Завещание сердца

    Книга "Завещание сердца" Романа Гольдберга интересна тем,что глазами человека умного,разносторонне грамотного и одновременно простого,перенесшего все тяготы своего века,рассказывает нам об очень сложном периоде истории не только Советского Союза,но и Польши,Германии.
    Бытовые подробности соседствуют в ней с размышлениями на социально-философские темы,воспоминания юности сочетаются с экскурсами в далекое прошлое России.
    Вместе с описанием всех событий,участником которых стал сам автор,рассказы его коллег,учеников и близких родственников  дают полное представление о внутреннем мире такого редкого и яркого человека как РОМАН ГЕНРИХОВИЧ ГОЛЬДБЕРГ.

                Вместо предисловия

    Мой отец - Роман Гольдберг - принадлежит к поколению,выросшему в годы войны с Германией,начавшейся в 1939 году с захвата Польши.
    Все ужасы несправедливостей военного режима,унижения и даже открытого террора отец испытал на себе в полной мере,получив,как говорится,в наследство разрушенное правовое пространство и войну идеологий,породившую такие жуткие в своей основе идейные "уродства" как антисиметизм,лицо "кавказской национальности" и бессмысленную войну в Чечне,регулярно поставлявшую тогда не имеющих национальности террористов.
      Все это - результат взрослой жизни.А начиная рассказ об отце,хочется вернуться в детство - в это самое чистое время человеческой жизни.

      Сколько себя помню,спать нас в детстве укладывали рано.А спать не хотелось.Может быть,из простого упрямства или под впечатлением прочитанных книг я начинала придумывать себе разные истории.Я мечтала всегда оказаться в любимых книгах и не только зримо увидеть их героев,но и запросто пообщаться с ними.
      Способность мечтать и перевоплощаться в книжных героев нам привил в детстве отец.Он очень интересно рассказывал о книгах,в которых излагались
 исторические события

      - Их герои, - говорил он, - в самом деле существовавшие люди,и большая заслуга авторов исторических книг и состоит в том,что они оставляют бесценную память о тех редких людях,показывают те стороны их личности и характера,за счет которых они вошли в историю,стали известными и почитаемыми.
      Отец рассказывал о де Артаньяне,о знаменитом пирате капитане Флинте,о князе Серебряном.

      Я представляла этих людей по-своему,и уточняя кое-что из содержания книги,спрашивала обо всем у отца,чем приводила его в изумление.Он хвалил меня за хорошую память,фантастическое воображение и говорил,что самая замечательная способность человека - это умение мечтать.

      И я мечтала.Мечты обретали в моем воображении черты реальности,я чего-то ждала,к чему-то стремилась,и ЭТО было интересно и загадочно.
      Мне все время казалось,мои мечты вот-вот сбудутся,стОит только повзрослеть...

      Я и сейчас люблю мечтать.Но все чаще и чаще почему-то всплывает в памяти прошлое.Оно прикрыто теперь уже толстым слоем прожитых лет,а потому кажется особенно безмятежным,уютным,спокойным.И все-таки... волнует,бередит душу.Ведь оно - было,было!


Рецензии