Проколы тринитаризма

         В наши дни «востребована масштабная научная организация, которая не только сможет осуществлять квалифицированное управление научным процессом, но и будет призвана к более углубленной, системной разработке программ в различных областях науки: социологии, праве, физике, биологии и т.д., с точки зрения научного знания как целого. Эту задачу намерена решать «Академия Тринитаризма».
         Электронное периодическое издание «Академия Тринитаризма», имеющее научную, социальную и общеинформационную направленность, выпускаемое попечением «Фонда перспективных технологий и новаций», учредило премии за активную деятельность в распространении научного понимания целостности, основанного на тринитарной концепции» - тринитаризме.
http://www.trinitas.ru/rus/000/a0001001.htm

         Тринитаризм противоположен унитаризму, одному началу всего.
         У Бернарда К. Дэвида мы находим, что «тринитаризм – это вера в то, что в одном Боге существует три личности». «Тринитарии называют эти три личности Троицей или триединым Богом. Ортодоксальные тринитаристы отрицают тритеизм, который представляет собой веру в существование трех богов. Однако, когда у них спрашивают о том, каким образом возможно существование трех различных личностей и только одного Бога, они, в конечном счете, объясняют, что Троица – это тайна, которую наш ограниченный человеческий ум не может понять полностью.
         Библия нигде не использует слово Троица. Слово три ни разу не упоминается по отношению к Богу в любом переводе Библии, за исключением Библии короля Иакова (King James Version), да и то только однажды, в переводе спорного стиха 1 Ин. 5:7. Но и этот стих читается: «...и Эти три – одно».
         В Писании мы не находим доктрины Троицы, но своими корнями она уходит в язычество. Тертуллиан (ок. 150 – ок. 225 гг. н.э.) был первым отмеченным историей человеком, который использовал слова троица (от лат. trinitas), сущность (substantia) и лицо (persona) в отношении Бога. Он был первым, кто заговорил о трех личностях в одной сущности. (От латинского: unа substantia et tries personae.)
         В четвертом веке в официальной формулировке тринитарной доктрины было использовано греческое слово hypostasis. Согласно Носсу, hypostasis – это абстракция, означающая существование или индивидуализированное проявление.
         Тертуллиан ввел терминологию тринитаризма и стал его крупным проповедником на Западе, а Ориген (ум. в 254 г.) стал его первым крупным проповедником на Востоке. Ориген пытался слить греческую философию и христианство в систему высшего знания, которую историки часто определяют как христианский гностицизм. У Оригена было много еретических взглядов из-за того, что он принял доктрины из греческой философии.
         К концу третьего века тринитаризм начал заменять модализм (Единство) в качестве веры большинства христиан, хотя ранние взгляды тринитаристов еще не приняли форму современной доктрины.
         В начале четвертого века великая полемика о Божестве дошла до наивысшей точки – столкновения между учениями Афанасия и Ария… Когда полемика между Арием и Афанасием начала распространяться по Римской империи, стала угрожать целостности империи, грозя императору Константину разрушением плана использования христианства для консолидации и поддержки политической власти, он созвал первый Вселенский собор церкви, который проходил в Никее в 325 г.
         Собор, в конце концов, принял Символ веры. В этом Символе нет четкого утверждения Троицы. Только в 381 г. на соборе в Константинополе современная доктрина Троицы одержала окончательную победу. Тот собор впервые недвусмысленно утвердил, что Отец, Сын и Святой Дух были тремя отдельными личностями Бога, равными, совечными и единосущными. В 381 г. был принят пересмотренный Символ веры.
         Итак, мы видим, что доктрина Троицы не является библейской ни по терминологии, ни по своему историческому происхождению. Её корни уходят в политеизм, языческую религию и языческую философию. Самого учения не существовало в истории церкви до третьего века».
http://unitarian.ucoz.ru/publ/3-1-0-65

         Думается, секрет появления тринитаризма до сих пор не раскрыт, хотя мысль подводит к тому, будто бы доктрина Троицы своими корнями уходит в язычество, в политеизм.
         Чтобы не мучить читателя всякими домыслами о происхождении тринитаризма, утверждающем, что бог триедин, вспомним о его борьбе с унитаризмом, утверждающим, что бог один, и о его борьбе с политеизмом, утверждающем, что богов много и все они не одинаковы.
         Вообще-то вначале борьба шла между монотеизмом и политеизмом. Она знаменовала собой религиозную революцию, сопровождающую революцию феодальную – переход от рабовладения к монархическому феодализму, монархии с её тезисом: один бог на небе, один царь на земле.            
         За революцией духа скрывалась революция мышления – переход от эклектики к монизму в философии. Философы-эклектики утверждали, что «нет двух одинаковых вещей, это одна вещь, а одно не существует». Монизм, унитаризм не существует. Эклектика наблюдалась в политеизме, где пантеон не одинаковых, не идентичных (индивидуальных) богов свидетельствовал о эклектическом плюрализме.
         Поскольку эклектика базировалась на кривой логике, на нарушении традиционной логики, закона тождества А есть А, то есть на утверждении А есть Б, то унитаризм (монизм) объявил кривую логику вне закона. Было заявлено, что эклектика ведёт к заблуждению, умышленность которого называли софистикой. В современном психиатрическом лексиконе заблуждение это ошибка, паранойя, околоумие.
         Однако в то время, когда шло становление монотеизма, унитаризма, науки, психиатрии не было, поэтому научно обосновать отказ от политеизма, эклектического плюрализма не было возможности. Святым отцам нужно было изворачиваться в рамках традиционной логики, и помог им в этом философ Платон. Он изрёк, что «одно есть единое многое». То есть он изобрёл и поставил на место эклектического плюрализма унитарный или монистический плюрализм, который можно изобразить рядом перечисления единицы, 1,1,1...
         Святым отцам оставалось только заимствовать и переработать это высказывание Платона, что они и сделали, использовав амбивалентное мышление. Получилось, что бог один и не один, а его лица едины и не едины и т.д.
         Когда переходный период закончился, появился абсолютизм. Однако унитаризм не смог полностью разделаться с тринитаризмом и эклектикой.
         Поскольку в Страсбурге 25-29 июня 2014 был подписан Международный Меморандум по установлению новой планетарной религии — MUDANA RELIGIO ADUNATA, то, надо думать, религиозный процесс пошёл дальше, видимо, к ликвидации всех религиозных антиномий, противоречий, так сказать, религиозной шизофрении.
         Поскольку «Академия Тринитаризма» намерилась решать задачу научного знания как целого, то это может означать, что наука решает такую же методологическую проблему, что и религия.
         Хотя религия как вера, в отличие от мышления, не относится к психическим функциям, она строится на логике, которая есть мышление о мышлении, методология мышления. Поэтому в заявлении святых отцов о том, что сущность Святой Троицы разум человеческий знать не может, сквозит его беспомощность.
         Тринитаризм противоречив. И нужно либо снимать противоречия, значит, кривую логику, либо допускать её в методологии (алгоритме) тринтарного мышления.


Источник
1. Бернард К. Дэвид, Тринитаризм: определение и историческое развитие Электронный ресурс: http://unitarian.ucoz.ru/publ/3-1-0-65  Дата обращения 14.02.2019
 


Рецензии
Если что-то кажется не явленным в библии, то оно может быть тайным, которое может быть явным иносказательно в виде трёх ликов - Отца, Сына и С-духа, или со "вторым пришествием" Бога.

Опасно подходить к библии (буква которой конкретна для веры и её дел)с позиции мышления,( которое уже есть некая абстракция)не абстрагировав букву писания в сторону знания, где и приоткрывается троица. Иначе получится что-то вроде "со своим уставом(мыслью) да в чужой монастырь(веру)". Т.е. получится только насилие над догматами веры("сотворение себе кумира").
Ведь совсем не случайно после первой заповеди(из десяти) говорящей об единстве, вторая - говорит об опасности сотворения себе кумиров.



Геннадий Макеев   05.05.2021 17:07     Заявить о нарушении
Опасно подходить к библии (буква которой конкретна для веры и её дел)с позиции мышления,( которое уже есть некая абстракция)не абстрагировав букву писания в сторону знания, где и приоткрывается троица.
Сократим текст.
Опасно подходить к библии с позиции мышления, не абстрагировав букву писания в сторону знания, где и приоткрывается троица.
А вот и ответ
Род Его - Божественнейшая Тайна, которой разум человеческий знать не может и должен принимать на веру.
То есть абстрагировать букву писания в сторону знания невозможно. Троица не приоткрывается.

Александр Витязев   16.11.2023 15:12   Заявить о нарушении