-Боже, какой ужас! Вы что, должны еще спрашивать ее, где вам сесть в Гомпе?
- Да, - ответила монахиня, -  мы тут все ее боимся, - подтвердила она. 
-Зато я ее не боюсь,-  опять повторил монах, склонился с балкона в сторону  Гомпы и опять закричал громким голосом:
-Эй,- он назвал ее по имени, - как дела?

Старая монахиня  что-то  гневно прокричала  в  ответ и погрозила кулаком.
После этого случая  я стала закрывать дверь  комнаты на замок. На следующее утро, как всегда около  3 часов ночи, раздался вопль. Сердце опять сжалось от страха,  и  я отчаянно  принялась читать  специальную защитную  молитву, думая, что вот и настало время  проверить  ее  эффективность. Наконец, я почувствовала какой-то перелом во всей атмосфере и наступила  тишина. Утром, прежде чем  пойти за едой, я закрыла  дверь на замок и, спустившись вниз, заметила, как две молодые Ани, что жили в крыле  Гуру Ринпоче, несли ведра  с водой в комнату  старой монахини  и взбудоражено обсуждали что-то по непальски.
 - Что случилось? - спросила я.
- Пожар!
-Какой пожар? Где?  Я ничего не вижу!

-Да  в комнате старой монахини!  Мы принесли ей завтрак, открыли двери в комнату, а у нее полная комната  дыма. Наверное, когда она пошла в Гомпу  масляная лампада, стоящая у ее кровати, каким-то образом  упала и успела подпалить  ее постель. Матрас и одеяло мы  уже вытащили на улицу, но запах  гари и дым все еще наполняют  комнату.
-О, мой Бог, - воскликнула  я, такой развязки никто ожидать не мог.
 К вечеру монахиня  вернулась в свою комнату на ночлег, но больше не  вопила  среди ночи.
               
Как раз в это время  в монастыре начиналась  3 дневная  пуджа Вадракилайи, которая могла помочь освободиться от любых препятствий, и я предварительно спросила  разрешения  у  старенького  Ламы, который  проводил  ее, можно  ли  присутствовать  на пудже. Он сразу дал свое согласие. Утром, когда  было еще очень рано, я вошла в Гомпу. Кроме Ламы и старой монахини, никого  еще не пришел. Как и подобает, я спросила  у Ламы, куда можно  сесть во время пуджи. Он  указал на противоположный  ряд, прямо около  статуи  Гуру Ринпоче. Это место было  первое в  ряду, а я понятия не имела, что монахи рассаживаются по определённой системе, и естественно  села  туда, куда  указал Лама.

 Когда пуджа началась, оказалось, что все Ламы, которые жили  в  этом  монастыре сидели после меня, отчего мне стало не по себе. В перерыве, я  переспросила  Ламу, причем   громко при всех присутствующих монахах, где мне сесть  и он опять указал на то же самое место. Тогда, эта старая  монахиня  была  удивлена. Она спросила Ламу:
-Почему  ты сажаешь ее там?
- Так надо, - ответил он.

После этого, у меня не было больше проблем  с  этой  больной монахиней. Я  могла в любое время  зайти в храм и сделать простирания  Божествам, посидеть и помедитировать в нем,  она больше никогда не возражала. Но  оказывается, что  у Ламы после пуджи  возникли  некоторые  проблемы. Я случайно узнала, что после  этой пуджи  его  наказали  за то, что он посадил меня впереди всех монахов, ведь  в конце  практики  пришли спонсоры  этого монастыря, чтобы сделать  денежные подношения всем присутствующим  и увидели меня, женщину, к тому же европейку, сидящую  во главе монахов. Это нарушало все традиционные представления, и спонсоры могли  понять это неправильно.

 Почему  Лама  поступил  так  остается только догадываться: во всех системах случаются недоразумения, и чтобы прекратить их иногда требуется на внешнем уровне следовать не правилам, но сгбственному разумению, для чего всегда нужна смелость. Я  много раз мысленно благодарила этого монаха за смелость и в следующий раз привезла ему подарки.
 ___________________________________________________
                _______________________________________________

         
ГЛАВА 13.  ТРУДНОСТИ  НА  УЧЕНИЯХ. Осенью  этого  же  2009 года  Его Святейшество Далай Лама  даровал первое  учение специально  для русских буддистов  в Индии. Это было тантрическое посвящение одиночного  Ямантаки и комментарии на два небольших произведения Ламы Цонкапы (основатель линии - гелуг), но я узнала об этом, когда уже вернулась из Непала, а  учение  закончилось. В  ноябре  2010 года  я  собиралась поехать  на программу  Чоки Нима Ринпоче в один из его  европейских  затворных  центров, но  случайно узнала, что Его Святейшество  Далай Лама  в это же время продолжит даровать учения для русских паломников в Дхарамсале. Выбор конечно разу был сделан  в пользу  поездки в Индию на посвящение в  тантру  Гухьясамаджа.

Заранее купив билеты, мы - группа паломников - вылетели  в  Индию. Надо знать, что перед  учениями и во время них, могут происходить какие-либо непредвиденные события. Между  собой  мы называли  это препятствиями, или «очищением» от дурной кармы. Индия считается самой духовной страной этой планеты, там сосуществуют  в  гармонии  все религии мира,  пребывают все духовные Учителя, да  и  все мирские люди являются верующими. Поэтому  нужно  быть готовым  к такой поездке, тем более, когда  ты едешь на учение  к  истинным  Духовным  Лидерам, а не на отдых к морю. Узнав  это, я старалась  спокойно относиться  к испытаниям, выпадавшим  обильно, словно  дождь, о  некоторых  из них я постараюсь рассказать  далее.

Когда  самолет приземлился в  Дели, мы доехали до тибетского поселения  Манджукатила  и успели сесть на рейсовый автобус  до Дхарамсалы. В  5 утра  мы уже были  на месте. Дождавшись открытия  гостиниц, которые начинали  работать  с  7, выяснилось, что все дешевые номера  во многих из них уже "забиты" многочисленными паломниками. В  поисках  дешёвой  гостиницы, мы случайно  встретили   питерского  знакомого, который  помог  найти  номера, соответствующие  нашим  скромным  доходам. Наш  номер  был с затекшими  от протечек  сырыми  стенами и осыпающейся  штукатуркой, окно  выходили на  север, а  температура, как на  улице, так и внутри  номера  была очень низкой, поэтому  было  холодно.  Одна  кровать на двоих и серое  несвежее белье, как, впрочем, бывает  во всех  дешевых гостиницах  Индии. Но мы были так рады, что скоро попадем на учение  Его Святейшества  Далай Ламы, что и это устраивало нас.
 
Оказалось, что нужно было предварительно занять  места в  храме, где должна была проходить программа  и огромное количество паломников из  Калмыкии, Бурятии, Тувы  и  России, расталкивая  друг друга локтями, «на смерть»  боролись  за них. Тогда, организатор  учений, разделил  зал на несколько частей и предложил рассадить  всех  по национальностям. Но и тогда, борьба  за места продолжалась.
Тут  я заметила, что на учения приехала  монахиня  З.. Мы смогли  занять места поближе и сторожили их в течение двух дней, но  перед  самыми учениями, уже поздно вечером, она   позвонила  и сообщила, что у нас отобрали  одно место, а второе будет  занимать она, поэтому  я должна  найти другое. Очевидно,  что это было невозможно сделать.

Однако в день учений  все почему-то  стали  пропускать  меня  вперед  очереди, поэтому  я  первая  вошла  в  Гомпу  и  села  там, где и занимала раньше место, решив, что  это случилось  благодаря  заботе  Учителя. Учение было для меня первым и потому очень  важным. Я не обладала  абсолютно  никакими знаниями, хотя  уже практиковала несколько лет.

Традиционно  учение началось с прочтения  «Сутры  Праджня Парамита» сначала на санскрите, а потом на русском языке, чтобы  устранить  препятствия  у всех присутствующих. А  потом  Далай Лама  пояснил, что  Дхарама, это учение, которое в первую очередь  должно развивать  в  нас сердечную доброту и сострадание  к  другим существам, что она служит тому, чтобы мы стали хорошими людьми и не обижали друг друга: «Многие  приехавшие  на учение  для русских  из  Калмыкии, Бурятии и Тувы традиционные буддисты, они имеют  веру  в  Будду, но сейчас должны понять, что этого  недостаточно, ибо  они не имеют  знаний, опыта слушать учения  по Дхарме, размышлять и применять его на практике».
 
Сначала Его Святейшество. Далай Лама  сделал  передачу на  текст  Гьялсэ Тогме Сангпо  «37 практик Бодхиссатвы», чтобы  мы узнали, как  поступают  бодхисатвы  в обычной жизни. Хочу привести  несколько отрывков  из  этого  замечательного  текста  в  переводе  замечательного русского переводчика Александра Нариньяни:

- 13. -
Когда твоей в случившемся  малейшей  нет  вины, и все ж тебя, несправедливо обвиняя,
На  плаху  тащит кровожадная толпа, готовясь обезглавить, проклиная,
Ты состраданье в сердце сохрани: их заблуждения плоды деяний злобных,
Безропотно все на себя прими, - так поступает сын  Победоносных.

 - 14. -
Когда другие имя доброе твое порочат ложью откровенной,
Так, что дурная слава о тебе растет в трех тысячах миров вселенной,
С  умом, исполненным любви и доброты, незамечая их наветов  гнусных,
Хулителей  в ответ превозноси, - так поступает сын  Победоносных.

- 15. -
Когда тебя, не постеснявшись бранных слов прилюдно на ошибки указуя,
Кто-либо  гневно порицать  готов, за дело иль без дела критикуя,
Ты в мысли благородной укрепись, что он - твой совершеннейший наставник;
С  почтением  к  ногам его склонись, - так поступает мудрый  Бодхисаттва.               

- 21. -
Покуда  в сердце продолжает жить враг внутренний, агрессия и злоба,
Врагов  вовне, увы, не победить, их рать лишь будет крепнуть  год  от года.
В  союзники себе ты призови святое воинство любви и состраданья,
Ум  непокорный умиротвори, так поступает  мудрый  Бодхисаттва.
               
- 31.-
Тот, кто ошибок собственных не признавая, сквозь пальцы смотрит на свои грехи,
Рискует  под  личиной  благочестья  творить деяния  Дхарме вопреки.
Самокритичен  будь и слабостям  не потакая, очисти ум от заблуждений вредоносных,
Ошибки прошлого признав, искореняй, - так поступает  сын  Победоностных.

- 34.-
Брань, сквернословие и раздраженный тон -
Ттревожат  ум  людской  и слуху  неприятны,
Речь необузданная нанесет  урон
Благому поведенью Бодхисаттвы.
Способных оскорблять и привести в волненье,
избегни грубостей и выражений резких,
В речах являй тактичность и почтенье, -
Так поступает сын  Победоносных...

После комментариев  на этот текст  Далай Лама подробно объяснил, как практиковать  садхану  Гухьясамаджа и провел посвящение. Гухьясамаджа  тантра в переводе  с  санскрита означает  «тайное сообщество». Она возникла  в  IV веке  н.э. и  является  одной  из ранних  в  буддизме Ваджраяны и относится к высшей анура-йоге тантре и  считается  главной среди отцовских тантр, то есть тантр метода, делающих акцент  в практике на обретение  иллюзорного тела. В  перерыве учений  мы  разговорились  с  З., и она пояснила, что  встретила, наконец, своего  настоящего  Учителя, но не в  Непале, а  здесь, в Индии, и его звали  Кармапа Ринпоче. (держатель учения линии кагью Оргьен Тринле Додже 17 Кармампа - юношей бежавший из оккупированного китайцами Тибета в Индию)
- О, мы были у него в монастыре сразу после принятия монашеских обетов, и я его видела, - воскликнула я.


- Понятно, но я могу не  только видеть его, но и задавать лично разные  вопросы, которые меня интересуют, так  как  он  проводит регулярные встречи  со  своими учениками.
-Как  здорово!  Мне бы тоже хотелось иметь возможность  беседовать со своим Учителем  лично. Как  ты думаешь, если  бы у меня  появились какие-либо  вопросы  по практике, смогла бы  я  обратиться  к  Кармапе Ринпоче?
 После этих  учений  я собиралась  пойти в  ретрит  в  Непале на  5 месяцев  и  у меня возникли  определенные вопросы по практике.
 -А зачем  тебе  к нему обращаться? Ты же не принадлежишь  к  Кагью линии!
 -Что ты имеешь в виду?
 - Ну, кто тебе дал обеты монахини?
- Его Святейшество Далай Лама!
- Вот  и обращайся к нему, Он  твой  коренной  Учитель!

 Совет был проблематичен: мы обе знали, что это маловероятно. В былые времена  Его Святейшество принимал многих людей, но  со временем, с  возрастом, Его  стало затруднительно  увидеть  лично. 
-В любом  случае, ты принадлежишь  к  линии Гелуг, а я получила  монашеские  обеты в  Кагью, поэтому  считаю своим  учителем  Кармапу  17. Ты должна  пойти в офис Далай Ламы и попросить разрешения для встречи с Ним, - сказала З. уверенно.
- Ты  что же думаешь, ее дадут?- ухмыльнулась я. Предложение  выглядело  так, как если бы я, самый  обычный человек, попыталась  попасть в  Кремль на прием  к президенту.
-Ну,  это же твой Учитель, вот и попробуй!

Тут  я увидела, что около трона  Далай Ламы, где сидела  Его ближайшая  свита учеников, находился  Ачарья, который  во время принятия  нами монашеских  обетов помогал  Его Святейшеству  проводить церемонию посвящения.
-Ой, а это «мой» Ачарья!- воскликнула  я  восхищенно. Я не была  в Дхарамсале 6  лет, и мне было приятно увидеть знакомое лицо.
- Вот  ты и попроси его помочь увидеться с Далай Ламой! Ты же должна знать, что тебе практиковать, а для  этого  нужно  спросить  совет  у своего Учителя!  Как  я, лично, и делаю!

с внешней стороны всё было вполне логично! Правда, как я теперь понимаю, это было абсолютно нелепое  предложение. К тому  же возникал вопрос,  а что делала  З. в школе Гелуг, если она  принадлежала  Кагью! В  перерыве  я  все  же подошла  к Ачарье, и попросила его помочь  встретиться  с  Далай Ламой. Он как-то сразу «шарахнулся»  от меня.
-Нет, нет,  я не смогу это сделать,- сказал он и быстро растворился в толпе монахов.
-Ну, может правда, не может человек,  - подумала я.
 
Позже мне рассказывали, что для того, чтобы попасть к Далай Ламе лично, нужно быть  политическим лидером  какой-либо страны, Его старинным  другом  или лауреатом  Нобелевской премии, ближайшим  учеником  из Сангхи  или  просто  дать взятку в офисе, как делали многие тибетцы. Но у  меня не было ни блата, ни денег, а в целом, не было заслуг  для такой серьезной встречи.
-Как  же узнать, что мне лучше практиковать,- размышляла  я.   
Возможно, Далай Лама мысленно уловил  мой вопрос, поэтому  во  время учений  иногда посматривал на меня  и внимательно  изучал.  З. заметила  это и сказала с иронией:
-Да  ты оказывается  у нас звезда! Смотри, только  на тебя  все Ламы и смотрят!
-Это потому, что мы близко к ним  сидим, - отмахнулась   я.

не знала, что  некоторые  Учителя именно на учениях ищут подходящих для практики  учеников. На  третий, последний  день учений, когда Далай Лама отвечал на многочисленные вопросы  русских учеников, он вдруг сказал:
-Я  бы хотел посоветовать тем, кто собирается в ближайшее время  пойти в  ретрит, не раздумывая особо, заняться именно… -  и Он сказал какой-практикой, - если все пойдет  хорошо, то вы сможете быстро добиться хороших результатов и уже за 16 жизней достичь Просветления. - тут Далай  Лама посмотрел на меня и улыбнулся. Я восприняла  это, как личную инструкцию.

После Дхарамсалы  мы поехали  впервые в  Бодхгайю  на учения тоже Его Святейшества Далай ламы по Дзогчену (высший уровень тантры(, но  я  расскажу об этом  немного позже. Не скрою, оказалось, что для того чтобы попасть на любое из учений  Далай Ламы, нужно обладать огромным  терпением. Для меня это всегда  был сильнейшый  стресс  и серьезное испытание, особенно, когда позже я стала ездить на учения по нескольку раз  в год.
 
Не буду  подробно описывать  ощущения от поездок  на индийских поездах, которые могли внезапно  отмениться или опоздать часов на 9 или даже на сутки. О поиске места, где можно было остановиться во время  учений, о постоянном  желании  местных  жителей  обогатиться  за  твой счет, о многих других сложностях, потому  что все это можно пережить  и не настолько важно, как сами учения Далай Ламы.
Его Святейшество  даёт учения  по Дхарме восхитительно, - это всегда праздник  для каждого из присутствующих, начиная  с самых высоких и реализованных  Учителей  буддистских школ и  Сангхи и заканчивая простыми монахами и простыми с малыми сведениями мирскими тибетцами и иностранцами. Кроме того, считается, что учения высоких лам слушают: Боги, Наги (хозяева водных источников), Защитники  местности  и другие существа тонкого мира, которых  невозможно увидеть обычным  людям  с двойственным  восприятием  сознания, но присутствие которых явно для реализованных учителей.

Также считается, что  истинное  посвящение получает лишь небольшая группа людей с подготовленным - очищенным от загрязнений (с которыми мы все рождаемся) сознанием, а все остальные только благословение, но никто не остается  безучастным, потому  что каждый находит  нечто важное для себя  лично. Далай Лама обладает  глубочайшими  познаниями  Дхармы, опираясь на тексты  лучших философских воззрений  буддийских и индийских мыслителей прошлого. Он владеет  совершенным  состраданием  и  бодхичиттой  реализованного  Мастера, проявляя  их  абсолютно ко всем существам  без исключения. Он имеет  высочайшие  реализации  и постижения  во многих   практиках  йоги, поэтому считается  Великим Тантрическим  Учителем  Богов и людей.  Говорят, что Он  всеведущь  и владеет  многими сиддхами (способность творить чудеса: т.е. возможность совершать определённые действия в обход прямых физических законов: летать, видеть и ходить сквозь стены и т.п. ).
Со своей  стороны  я бы сказала, что Он, хоть  и находится  в физическом, материальном  теле, но не  является  обычным  человеческим существом. И он даже не принадлежит к классу  Богов, потому  что выше их по реализации. Его сознание настолько высоко и совершенно, что Его можно было бы назвать существом  другой, более  высшей расы, существом  с  иной, высокоразвитой  цивилизации, существом  с  иной  планеты.  Вся  Его жизнь посвящена служению другим, и я в этом лично убедилась.

Работа  Е.С Далай Ламы 14 Тензин Гьцо как политического лидера Тибета основана на практике  Ахимсы - принципе ненасилия и равностного уважения ко всем культурам и религиям.  За свою деятельность в пользу мира на земле Далай Лама 14 получил высшую награду мира - Нобелевскую премию. Его Святейшества 14 глубокая религиозная терпимость и понимание важности не только буддизма, но и всех мировых к добру призывающих религий  вызывает глубокое уважение. В помощь живым существам Далай Лама 14 воспитал  и воспитывает себе подобных учеников и многим помог вступить на  духовный  путь, получить  высшее  буддийское  образование или руководство  в  практике. Он открывал школы  для тибетских беженцев  в  Индии и помог своему народу сохранить национальную тибетскую  культуру  в  изгнании.

Уже более  30 лет Далай Лама 14 регулярно, по нескольку раз  в  год, встречается  с научными представителями различных стран:  физиками, химиками, психологами, биологами и множеством других исследователей, и проводит  конференции, интересуясь научными открытиями, объединяя знания индийских мастеров  древнего  с современной наукой во благо человечества. Он даровал учения во множестве стран мира, в Европе, Азии и Америке, а также  русским ученикам, как в Индии, так и в Риге.

Единственное, чего не может  сделать даже Далай Лама, так это изменить карму другого человека, когда тот не прилагает к этому никаких усилий. В буддийских священных текстах есть шлока - четверостишье, по нашему:

Будды - водою не смываю скверны;
Страдания существ рукой не унимают,
Не переносят опыт свой в других чудесно:
Будды -  Учением существ освобождают.

Ну вот, например,  Его Святейшество  может создать благоприятные условия для практики  ученика, но не может  уберечь  от  того, что  будет происходить  с ним во время  этой  практики. Он может помочь  человеку  поступить  в  монастырь, но не может  ручаться за то, как тот будет осваивать  материал  и  преодолевать  возникающие  препятствия, с  которыми обязательно  столкнется  в процессе обучения.
 
Я  узнала  об этом  на уроках  в  институте Диалектики  в  Дхарамсале от первой  европейской  монахини, получившей  звание  Геше-ма - доктора  буддистской  философии, для чего учатся около 15 лет, после чего следуют очень серьёзные экзамены. В основном, все классы по философии в  Дхарамсале, преподаются на тибетском языке, очень редко они переводятся  на  английский, и Геше-ма  была единственной, кто  обучал  на английском. 

Институт  Диалектики  находится - на территории  Намгьяла, монастыря Далай Ламы 14. Институт  был создан для монахов  и монахинь из зарубежья, хорошо владеющих тибетским  языком, в последнее время в нём начали учится и мирские последователи. 

При открытии института Диалектики его по предложению  Его Святейшества возглавлял  один  высоко реализованный  тибетский  Лама. К сожалению, я не знаю его  имени, только видела  его фоторграфию, когда  приходила  на  занятия в институт.  Лицо этого человека  восхитило меня такой же открытостью и добротой, как и лицо Ламы Еше, учителя  Ламы  СопаРинпоче.

В  те годы, как и позже в 2015 году, когда я жила в Индии, возникло очень  сильное сопротивление группировки  Шугдена: это  вредоносный дух, существо, которое приносит проблемы  учению Будды, монастырям  и практикам Дхармы.  Я неоднократно слышала, как Далай Лама, перед  началом своих учений объяснял  об опасности  практики  этого духа. Он говорил, что и сам в молодости много лет практиковал его садхану (она входила в трацию), но потом, глубоко исследовав  всю  информацию об этом существе, категорически отказался. Далай Лама  поставил  в известность  о своем  решении  коренных  учителей линии гелуг: они согласились с необходимостью отменить ошибочную традицию.

Надо сказать, что отменить нечто в традиции буддийской школы: это исключительный беспрецедентный случай. Далеко не все практики с решением руководства школы согласились: произошло разделение  на  приверженцев  практики  этого  духа  и не признающих его. Ныне если какой-либо  Ринпоче, Геше или Лама практикует  Шугдена, то  ученикам отвергших Шугдена учителей не следует вступать  в  какие-либо отношения  с  такими учителями  и получать от них  учения или посвящения: это грозит потерей обетов. Поэтому многие практикующие Шугдена,  могут скрывать  это: будьте бдительны. Далай Лама  практически  перед  всяким учением  предупреждает всех присутствующих  о том, что  если  кто-то практикует  Шугдена, то они должны  немедленно покинуть  Его  учение, иначе  могут  возникнуть  серьезные проблемы.

Оппозиционная  группа  шугденовцев  яростно борется против  такого  решения  Далай Ламы. Я  точно знаю, что до сих пор, эта борьба продолжается. Практически в любой стране, как я лично знаю, где  Далай  Лама  с  2012 по  2016  годы даровал учения по Дхарме  или проводил  научные конференции, шугденовцы устраивали  многочисленные  митинги,  протесты  и провокации  против  Него. Но, несмотря на это,  Его Святейшество  всегда  говорил, что они не могут помешать  Ему продолжать работать на благо мира. Детально я не могу рассказать  обо всей подоплеке этого конфликта: на то я не имею полномочий, да и не занималась изучением  этого  демонического божества, - прошу прощения  за неполную информацию.
 
Как-то  на уроках в  институте  Диалектики  Геше-ма  рассказала  нам  о таком  случае. Однажды первый директор  института  вместе  с парой своих молодых учеников  монахов  отправился на какой-то семинар или конференцию в  Дели, и  на ночлег  они остановились в одном  из отелей.  Далай Лама  в это время  прилетел  в  Дели  из какой-то европейской  страны. Когда Он уже возвращался в Дхарамсалу, и  Его машина  проехала  четверть  пути, Он вдруг внезапно попросил шофера  развернуться  назад  и заехать  в отель, где  остановился  директор института  Диалектики. После  очень  короткой  встречи и  непродолжительной беседы, Далай Лама  тепло пожал руку Ламе, и  сердечно распрощавшись с ним, уехал в  Дхарамсалу.

А  ночью произошло следующее. Группа шугденовцев  проникла  в  отель, взломала  двери  номера монахов и жестоко  убила их всех, совершая  специальный  магический  ритуал, при этом  нанеся огромное количество ножевых ранений каждому, причем, снимая  всю эту расправу  на  видео. Один  Ринпоче, который  хорошо  знал  директора, позже рассказывал нам, что ему  удалось просмотреть  этот  фильм. В  самый момент расправы  директор  института  Диалектики  повел себя очень мужественно и не оказывал ни малейшего  сопротивления. Он  только улыбался, когда его  жестоко убивали, как настоящий бодхисаттва, не оказывая ни малейшего сопротивления.  Учения говорят, что бодхисаттва  это тот, кто с  величайшей  радостью отдаст все, что только у него не попросят, даже свою  жизнь! Ринпоче приводил пример  мужества  директора  перед  смертью, принявшего стойко свою судьбу и не испытавшего ни малейшего  гнева или ненависти по отношению к своим убийцам. Двух молодых монахов  постигла  та  же участь, они были медленно и  жестоко убиты варварскими  методами  шугденовцев.

Так вот, Геше-ма пояснила, что  Далай Лама заранее знал о том, что должно произойти убийство Ламы, потому  и поехал  попрощаться  с  ним. Но Он не мог изменить судьбу, карму  Ламы  и  остановить убийц. В  этом  и  заключается  то, что такие высокие существа, как Далай Лама,  которые даже  выше Богов, не могут  поменять карму другого человека. То, что с ним должно произойти  в силу каких-то причин, то и происходит. Мы  тогда спросили  у Геше-ма, но ведь Далай Лама мог предупредить об опасности, взять этих монахов  с  собой или убедить их срочно  уехать из отеля, тогда  ситуация не была бы такой трагической. Но она ответила, что это  было невозможно. Человек  неминуемо  столкнется с результатами своей кармы, и ничто не сможет его спасти, даже если он переедет  в другое  место.

В  прекрасном американском фильме о молодых годах жизни Далай Ламы, который называется  «Кундун», в  конце фильма  есть одна сцена, которая  также подтверждает  эту  мысль. Когда  молодой  Далай Лама и  Его свита  вынужденно бежали из Тибета  из  Его дворца Поталы  и с большими  трудностями, пройдя огромное расстояние по горным  заснеженным  тропам, все же достигли границы Индии, то на прощание  Далай Лама обернулся  к небольшой  группе тибетцев, чтобы  поблагодарить их за помощь. Они сопровождали  Его в этом  трудном  путешествии  и  теперь, должны  были вернуться  назад  в  Лхасу. Эта группа  была  верхом  на лошадях, и Далай Лама предвидел, что совсем  скоро они все погибнут. В своем уме, Он видел мертвые тела этих людей, которые свисали  с  крупов лошадей, пронизанные пулями  китайцев. Зная  ближайшее будущее своих помощников, Он  благословил их на прощание, потому  что ничего другого  сделать  не мог. Это была их карма.

Здесь, мы приходим  к понятию того, что всем  и всегда, раньше или позже, придется  нести  ответственность  за свои поступки. То, что мы сделал, к нам же и вернется. Конечно, следствие  не обязательно  будет  равным  самому  действию, оно может быть мягче или сильнее, но  результата  однозначно  не избежать. В этом  и заключается  непреложный  закон кармы. Потому, мы должны тщательно следить  за своими действиями и поступками  и  даже за мыслями  и словами. Благие  поступки, мысли и слова  всегда приводят к  благим  результатам, так  что лучше совершать их.

Каковы же неблагие поступки, которые нельзя  совершать?  Их десять:
Три действия тела:
1. убивать
2. воровать
3.  прелюбодействовать

Четыре действия речи:
4. пустая болтовня
5. разделяющая людей речь, сплетни
6. грубая, бранная речь
7. ложь

Три действия ума:
8. жадность
9. ненависть, злость
10.неверное, ошибочное воззрение

Каковы благие поступки, которые приносят благие плоды?   Их десять.
Три действия тела:
1.сохранять жизнь, не только человеку, но и животному, птице, рыбе и  даже насекомому;
2. дарить вещи, давать пожертвования;
3. не прелюбодействовать  с  чужой  женой или мужем, особенно - с монахиней.

Четыре действия речи:
4. говорить правду;
5. говорить гармонично, спокойно;
6. говорить осознавая сказанное;
7. говорить  с добрыми намерениями.

Три действия ума:
8. щедрость
9. желание помогать
10. правильное воззрение

Так  сказал Будда в  одной из Сутр. Совершая благие поступки,  мы избежим страдания. Совершая не благие, мы  «пожнем» страдание. Конечно, это не значит, что директор института  Диалектики  или помощники Далай Ламы, совершили неблагие действия, наоборот, они совершили  благие, и  этими благими деяниями, они  очистили и исчерпали всю свою  ранее накопленную не благую  карму.  После  смерти они переродились в чистой земле  Акаништхе или  в  Сукхавате, где живут только Будды и Бодхисаттвы.


Рецензии