Краткая биография Абдула Альхазреда

Laurence J. Cornford: A Brief Biography of Abdul Alhazred

Доктор Генри Армитадж

Абдул Альхазред - один из самых удивительных и противоречивых арабских писателей с первых дней ислама. Он был язычником, противоречащим течению ислама. Его стихи и его книга «Некрономикон» были чрезвычайно важными, книга много раз переводилась на многие языки и была повсеместно запрещена [1]. Тем не менее, сегодня большая часть его работ утеряна, и о нем мало знают в арабских странах Ближнего Востока. Существуют множество других биографий этого человека. Самым ранним из его биографов был Ибн Халликан, живший в двенадцатом веке, но он пересказывает лишь слухи и предположения о большей части жизни Альхазреда. Большинство других источников, похоже, получены из текстов Ибн Халликана [2]. Поэтому возникла необходимость в новой биографии, использующей новые археологические свидетельства и современную научную логику для отделения факта от мифа. К сожалению, эта биография вынуждена быть краткой, потому что у нас не так много информации.
У нас мало подлинных текстов Альхазреда. В дополнение к «Некрономикону» есть коллекция его стихов, вероятно, опубликованных вероятно в 11-м веке, и есть шесть писем от «Абдулы Пилигрима» к «Исмаилу из Дамаска», которые соответствуют времени посещения Альхазредом Вавилона и вполне могут представлять собой единственные оставленные фрагменты почерка Альхазреда (если они подлинные).
Абдул Альхазред родился в Сане, что в Йемене, не более чем через пятьдесят лет после смерти (или вознесения) пророка Мухаммеда. Дата его рождения неизвестна, как и то, был ли он единственным ребенком в семье, но так как он умер стариком, кажется вероятным, что его рождение произошло между 665 и 670 гг. н.э. под омейядским халифатом Дамаска. Один из более поздних источников (19 век) утверждает, что он был продуктом сказочного племени Ад - одного из четырех загадочных, малоизвестных племен Аравии, ими были: Ад – на юге, Тхамуд - на севере, Тасм и Джадис - в центре полуострова [3]. Все же это кажется сомнительным утверждением. Ад и Тхамуд являются проклятыми племенами, упомянутыми в Коране (гл. 89 и т. д.), и автор, похоже, лишь развивает темную репутацию Альхазреда, а не обосновывает свое утверждение убедительными доказательствами. Вместо этого семья Альхазреда, по-видимому, имеет обычное йеменское происхождение, она достаточно процветающая и обитала в течение нескольких поколений в Сане.
Омейяды (или Умейяды) были первой из двух великих мусульманских империй, правивших примерно с 660 по 750 гг. н. э. Название происходит от семьи Умайя, основной части клана Абд-Шанов мекканского племени курайшитов. Именно эта семья сдалась Мухаммеду после многих лет сопротивления Исламу. Политические идеи омейядов были по сути арабскими, основа их власти - сирийская армия со столицей династии в Дамаске.
Первые годы жизни Альхазреда остаются загадкой даже для Ибн Халликана. Кажется вероятным, что он провел нормальное детство, увлекаясь музыкой и поэзией, а также был причудливым, увлекающимся и быстро взрослеющим ребенком. Он искал популярности среди дворян своей родины, как поэт и артист (по-арабски это называется «равис»). Он, несомненно, стал известен в Сане как великий поэт и смог прожить комфортную, если не испорченную, молодость. Тем не менее, у него была романтическая страсть к путешествиям, которую нельзя было утолить в Сане и ее окрестных деревнях, и вскоре жажда увидеть мир лишь усилилась.
В рукописи Чендлера Абдул Альхазред отождествляется с Абдуллой ибн Килабой, йеменским бедуином, который, как утверждается в Муджам аль-Булдан и в Мурудж аль-Дахаб (около 950 г. н.э.) видел Ирем, но это предположение сделано спустя много лет после смерти Альхазреда. Я не могу найти современных доказательств на этот счет. *
Источник, который должен быть самым надежным в отношении жизни Альхазреда, сам «Некрономикон», во многих отношениях наименее надежный. Это крупнейший источник «современной» информации того времени, но весь стиль и характер книги означает, что мы не можем принять то, что в ней говориться, за правду. Первая книга содержит серию «Нарративов», которые, как утверждается, являются отчетами о реальной жизни поэта. В первом из этих рассказов говорится о путешествии Альхазреда в Египет и о том, как он стал учеником Яктхуба, колдуна-сарацина. Описание Альхазреда как начинающего некроманта полностью противоречит другим источникам. Яктхуб в «Нарративах» был убит подозрительно моралистичным образом, а Альхазред унаследовал его круг и бродил вокруг, испугавшись некоторых относительно незначительных ужасов. Профессор Альфред Уорд красноречиво утверждал, что «Нарративы», посвященные многолетним странствиям Альхазреда, настолько полны очевидных фактических ошибок, что они не могли быть написаны кем-то, кто жил такой жизнью, даже с учетом ошибок, которые закрались из-за многократного перевода текста [4]. Тем не менее, часть текста должна принадлежать Альхазреду, независимо от того, насколько она небольшая. Итак, что мы можем извлечь из них?
Безусловно, Альхазред, похоже, покинул Йемен в возрасте едва ли не двадцати лет, присоединившись к каравану в феврале, якобы для посещения Мекки (он, как правило, безразлично относился к ортодоксальному исламу и иногда был совершенно враждебен). Он прибыл в Мекку через несколько месяцев и провел те церемонии, которые являлись обычными. Интересно, что «Некрономикон» утверждает, что во время визита в Мекку его преследовал демон, вызванный секретным жречеством. Возможно, некая  такая истерия и направила молодого и впечатлительного Альхазреда в сторону Черной Магии, или, может быть, это были его более позднее измышления? В любом случае, он не нашел покоя в этом паломничестве и присоединился к каравану, направляющемуся в Египет. Он прибыл в Египет около 688 г. н.э. и, похоже, обосновался в районе дельты Нила. Кажется вероятным, что он продолжал жить как поэт, пока не попал под влияние группы суфийских мистиков (или прото-суфиев, поскольку первые записи об организованном суфизме появились в 8-м веке, уже после смерти Альхазреда), в которой сарацин Яктхуб был лидером [5]. Вполне возможно, что это был особенно еретический гностический культ [6], но исламские наклонности в трудах Альхазреда говорят о том, что его культурное воспитание было исламским, даже если он не верил в учение Мухаммеда. Фактически, среди сочинений Альхазреда имеются значительные внутренние доказательства того, что он знал кое-что о суфизме, и упоминание Ибн Халликаном термина «тасаввуф» [7] по отношению к Альхазреду также подтверждает мнение о том, что его культ был крайним ответвлением начинающего суфийского движения.
Приблизительно за два года до смерти Яктхуба Альхазред начал изучать культовое и ритуальное колдовство. С кончиной Яктхуба началась борьба за власть (возможно, против Ибн Газула, упомянутого в «Нарративах»). Альхазред победил, чтобы стать следующим лидером группы.
Ибн Халликан сообщает нам, что Альхазред совершил много загадочных паломничеств к руинам Вавилона и подземным тайнам Мемфиса. Кажется вероятным, что последний он посетил в это время (как упомянуто в издании «Некрономикона» доктора Ди [8]). Под его контролем культ двигался на юг, обратно к своей родине. Альхазред утверждает, что так поступил в ответ на команды, данные ему в катакомбах Мемфиса божественным существом, но более вероятным кажется то, что Альхазред хотел вернуться на родину. Несколько членов культа Альхазреда загадочным образом исчезли во время этих паломничеств. Альхазред приписывает это сверхъестественным силам, но не исключено, что он лично избавился от беспокойных противников внутри культа.
В этот момент Альхазред исчезает из достоверных записей, и мы вынуждены вернуться к собственным текстам Альхазреда и слухам. Сам Альхазред говорит, что провел семь лет в пустыне [9] и утверждает, что посетил Ирем, город, запрещенный в Коране, который, как считал Альхазред, имел дочеловеческое происхождение. Здесь он также утверждает, что узнал о малопонятной и безымянной религии, о которой во время ученичества при Яктхубе слышал лишь смутные намеки. Местонахождение Ирема неизвестно, но одна учетная запись размещает его примерно в трех неделях от Дамута [10]. Однако вся эта история кажется маловероятной. Ибн Халликан назвал утверждение, что он посетил Ирем, «Город Столбов», одним из признаков безумия Альхазреда.
Когда он появляется в следующий раз, он предстает как одинокий поэт, снова выступая как артист. Предположительно произошел разрыв с культом, возможно, из-за безжалостного устранения Альхазредом своих противников в культе. Сам Альхазред объясняет их отсутствие тем, что всех их убил удобный Божий поступок во время пребывания в Иреме, но это попахивает исполнением желаний с его стороны. На рубеже восьмого века он процветал как поэт, по крайней мере, известны две работы его имени: «Песня моего сердца» и «Поэмы для принца». К сожалению, ни одна из этих работ не сохранилась, но современные слухи предполагают, что первая была циклом придворных любовных стихов, а вторая - циклом благоговейных поэм. Некоторые ученые в средние века предполагали, что они пронизаны тайным двойным смыслом, предопределяющим его более позднюю работу, но подтвердить это нет никакой возможности. Конечно, какое-то мистическое значение, кажется, было упущено арабскими залами, где его стихи читались. О его колдовской деятельности мы больше ничего не слышим, за исключением того, что его песни обладают магическим, гипнотическим эффектом, и что «свет от его лампы порождает прекрасные и удивительные видения перед глазами халифов» [11]. Ни один скандал, связанный с его темным колдовством, даже не упоминается в современных отчетах о придворной жизни.
Давление растущей славы, похоже, стало слишком сильным, и он снова исчез. По словам Альхазреда, он вновь отправился в Пустое Пространство (Руб-эль-Хали). Говорят также, что он нашел руины некоего безымянного пустынного города, где, как он утверждал, отыскал записи о вещах, которые старше человечества. Это был его первый визит в безымянный город, и он недолго пробыл там. Йеменские племена помнят это так: Альхазред не пошел прямо в этот Безымянный город, так они говорят. Сначала он отправился в паломничество, которое очень необычно изменило его. Он посетил что-то в западной части пустыни. Нечто, что научило его вещам и открыло ему секреты. Затем с этим новым знанием он отправился в Безымянный город. Через несколько месяцев он покинул пустыню и снова отправился в Египет.
Он направился в Александрию, куда прибыл в 708 г. н.э. и снова зарабатывал на жизнь своей поэзией. Здесь он, кажется, консультировался в библиотеке Птолемеев, которая считалась одним из величайших интеллектуальных центров мира. Согласно собственному рассказу Альхазреда, к нему обратились некоторые мусульмане, чтобы очистить печально известную «Черную мечеть» от ее зла [12]. Какова бы ни была правда, он покинул Александрию под облаком скандала.
Он снова оказался на родине в Йемене. Теперь Альхазред требовал божественного вдохновения и стал иманом запретного суфийского культа, Ши`а аль-Дежжат («Культ антихриста»), в одежды которого позже одевался [13].
В этот период он написал свой рассказ «Аль Джелда» («Плеть»). Как и стихи, текст считается утерянным, но у нас есть довольно подробное описание его структуры: он был разбит на шестьсот шестьдесят шесть строк и состоял из семидесяти семи предложений, в общей сложности 2100 слов. В истории было семь персонажей, сюжет состоял из трех частей и содержал десять отдельных событий. Самое замечательное в том, что это был якобы совершенно оригинальный сюжет. Легенда гласит, что Низам уль Мульк поведал этот рассказ Омару Хайяму, и это сильно повлияло на его философию. Другие предполагают, что он предвосхищает поэму Шелли «Озимандиас» и некоторые сочинения Алистера Кроули (хотя это кажется маловероятным). Считается, что это единственная открытая «история», которую Альхазред когда-либо писал.
Вдохновленный или истощенный этим творческим потенциалом, Альхазред, похоже, снова покинул цивилизацию, и около 710 г. н.э. отправился в странное паломничество. По его собственным словам, изложенным в Первой Книге «Некрономикона», он провел десять лет в одиночестве в бескрайних и пустынных землях великой южной пустыни Аравии, Руб-эль-Хали (Альхазредская «Роба Эль Халие») или «Пустое Пространство» как ее называли в древности и «Дана» или «Малиновая пустыня» - современные арабы. Об этой пустыне рассказывают много странных и невероятных историй те, кто притворяется, что проникал в ее глубины. Эта область, кажется, была заселена химаритами - грабителями и бандитами среди немногих арабских племен - которые могут объяснить такие легенды. В этот период Альхазред написал свой знаменитый куплет, позже включенный в «Некрономикон» («Китаб аль-Азиф»):

«То не мертво, что вечность покоится на ложе,
А в чуждые эоны даже Смерть исчезнуть может». [14]

Ходят странные слухи, что он грезил о безымянном городе, прежде чем написать куплет. Вероятно, именно во время этого паломничества он сформулировал религиозную этику, которую должен был воплотить в своей книге. Будучи равнодушным мусульманином, он поклонялся существам, которых он называл Йог-Сотот и Ктулху. Связь между этой религией и рассказами о демонах в Пустом Пространстве не ясна, но ее стоит отметить.
Этическая система Альхазреда вращалась вокруг языческой веры в джиннов. Согласно Альхазреду, эти джинны, или «Древние», как он их называет, когда-то управляли Землей, но они воевали между собой, пока не были свергнуты соперничающей группой (эквивалентной Злому Духу). Обстоятельства на Земле изменились, поэтому они не могли жить, но и не могли умереть. Таким образом, они спят, пока звезды не займут нужное положение и их тела смогут жить снова. Но их духи (или Единый Дух - воплощенный в Душе Хаоса, Ньярлатотепе) жили «вне» или «между» пространствами, которые мы знаем. Освободившись от «законов» природы, они погрузят вселенную в хаос. Религия Альхазреда является своего рода Предельной Анархией, в которой нарушаются даже законы физики.
Альхазред не провел все десять лет в самом Безымянном городе. Я полагаю, что упоминание «семи лет» в Безымянном городе относится к его второму визиту (см. Примечание 8) и отмечает проведенное время в городе. Оставшиеся три года он провел в другом месте в пустыне. Итак, если это правда, в 717 г. н.э. он покинул Безымянный город. Похоже, он направлялся на запад, пока не наткнулся на караванные пути между Меккой и Саудовской Аравией, а затем направился на север вдоль них, вероятно, к восточному побережью. Предполагается, что в этот период произошли события, рассказанные в «Шестом» и «Седьмом Нарративах» [15]. Он экспериментировал с наркотическими средствами. К 719 г. н.э. он обосновался в «Долине гробниц». Расположение этого места неясно. Он утверждает, что там встретил халдея Саргона. Саргон был чуть ли не последним звеном в цепи обучения Альхазреда. От Саргона в этом одиноком некрополе Альхазред научился искусству некромантии.
Отсюда, после смерти Саргона, он отправился в Вавилон, проходя через Басру и Кувейт. Он провел несколько лет в Вавилоне и его окрестностях, прежде чем его страсть к путешествиям вновь одолела его. В письме к Исмаилу из Дамаска [16] он упоминает о своем намерении увидеть чудеса Византийской империи, к тому времени оказавшейся на краю краха и господства арабов. После отъезда из Вавилона он, кажется, направился дальше на север в горы Курдистана, затем повернул на запад к Византийской империи, но еще раз он исчезает на годы из известных записей. Опять же, мы можем предположить, что он провел время в Курдистане и Константинополе и, возможно, даже путешествовал по Европе и Азии (что могло бы объяснить некоторые из его знаний о Британии [«Остров тумана»], Европе [«Омут»], Тибете [«Плато Ленг»] и Китае [«Тхрангский грот Тартарии»]). Он мог путешествовать под другим именем или просто путешествовать инкогнито. Затем мы обнаруживаем, что он обогнул горы, граничащие с Сирией. Он остановился у Кутхемеса и Черной горы (точное местонахождение которой неясно, но возможно, что это гора Каратепе возле Кадирли в современной Турции). Он утверждает, что Черная Гора имела религиозное значение для культа Йог-Сотота. Он также упомянул странное племя, известное как Безымянные, которое, кажется, уже вымерло [17].
К 730 году он был известным писателем и поэтом. Но его безумие к этому времени проявилось. О его безумии много ходит историй. Большинство из них несущественны и недостойны повторения здесь. В последние годы жизни Альхазред жил в Дамаске, где была написана его самая известная работа - печально известный «Китаб аль-Азиф» (позже названный и более известный как «Некрономикон»). Арабское название - используется арабами для обозначения некоего ночного звука (издаваемого насекомыми), который, как полагали, издают демоны. Название «Китаб аль-Азиф» буквально означает «Книга воющих джиннов». Книга была продуктом старости Альхазреда. Вероятно, он начал писать книгу в 730 г. н.э. и провел следующие годы своей жизни, составляя ее, пока не был закончен окончательный вариант в 735 г. н.э. Целая жизнь изучений, медитаций и экспериментов была вылита на ее страницы. Кажется вероятным, что он использовал ряд писцов для создания трех оригинальных копий, которые, как утверждается, были сделаны под непосредственным руководством Альхазреда [18].
В 738 г. н.э. Альхазред умер или исчез, информация противоречива [19]. Согласно современным историкам, смерть Альхазреда была и трагичной, и странной, поскольку была уверенность, что он был съеден живым невидимым монстром посреди рынка. Сомнительно доверять тому, что изложено в этих рассказах. Ибн Халликан повторяет эту историю, в то время как другие приводят варианты на тему «жалкой гибели злого Эль-Хазреда» [20]. Одни утверждают то, что демоны унесли его в пустыню, возможно, даже в Ирем. В то время как другие - что он умер, крича в своей постели.
И все же эти истории можно рассматривать как пропаганду ортодоксальной исламской веры. В текстах еретических алхимиков и более ранних биографов говорится, что Альхазред отправился в таинственное Пустое Пространство, и говорится о его ожидаемом возвращении как «Махди Йог-Сотота» [21]. Его культ продолжал существовать тайно, подавляемый исламскими аятоллами, но охранял «Некрономикон», переписывал и распространял его, пока он не стал широко известен как в Европе, так и на Ближнем Востоке до перевода на греческий язык.
По сути, это краткое изложение того, что мы знаем о человеке. Тем не менее, даже на основе этой небольшой информации мы можем сделать некоторые обоснованные предположения об Абдуле Альхазреде.
Существует немало свидетельств того, что Альхазред был психически неуравновешен во время написания «Некрономикона». Сама природа его книги, повествование о его смерти с отголосками эпилептических припадков, и его сохранившиеся стихи наводят на мысль о нездоровом уме. Действительно, кажется вероятным, что он пережил несколько «приступов» за годы блуждания, во время которого он получил свое «понимание». Как и в случае с такими вещами, приступы были ошибочно приняты за одержимость демонами, состояние, наиболее подходящее для Альхазреда. Точно так же слух о «шепчущих» ему голосах напоминает современному психологу о шизофрении.
Другая теория, также профессора Уорда, заключается в том, что ссылки святого Фотия Первого на труды неизвестного автора по имени Дамаский, который написал «триста пятьдесят две главы невероятных историй… пятьдесят две главы необычных рассказов о богах… шестьдесят три главы необыкновенных рассказов о душах, появляющихся после смерти, [и] сто пять глав о необычных явлениях»[22] фактически были искаженной ссылкой на Абдула Альхазреда и его «Некрономикон». По словам Уорда, святой Фотий ошибочно полагает, что имя места обитания Альхазреда - Дамаск, принадлежит автору книги и переводит его как «Дамаский». Возможно, ученые того времени ссылались на то, что это «та книга Дамаска» или даже «Дамаский», чтобы избежать путаницы с христианскими дамасканами. Однако следует соблюдать осторожность. Святой Фотий является единственным источником знаний о Дамаском и его книге, в которой, как указывает Уорд, «Дамаский» является ошибкой со стороны Святого Фотия. Но мы так мало знаем о человеке, что это трудно опровергнуть или подтвердить. Это также бесполезная теория, которая освещает нам жизнь Альхазреда, хотя она может пролить свет и на незначительную тайну «Дамаского».
Можно с уверенностью сказать, что Абдул Альхазред сегодня остается в значительной степени такой же загадкой, какой был всегда.

Хронология Абдула Альхазреда

665-670 н.э. – родился Абдул Альхазред.
680 - он становится известным как поэт.
686 - Альхазред покидает Сану.
687 - прибывает в Мекку. Уезжает в Египет.
688 - становится учеником Яктхуба.
690 – смерть Яктхуба.
691 - посещает Мемфис.
693 - по сообщениям открывает ворота в Иреме.
696-705 - процветает как поэт. Пишет «Песню моего сердца» и «Поэмы для принца».
706 - первый визит в Пустое Пространство и Безымянный город.
708 - поездка в Александрию и история с Черной мечетью.
709 - пишет «Плеть».
710 - второй визит в Безымянный город.
717 - покидает Безымянный город. Бродит по пустыне.
718 - встреча с Абдуллой из Басры.
719 - обитает в Долине Гробниц. Встречает Саргона.
720 - Саргон умирает. Оставляет Пустое Пространство.
721 - посещение руин Вавилона.
726 - проводит некоторое время в Курдистане и Византии (возможно, в некоторых других местах).
729 - обитает на Черной Горе, Туркестан.
730 - прибывает в Дамаск. Пишет «Некрономикон».
735 - «Некрономикон» закончен, книжники делают три копии.
738 - Альхазред умирает или исчезает при подозрительных обстоятельствах, несмотря на свой большой возраст. Нет известных мест захоронения.

Примечания:

[1] Самое раннее упоминание о его сожжении по приказу Михаила, Константинопольского Патриарха, в 11 веке. Папа Григорий IX поместил его в «Index Expurgatorius» («Индекс запрещенных книг») в 1232 году. Большинство других правительств запретили его с тех пор, за исключением сильно обрезанных и отредактированных версий.
[2] Текст хранится в Каирском музее.
[3] Рукопись Уиппла Филлипса, хранится в городской библиотеке Провиденса.
[4] Уорд продолжает предполагать, что книжники Альхазреда написали «Нарративы», касающиеся его путешествий и ранней жизни, уже после смерти Альхазреда, чтобы заработать деньги на его культовом статусе. Были ли они основаны на историях, рассказанных книжникам в течение долгих часов, потраченных на написание книги, или чистым изобретением, теперь неясно. Археология сегодня, май 1939 г., с.45-51. Примечание: не все повествования появляются во всех изданиях книги или в одинаковом порядке в каждом издании, что говорит о том, что они были подделаны.
[5] Имя - это еще одно искажение, вероятно, изначально было - Якуб.
[6] Гностическое учение гласит, что Вселенная была создана совершенным духовным Богом, далеким от физического Человечества, и что жизнь на физической Земле была создана «злым» Демиургом в соответствии с гностическим учением (бог Иегова), который заботится о человечестве. Это духовное совершенство и физическое несовершенство, которые находятся в конфликте. Это может быть отражено во взаимоотношениях Азатота с Великими Древними (безупречными совершенными духами). Однако суфизм - это еретическая, мистическая ветвь ислама, точно так же, как гностицизм - это еретическое, мистическое ответвление иудейско-христианской мысли.
[7] Как суфий, так и тасаввуф означают «носитель шерстяных изделий», но тасаввуф также имеет нумерологическое значение «хранитель знаний».
[8] «Некрономикон» доктора Ди, книга I, глава 2. Копия в библиотеке Мискатоникского университета.
[9] Кажется вероятным, что упоминание «семи лет» является искажением со стороны переводчика - Ибн Халликана. Похоже, что это относится не к первому визиту Альхазреда в Безымянный город, а ко второму. Проблема возникает потому, что Альхазред говорит о том, что он провел семь лет в городе и десять лет в пустыне. Переводчик не понимал, что две даты проходили одновременно, и поэтому он перенес первую дату на более раннее посещение.
[10] Доктор Лабан Шрусбери в своей «Мифологической модели последних дней первобытного человека с особым указанием на «Текст Р`льех», с. 116, упоминает, что «центр пустынной местности в Кувейтской стране (?), предположительно находится недалеко от древнего захороненного города (Ирем, Город Столбов?)». В то время как рукопись Нейланда Колума, хранящаяся в Британском музее, дает более точное местоположение.
[11] Цитата из «Куэйф Бакар-Ша» («Quaif Bakar-Shah») (685-756 н.э.). Либо Альхазред изобрел проектор «Волшебная лампа», либо это поэтическая фраза, чтобы выразить образы, вызванные появлением в сознании слушателей стихов Альхазреда, когда он читал в ночи. Возможно, идея заключается в том, что он жег в своей лампе какой-то дымящийся наркотик, вызывавший видения.
[12] «Некрономикон» доктора Ди, книга I, глава 4. Копия в библиотеке Мискатоникского университета.
[13] Согласно биографиям Аль-Табери и Абд-эль-Джаббара 9-го века, которые заметно отличаются от рассказа Ибн Халлихана.
[14] «Некрономикон», все издания. Опять же, это свидетельство гностического мышления. Эон («;он») в гностицизме - это олицетворение эпохи. Иисус был как Эон. Что Альхазред имеет в виду под «странными эонами», неясно, но оно предполагает появление «странных» предзнаменований и пророков до «великого пробуждения».
[15] «История гуля» и «Сны, навеянные Черным Лотосом» соответственно. Оба в Первой Книге «Некрономикона».
[16] Письмо хранится в архиве Музея Иордании (пункт 8371-2-87).
[17] См. «Unausprechlichen Kulten», Фридрих фон Юнцт (Дюссельдорф, 1839), стр. 184.
[18] Отчет Юстуса Константинопольского. Копии текста в Московском археологическом институте и в Стамбуле, Турция.
[19] Действительно, сама дата сомнительна. Профессор Шрусбери в своей неполной и неопубликованной книге «Ктулху в Некрономиконе» утверждает: «Загадочное исчезновение Альхазреда и его последующая смерть в 731 г. н.э.» Это может быть ошибкой, которую Профессор исправил бы, если бы мог, но мы не можем этого знать? Далее он предполагает, что пожирание Альхазреда было иллюзией и что его действительно перенесли в Ирем для наказания (стр. 34-35 рукописи 1, в архиве библиотеки Мискатоникского университета). Поскольку это, кажется, сочетанием двух основных тем «предания смерти Альхазреда», то, возможно, оно весьма сомнительное.
[20] Комментарий Иоанна Антиохийского (Иерусалимская библиотека, манускрипт. 239-64).
[21] Так названо в тексте Абд аль-Джаббара.
[22] Библиотека, Кодекс 130, девятый век (текст: Париж, Издательство «Красивые письма» (Бубе), 1960 - в Библиотеке, II. 104, издание Рене Генри).

Примечания Лоренса Корнфорда:

* Похоже, это основа для ложной версии «Некрономикона», опубликованной Саймоном (1976). Доктор Армитадж, который написал эту биографию в начале 1940-х годов, не знал этого текста.


Рецензии