Дух и экзегеза

Экзегеза - истолкование. Вроде скромная позиция, ничего от себя не добавляем, просто читаем слова Духа из откровения и очевидным образом их толкуем. Через это идёт понимание. Нужно связать несколько смыслов и через эти связи раскрыть содержание. Познание Бога начинается именно так, но это только начало. Такой подход естественно породил множество мнений о Боге. Понимая это, церковь догматически определила предмет веры и запретила дальнейший ход мысли, выходящий за рамки догм. На этом кончилась свободная жизнь Духа в Его пути к Себе и понимание закрепилось на рубеже достигнутого человеческим рассудком. Хотя путь догматической мыслью был проделан не малый, все же ум Христов достигнуть не удалось. Раз не была достигнута свобода Духа, то познание Бога в вере откатилась к непосредственному переживанию единства с Богом в представлении, практике добрых дел и ритуальному причастию. Вообще “практика добрых дел” распространена среди тех, кто скинул с себя крест познания Бога и ушел в мир преобразовать его по человечески. Добрые дела есть следствие Богопознания, но никак не наоборот.
Экзегеза не достигшая понятия Бога в Истине, не знающая себя в Духе, заменяет Ум Христов на рассудочное человеческое понимание и поэтому адекватно понять слова Духа не в состоянии. Это приводит к безДуховному пониманию Бога своим умом. Писание тогда становится источником бесконечного количества односторонних взглядов и ересей. Поэтому читая Библию каждый видит в ней свое и только тот, кому доступна твердая пища Духа, понимает его согласно Христу по Истине. Во Христе нет разногласий и кто достиг понимания в едином Духе увидит родственного Богу.
Предпосылкой экзегезы выступает попытка христианина достоверно, без искажений следовать первоисточнику, занимаясь только механическим его разъяснением. Но все, что можно отнести к Духовному откровению, нелзя рассматривать как агрегат механически соединённых мыслей. За внешним фасадом историй и притч есть целостная позиция Духа в которой раскрывает Себя Бог. При этом даже в процессе просто чтения, христианин изменяет содержание написанного для своего понимания. Для того, чтобы понять содержание Духа требуется обновление ума с человеческого рассудка на ум Христов, что быстро не происходит и требует постепенного становления Бога в человеке, Его Самопознание в душе христианина через Семя, как начаток Духа. Те, кто не зная Духа, преданно читают первоисточники должны учитывать свое несовершенное отношение и понимать, что по сути экзегеза НЕВОЗМОЖНА. Всякое истолкование — это не до­тошнейшее и преданнейшее следование учению, а его изменение. Даже Дух в Своем толковании Себя никогда не повторяется и делает это по новому, всегда Творит Новое.
Вот Дух сообщает пророку Новое, пророк излагает знание Духа в своих словах, переводчики переводят мысль на другой язык, читающий понимает согласно своим возможностям - знание Духа остаётся недоступно, хотя и изложено в словах. Поэтому главное, понятие Духа от полноты которого говорили уста, эта всеобщая связь, осталась неизвестной. Цель Богопознания приобрести этот универсальный ключ Духа в понятии Его и тогда этим ключом запускается ум Христов в сознании христианина который и открывает глубины Божей сущности, Творит Новое.


Рецензии