5. Закон полярности и периодов

                Терминологические загадки: рождение и смерть,
                развитие и угасание, максимально и минимальное
                состояние…
               
                Это жизнь…
               

                Теория инь-ян

В традиционной восточной медицине доминируют следующие принципы:
1) человек, да и всё остальное изучается как единое целое;
2) человек, да и всё остальное соответствует небу и земле; максимуму и минимуму, это отождествляется с понятием инь-ян;
3) жизнь человека, да и всего остального, регулируется концепцией пяти элементов, как пяти фазам состояния периода одного целого.
Последний принцип будет рассматриваться ниже, а первые имеют непосредственное отношение к теории инь-ян.
Первый принцип, дает нам понятие, что мышление, чувства и тело человека взаимообусловлены и находятся в неразрывной связи между собой.
Каждые орган и функция связаны с другими; с точки зрения непрерывного развития и преобразования человек есть единое целое, но в определенном фазовом состоянии.
Принцип второй — человек соответствует небу и земле — основан на положениях философии и медицины, в которых человека, как и всё остальное, рассматривают не изолированно от природы, а как её неотъемлемую часть единого целого с окружающей средой.
Данный принцип утверждает, что на состояние человека влияют климат, сезоны, излучения солнца, воздействия луны и земли, что в человеке отражаются строение и движение вселенной, т. е. состояние человека меняется под воздействием различных космических явлений.
Причем строение и движение вселенной отражаются в теле человека полностью, особенно в его жизненных функциях.
Согласно канонам древней философии и медицины, человек, как и все предметы на поверхности земли, подчинен действию «большого закона двойного всеобщего чередования и дополнения» — инь-ян.
Что же представляет собой этот закон? Теория инь-ян утверждает, что везде и во всем есть два противоположных начала, обозначенных терминами инь и ян. Они и являются основными категориями для объяснения существующих в природе предметов и явлений, ибо все существующие в природе предметы и явления имеют свои антиподы (или, правильнее сказать – свои состояния противоположностей). Так, в книге «Хуанди Нэйцзин» как и в «Изумрудных скрижалях» утверждается, что небо относится к ян, а земля — к инь; солнце — к ян, а луна — к инь, день — к ян, ночь — к инь, верх относится к ян, низ — к инь; наружная сторона — к ян, внутренняя — к инь; левая сторона — к ян, правая — к инь и т. д.
Согласно древневосточной философии и медицине, в природе нет единичных и односторонних предметов, а противоположные стороны и качества объектов можно выразить терминами «инь» и «ян».
Например, к группе ян относятся такие понятия, как движение, сильный, явно выраженный, активный, верхний, самец, быстрый, повышенная функция и т. д.;
к группе инь — покой, слабый, скрытый, пассивный, нижний, самка, медленный, пониженная функция и т. д.
Отсюда можно сделать вывод, что, хотя инь и ян не представляют собой конкретной формы, но как противоположные начала включены во все предметы и явления природы. Древние мыслители не остановились только на этапе разделения и выделения во всех предметах и явлениях противоположных начал. Они считали также, что все предметы и обе их противоположные тенденции не только противоположны, но и взаимообусловлены, взаимосвязаны. И эта взаимосвязь предметов и явлений имеет неуклонную тенденцию к слиянию в единое целое. Таким образом, здесь мы имеем дело со своеобразной архаичной интерпретацией одного из законов материалистической диалектики — закона единства и борьбы противоположностей.
Интересна и оригинальна трактовка образования единого целого, которую дает древняя восточная философия и медицина. Согласно древним концепциям, инь и ян, хотя и являются противоположными началами, их противоположность не постоянна.
Они не рассматриваются как бы застывшими во времени, данными раз и навсегда. Инь и ян имеют свои процессы развития, т. е. каждый развивается «внутри себя», и, что особенно важно, они имеют взаимные переходы. Так, процветание инь рождает ян, процветание ян рождает инь, и таким образом возникает взаимообусловливающая связь. Тенденция к единству не ограничивается только взаимообусловливающей связью. Каким бы тесным не было взаимодействие, оно всегда предполагает относительную самостоятельность взаимодействующих, сосуществующих элементов.
Древняя восточная философия и медицина существенно углубили собственную концепцию образования единого целого, распространив ее не только на взаимодействие, но и на взаимопроникновение, т. е. в структуре каждой противоположности можно обнаружить элементы другой противоположности. Так, в ян заложен инь (иньский элемент), и в свою очередь в инь заложен ян (янский элемент), т. е. этим самым образуется взаимопроникающая связь (рис. 1). Взаимообусловливающие и взаимопроникающие связи «создают» полную гармонию природы, а следовательно, и жизни.
Особая терминология естественной описательности представляет определенные затруднения для современных специалистов в идентификации информации о протекающих процессах в Природе и в человеке.
Вследствие этого, многие философские аспекты натуральных знаний остались недоступными для исследователей этого рода медицины. Что бы преодолеть информационный порог идентификации, с возможностью изложения информации в категориях современного мировоззрения, мы прибегли к изучению всего доступного потока информации в литературе, с использованием методики обучения в состоянии «глубокого погружения». Полученные данные позволили составить достаточно устойчивую систему описательности Мироздания.
Основным положением древней философии было изучение любого объекта внимания с точки зрения сравниваемости.
Все в этом мире подвержено изменению и предмет наблюдения, при сравнении с взаимодействующими объектами, может оказаться в большей или меньшей величине проявлен по рассматриваемым свойствам.
Первоначальной категорией сравниваемости выступала Монадность - принцип единства в изучении причин и следствий, и исходящих из этого, множества сравнений (Небо-Земля; Мужчина-Женщина; Зима-Лето; Верх-Низ; Больше-Меньше; Холод-Жара; Белое-Черное; Левое-Правое и так далее).
Из всех символов Монадности, наиболее информативным является знак “двух рыбок” Инь-Ян. Наблюдаемая картина позволяет описать имеющиеся крайние положения (“max” - Ян и “min” - Инь), промежуточные фазы (“подъем” и “упадок”), а так же состояние слабого проявления свойств, неопределенности функции между выше перечисленными.
Его трактование: «Противоположные начала рождаются и развиваются друг в друге», осознается при развертывании в кривую периодов и фаз циклического процесса функции.
«Все двойственно ; у всего есть полюса; у всего есть пара противоположностей». Понимание полярностей, или пар противоположностей, в магии очень важно, а особенно в ведовстве, потому что ведьмы стремятся найти гармонию между крайностями. Принцип полярности заключается в понимании, что полюса крайностей – это не все, и между ними находится широкий диапазон переходных реакций. Любое описание двух противоположностей никогда не будет исчерпывающим. Что означает «твердое»? Трудно описать, если не сравнивать его с «мягким». Используя пару противоположностей, твердое и мягкое, как мы опишем перо? Большинство скажет, что перо мягкое. Теперь опишите кусок мела. По сравнению с пером он твердый. А по сравнению со сталью – мел мягкий. Твердое оно и мягкое – не категории абсолюта, а относительные степени на большой шкале. Можно изменить все наше восприятие полярностей, используя одни и те же мысленные упражнения. По мере того как меняются намерения разума, меняется и энергия. В каждой полярности содержится сущность ее противоположности, как в фигуре Инь – Ян.
При наблюдении за выбранным объектом, например, графическое изображение цикла развития и угасания, имеющим характеристики по определенным проявляемым свойствам периодичность фаз циклического развития, мы принимаем период одного цикла за Монадность.
Рассмотрим пример существующий в природе: стоячие волны, возникающие между планетами, чьи размеры известны, в среде вакуума-эфира, чья упругость и коэффициент сжатия то же известны.
Волны, образующиеся при наложении двух бегущих волн, распростра¬няющихся от планет навстречу друг другу с одинаковыми частотами и амплитудами.
Уравнение стоячей волны
Складываем волны S1=Acos(ax–kx)   и S2=Acos(ax–kx)
S= S1+ S2=2Acos•kx•cos•ax=2Acos(2;x/;)cos•ax
 (учли, что k = 2;/;)—уравнение стоячей волны.
Пучности стоячей волны
Точки, в которых амплитуда максимальна именуется пучностями (Aст = 2Аcos(2;x/;)) .
Это точки среды, для которых 2;x/;=±m; (m=0,1,2,….)
Координаты пучностей xn=±m;/2 (m = 0,1, 2,:..).
Узлы стоячей волны
Точки, в которых амплитуда колебаний равна нулю (Aст = 0). Это точки среды, для которых 2;x/;=(m+1/2); (m = 0,1, 2,:..).
Координаты узлов x;=±(m+1/2);/2  (m = 0,1, 2,...).
Расстояния пучность—пучность и узел—узел равны ;/2, а расстояние пучность—узел равно ;/4.
Образование стоячих волн наблюдают при интерференции бегущей и отраженной волн. Например, если конец веревки закрепить неподвижно, то отраженная в месте закрепления веревки волна будет интерферировать с бегущей волной и образует стоячую волну. На границе, где происходит отражение волны, в данном случае получается узел. Будет ли на границе отражения узел или пучность, зависит от соотношения плотностей сред. Если среда, от которой происходит отражение, менее плотная, то в месте отражения получается пучность, если более плотная — узел. Образование узла связано с тем, что волна, отражаясь от более плотной среды, меняет фазу на противоположную. У границы происходит сложение колебаний противоположных направлений, в результате чего получается узел. Если волна отражается от менее плотной среды, то изменения фазы не происходит, и у границы колебания складываются с одинаковыми фазами — получается пучность.
Подобный пример понадобится при рассмотрении модели автоколебательной системы Солнце – Земля, в которой расстояние между ними измеряется солнечными диаметрами в количестве 108 штук. В свою очередь, диаметр Земли в 108 раз меньше диаметра Солнца. Образуется автоколебательная система трапеции, где все основные размеры и свойства известны. Исходя из этого, можно составить требуемую формулу, по которой моно применить необходимое воздействия, к примеру, звуком, что должно вызвать соответствующий резонанс. В этом заключается смысл «Книги Разиэля».
Последствия применения этих знаний – достижение управляемого снижения веса человека или многотонных камней.
В этом случае мы имеем в нашем примере признаки и свойства всех предыдущих и последующих циклов, если они не претерпели каких либо изменений. Но не зависимо ни от каких изменений, у нас есть обобщающий признак для всех периодов всех циклов: пересечение “нулевой” отметки при начале фазы функции и при ее завершении. После нулевой отметки волна развития образует верхнюю часть монады доя преодоления вновь нулевой отметки, где начинается нижняя часть монады, до следующей нулевой отметки.. Этот признак, в свою очередь, превращает в Монадность как верхнюю часть графика, так и нижнюю часть графика. Не смотря на разность функции, они имеют “нулевое” начало какой либо “роли“ или свойства, и “нулевое” завершение этой “роли”. Такого рода Монадность тоже имеет признаки разделяемости по фазовым составляющим функции: от нулевой отметки до максимального проявления свойств, или от максимального проявления свойств до нулевой отметки. Линейная периодичность позволяет рассматривать элементарные части функции. Но функция делится так же по признакам удаленности от нулевой точки к области максимального проявления свойств капо вертикали, так и по горизонтали.
Принцип Левой и Правой стороны в системе Инь-Ян исходит из вращения Вселенной (точнее, той его части, которая представляет собой Солнечную Систему и влияет на энергетическую структуру человеческого организма). Если наблюдатель находится вдоль воображаемой силовой линии, называемой “Мировой Осью Цивилизаций”, то внешняя среда, по отношению к его центру, будет вращаться слева-на-право, придавая по ходу создания избытка энергии возбуждение в соответствующей части человеческом существе, слева-на-право.
Таким образом, принцип Монадности сохраняется и может быть прослежен до крайней границы нашего, Срединного мира - частицы Вакуума. Период движения частицы Вакуума (Куун) или эфира от исходной до удаленной и обратно, называется Мгновение (Моно-гоновение).
Анатомическое строение человеческого организма определяет зависимость функционального соотношения между передней и задней частями тела, что в свою очередь трактуется так: задняя Янская часть Монадности человеческого тела, передняя - Иньская часть Монадности человеческого тела.
В нормальном состоянии между инь и ян должны быть сохранены тесная связь и полное уравновешивание. При нарушении равновесия между инь и ян, что возможно в результате преобладания одного над другим, возникает аномальное явление или даже раскол инь и ян, который в конечном итоге ведет к уничтожению предметов и явлений природы.
Осмысление процессов развития всего окружающего с точки зрения эмпирического мышления тех времен привело к тому, что сам человек как явление мира был включен в состав этого мироздания.
Поэтому в древней медицине в качестве практического результата возникла терапевтическая система инь-ян. Наблюдая за больным человеком и памятуя о том, что человек есть неразрывная частица вселенной, врачи приходили к заключению, что болезнь есть результат нарушения равновесия (закономерной связи явлений) инь-ян в организме вследствие воздействия внешних или внутренних факторов развития.
Таким образом, теория инь-ян занимает центральное место в древневосточной медицине. На основе выводов из этой теории врачи Древнего Востока изучали патологию, производили диагностику и лечение, а воины изучали искусство «Сунь-Цзы». Философское учение инь-ян было внедрено в практическую медицину, что привело к созданию (совместно с теорией у-син) особой терапевтической методологии, которая управляла и клинической практикой и свойствами природы.

Теория инь-ян в традиционной физиологии и анатомии.
Считается, что функция и строение человеческого организма могут быть объяснены противоположностью и взаимосвязью инь-ян (табл. 1).
Таблица 1
Концепция инь-ян в физиологии и анатомии
Инь — ян Ян Инь
В анатомии Кожный покров
Спина
Наружные поверхности конечностей Внутренние органы
Грудная и брюшная стенки
Внутренние поверхности конечностей
В физиологии
6 фу (желчный пузырь, желудок, тонкая, толстая кишка, мочевой пузырь, три части туловища). Они выполняют функции всасывания, пищеварения,
выделения 5 чжан (печень, сердце, селезенка, легкие, почки). Они сохраняют в себе все существующие в организме ценные вещества


Теория инь—ян в патологии. В основе полного уравновешивания инь—ян лежат нормальные физиологические функции организма. Нарушение этого равновесия ведет к патологии, которая независимо от сущности своей и сложности представляет собой либо ослабление, либо преобладание инь или ян. Таким образом, получается, что в случае преобладания ян ослабевает инь, а в случае преобладания инь ослабевает ян. Исходя из этого, все клинические симптомы разделены на две группы — инь и ян, в результате чего выделились группы янского и иньского синдромов.
Г р у п п а  я н с к о г о  с и н д р о м а: высокая температура, гиперемия лица и языка, беспокойное состояние с эйфорией, громкий голос, жажда, моча темного цвета, запор, пульс поверхностный, частый и т. д.
Г р у п п а  и н ь с к о г о  с и н д р о м а: озноб, больной предпочитает тепло и укутывание, его лицо и язык бледны, состояние спокойное, голос глухой, жажды нег, моча малоконцентрированная, стул жидкий, пульс глубокий, редкий, контакт с больным затруднен и т. д.
Янский и иньский синдромы являлись основными критериями для анализа клинической картины.
Но, кроме них, существовали следующие синдромы: «наружный» и «внутренний»; «похолодание» и «лихорадка»; «пустой» и «полный». Указанные синдромы в совокупности с янским и иньским составляют восемь основных синдромов в патологии, которые являются составной частью системы инь-ян. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

«Наружный» и «внутренний» синдромы.

«Наружный» синдром связан с понятием наружного покрова, к которому относят кожную поверхность и органы чувств. При воздействии внешних вредных факторов на наружный покров проявляются симптомы, относящиеся к наружному синдрому, а именно: головная боль, озноб и повышение температуры, заложенность носа, общая ломящая боль и др.
«Внутренний» синдром связан с понятием внутренней части, к которой относятся внутренние органы, кости и костный мозг. При воздействии вредных факторов на внутреннюю часть организма появляются симптомы, относящиеся к «внутреннему» синдрому. Например, головная боль с высокой температурой без озноба, беспокойное состояние, жажда, рвота, боль в животе, понос или запор и т. д.
При этом нужно иметь в виду, что «наружный» и «внутренний» синдромы выделяются не по отдельным признакам, а диагностируются комплексно. Пример «наружного» синдрома: головная боль, озноб и повышение температуры в сочетании с тонким белым налетом на языке и «поверхностным» пульсом. Пример «внутреннего» синдрома: головная боль с высокой температурой без озноба в сочетании с неровным желтым налетом на языке. и «большим» пульсом.

«П о х о л о д а н и е»  и  «л и х о р а д к а».
Эти понятия дают конкретизацию характера заболевания. Правильный диагноз возможен после комплексного наблюдения за больным.
Если у него имеются следующие симптомы: жажда, желание обильного холодного питья, высокая температура, беспокойное состояние, темного цвета моча, малое количество мочи, запор, неровный желтый налет на языке, частый пульс, то диагностируется «лихорадочный» синдром.
Если у больного отмечаются отсутствие жажды, стремление к употреблению теплой пищи, похолодание конечностей, бледное лицо, малоконцентрированная моча, большое количество мочи, жидкий стул, белый налет на языке «свободный и редкий» пульс, то диагностируется синдром «похолодания».

«П у с т о й»  и  «п о л н ы й»  с и н д р о м ы.

Эти понятия применяются для оценки конституции больного и состояния болезненного симптома, определяя его выраженность - ослабление или преобладание.
Для определения «пустого» или «полного» синдрома необходимы следующие данные: конституция больного, продолжительность заболевания, наличие болей в животе, вздутие живота и его характер, сила пульса, характер потоотделения и др.
К «пустому» синдрому относятся: конституция астеническая («слабый организм»), хроническое заболевание, исчезновение болей в животе после надавливания, вздутие живота с периодическим облегчением, пульс слабого наполнения, выраженная потливость и т. д.
К «полному» синдрому относятся следующие сочетания: конституция нормостеническая или гиперстеническая («организм крепкий»), длительность болезни небольшая, боли в животе усиливаются при надавливании, вздутие живота постоянного характера, пульс хорошего наполнения, отсутствие потливости и др.

Применение инь — ян в диагностике.
В традиционной восточной медицине выделяют четыре основных диагностических метода, проводимых в следующей последовательности: осмотр, аускультация, опрос, пальпация. Эти методы в сочетании с восемью основными синдромами являются основой диагностики в восточной медицине. Рассмотрим указанные диагностические методы.
О с м о т р. Подразделяется на общий осмотр и осмотр по отдельным органам. При общем осмотре особое внимание обращают на общее состояние, настроение больного, его конституцию, цвет кожи и т. д.
Осмотр по отдельным органам включает: осмотр лица и глаз, области рта и носа, языка, конечностей, кожи.
Данное разделение характерно только для восточной медицины. В европейской медицине все отмеченные признаки входят в понятие «общий осмотр больного». После осмотра выявленные симптомы первоначально классифицируют с позиций инь-ян, а уж затем определяют их принадлежность к янскому или иньскому синдрому (табл. 2).
При постановке диагноза немалое значение имеют и следующие общеизвестные симптомы: вынужденное, удерживающее грудь положение указывает на боль в груди; при заболевании селезенки лицо окрашено в желтый цвет; при кровопотере лицо бледное; покраснение глаз указывает на лихорадку; желтушность склер — на желтуху; припухлость нижних век — на расстройство выделительной функции; острое заболевание с движением крыльев носа при дыхании — на лихорадку; хроническое заболевание с движением крыльев носа указывает на недостаточность функции легких и т. д.
А у с к у л ь т а ц и я. В традиционной восточной медицине при аускультации большое внимание уделялось выслушиванию голоса, его особенностей, а также выслушиванию дыхания и кашля. Все полученные данные также интерпретировались по их принадлежности к синдрому ян или инь (табл. 3).
Древние медики утверждали, что знание характера и продолжительности рвоты, кашля, икоты и отрыжки также необходимо для определения вида синдрома.
О п р о с. В это понятие древневосточная медицина включает подробный расспрос о начале и течении заболевания, о дне появления температуры и ее колебаниях в период болезни;

Признаки синдромов инь и ян при диагностическом осмотре
Таблица 2
Синдром ян Синдром инь
Настроение бодрое Настроение пониженное
Конституция гиперстенического типа (эти больные чаще страдают синдромом чжун-фэн ) Конституция астенического типа (эти больные чаще подвержены синдрому сюйлао )
Лицо гиперемированное и блестящее Лицо бледное с землистым оттенком
Блестящие глаза Запавшие, тусклые глаза
Поражение кожи с припухлостью и покраснением Поражение кожи без изменения цвета и отсутствие припухлости
Покраснение, опухание губ Цианоз губ
На языке налет густой желтый
Язык яркий На языке налет белый
Язык бледный

Судороги Ограничение движений в конечностях


Таблица 3
Признаки синдромов инь и ян при аускультации
Синдром ян Синдром инъ
Голос грубый, громкий Голос глухой, слабый
Речь активная, многословная Речь заторможена
Дыхание шумное, глубокое, редкое Дыхание тихое, поверхностное, учащенное
Звонкий кашель Хриплый кашель
о потоотделении с выявлением степени и времени потливости. Далее выясняется состояние следующих органов и систем: мочеотделения и выделения, кровообращения, пищеварения, дыхания, а также головы, грудной клетки, живота, конечностей.
При опросе сначала внимательно выслушивают активные жалобы больного, его собственную оценку своего состояния, после этого задают наводящие вопросы для определения синдрома ян или инь (табл. 4).

Таблица 4
Признаки синдромов инь и ян при опросе
Синдром ян Синдром инь

Высокая температура

Потливость после нагрузок
» днем Непереносимость холода
Потливость на фоне общей слабости
Потливость ночью
Моча темного цвета Моча светлого цвета
Запор
Жидкий стул
Повышенный аппетит
Отсутствие аппетита
Привычка к холодной пище, а также горечь во рту
Привычка к теплой и горячей пище, а также употребление соленой пищи
Головная боль с температурой и ознобом
Головная боль постоянного характера с головокружением
Периодические боли в теле, возникающие внезапно, сильные, разлитого характера Постоянные боли в теле ноющего характера
Распирающие боли в животе после приема пищи
Боли в животе, уменьшающиеся после приема пищи
Горячие на ощупь конечности Похолодание конечностей


П а л ь п а ц и я. Этот метод включает в себя пальпацию туловища и конечностей больного, пульсовую диагностику, которая является важной и обязательной для установления синдрома заболевания. Наиболее популярным был метод исследования пульса лучевой артерии, хотя применялась и пальпация пульса сонной артерии.
Коротко опишем методику «пульсовой диагностики» при исследовании лучевой артерии. На шиловидный отросток лучевой кости кладут 111 палец и, слегка перемещая его, находят пульс гуань, тогда под 11 пальцем, расположенным на одной продолжительной линии с 111, прощупывается пульс цунь, а под IV — чи. Если на эти точки слегка надавить тремя пальцами, то данное исследование называется поверхностной пальпацией, а если надавить так, чтобы затруднить перемещение крови, то такое исследование называется глубокой пальпацией. Если пульс хорошо прощупывается, то это «полнота» (ян), если слабо — то «пустота» инь. Каждой точке пульса соответствует определенный орган (табл. 5).

Таблица 5
Взаимоотношения органов и точек пульса

Точка пульса Левое запястье Правое запястье
Цунь Сердце, тонкая кишка Легкие, толстая кишка
Гуань Печень, желчный пузырь Селезенка, желудок
Чи Почки, мочевой  » Перикард, три части туловища

Древневосточная медицина в зависимости от характеристики пульса считает основными восемь его видов. По глубине локализации различают поверхностный и глубокий пульс, по частоте — редкий и умеренно-частый, по характеру пульсовых волн — свободный и вяжущий, по наполнению — большой и скрытый пульс.
1. Поверхностный пульс. Его особенностью является то, что он хорошо выявляется при легком надавливании (напротив, при сильном он прощупывается нечетко). Этот пульс характерен для «наружного» синдрома.
2. Глубокий пульс прощупывается хорошо только при сильном надавливании (при поверхностном почти не ощущается) и характерен для «внутреннего» синдрома.
3. Редкий пульс выявляется тогда, когда за период одного дыхательного цикла можно пропальпировать до четырех пульсовых волн. Этот пульс характерен для синдрома «похолодания».
4. Умеренно-частый пульс выявляется, когда за то же время насчитывается более шести— семи пульсовых волн. Он характерен для синдрома лихорадки.
5. Свободный пульс по характеру «свободный», «гладкий». Полагают, что такой пульс возникает тогда, когда в организме «много крови». Он бывает при лихорадочных и простудных заболеваниях.
6. Вяжущий пульс по характеру «медленный, тонкий, короткий и несвободный». Этот вид пульса бывает при анемии.
7. Большой пульс выявляется тогда, когда приход пульсовой волны сильный, а уход— слабый. Этот вид пульса характерен для гиперфункции определенного органа с повышением температуры.
8. Скрытый пульс очень слабый и прощупывается с трудом; он характерен для сильного ослабления ян.
Соотношение инь и ян в организме.
Согласно теории инь — ян, причиной заболевания служит нарушение равновесия между инь и ян в организме, поэтому целью лечения независимо от разнообразия его методов является урегулирование соотношения между ними. Так, при «полном» синдроме применяется метод «рассеивания» в виде сильного раздражения.
При «пустом» синдроме, наоборот, применяется метод «прибавления» в виде слабого раздражения.
При синдромах, распространяющихся вверх, применяется сильное раздражение, а при синдромах, распространяющихся вниз, — слабое. Если страдает левая сторона, то воздействуют на правую сторону, и наоборот.
В магии совершенно необходима точность формулировок. Обратите внимание, что качество «отрицательное», всегда характеризует «плохие» качества, а «положительное» – «хорошие» или «желаемые».
С научной точки зрения это неточность. Если вы изучаете духовность, искусство и науку ведовства, то должны обращать внимание на все определения.
Положительное означает положительный электрический заряд, а отрицательное – заряд отрицательный. Кто-то в научном мире решил, что определенный вид заряда будет отрицательным, и назвал его так. Использование слов «положительный» и «отрицательный» в значении «хорошего» и «плохого» вызывает сложности понимания, несмотря на то что оно так распространено.
Ионы – это частицы с электрическим зарядом, которые встречаются в окружающей среде. Когда вы оказываетесь рядом с движущейся водой: океаном, водопадом или даже ванной или фонтаном, – вы вбираете ионы, которые вызывают приятные ощущения. Электрический заряд в них отрицательный, но они приносят здоровье и расслабление. Вы можете чувствовать усталость или тошноту, если долго находитесь рядом с электрическим оборудованием, особенно перед монитором компьютера, экраном телевизора или микроволновой печью. Это происходит потому, что вы вбираете другой тип ионов, положительный. Когда вы намерены избавиться от всей «отрицательной энергии», хотите ли вы избавиться и от отрицательных ионов? Когда вы призываете «всю положительную энергию», то призываете и положительные ионы тоже? Слова обманывают. Если вы прогоняете все вредное, так и говорите: вредное, а не только отрицательное. Ваши мысли и слова обладают силой и должны быть точными.
После обсуждения полярности и положительных или отрицательных качеств мы переходим к концепции равновесия. Равновесие – это ключевое положение традиции ведовства. Все, что для вас «хорошо», или, как говорят другие, «положительно», является таковым только потому, что помогает поддерживать здоровое равновесие. Если то же вещество выводит вас из равновесия, оно перестает быть «положительным». Если вы раз в день принимаете лекарство, чтобы вылечить некое заболевание, то можете называть это «положительным эффектом». Если вы решаете, что эффект нужно усилить, и принимаете весь пузырек лекарства сразу, то меняете «положительность» на «отрицательность», вызывая отравление. Абсолюта не бывает. Почти любое вещество или энергия могут быть полезными или вредными, в зависимости от ситуации и ваших текущих потребностей.
В книге «Инициация» авторства Элизабет Б. Дженкинс жрец и учитель из Анд Хуан Нанез дель Прадо рассказывает, что «в мире живых энергий не существует положительных или отрицательных энергий. Есть только переходы более тонких и невесомых живых энергий, и энергий более плотных и тяжелых…».
«Помните, что «тяжелое» не значит «плохое». Кроме того, то, что для вас – тяжелая энергия, для другого может быть легкой». Энергия существует в виде градиентных шкал, а не абсолюта.
Одна из самых важных полярностей в ведовстве – полярность земли и неба. Земля удерживает, она материальная, физическая и эмоциональная и ассоциируется с энергией Богини. Энергия неба считается более интеллектуальной, логической, но в то же время творческой, ментальной, экспрессивной и эклектичной и ассоциируется с энергией Бога. Важно найти равновесие между двумя энергиями. Следующее упражнение поможет осознать, что части противоположностей внутри вас являются разными этапами на шкале. Признавая существование этой шкалы, вы получаете способность плавно передвигать черты и энергии, которые вам не нравятся, в другие части шкалы, используя самого себя в качестве проводника. Это истинное искусство герметической магии, западной алхимии: преобразовывать разум, эмоции и дух.
Все двойственно, все имеет полюса; все имеет свой антипод (свою противоположность); противоположности идентичны по природе, но различны в степени; крайности сходятся; все истины не что иное, как полуистины; все парадоксы можно примирить.
Этот Принцип заключает в себе повторение. Все это старые аксиомы волшебников. Он объясняет парадоксы, многих ставившие в тупик, определяя это следующим образом: «Тезис и антитезис идентичны по природе, но различны по степеням. Противоположности сходны, различаясь только степенью. Пары противоположностей можно свести (объединить), сблизить. Крайности сходятся. Все существует и не существует в одно и то же время. Все истины есть не что иное, как полуистины, каждая правда наполовину фальшива. Все имеет две стороны» и т. д.
Принцип объясняет, что у всего есть два полюса, или два противоположных аспекта, и что противоположности в действительности (являются двумя крайностями (экстремумами) одного и того же, с многочисленными и различными степенями (градациями); между ними. Например, жара и холод, будучи противоположны, — в действительности являются одним и тем же, разница только в степени одного и того же. Взгляните на ваш термометр и посмотрите, сможете ли вы определить, где кончается тепло и начинается холод. Нет такой вещи — абсолютно тепло или абсолютно холодно — оба термина просто обозначают степени одного и того же, а это одно и то же, что проявляется как тепло и холод, является формой, разновидностью и скоростью колебаний (вибраций). Поэтому тепло и холод являются двумя полюсами того, что мы называем теплом, — явление, присущее всем проявлениям Принципа полярности.
Тот же Принцип проявляется в случае света и темноты, которые являются одним и тем же, разница лишь в степенях между двумя полюсами явлений. Где кончается темнота и начинается свет? Какая разница между большим и малым? Между тяжелым и легким? Между острым и тупым? Между шумом и тишиной? Между высоким и низким? Между плюсом и минусом?
Принцип полярности объясняет эти парадоксы, и ни один другой Принцип не может заменить его. Тот же самый Принцип действует и в. плане Разума. Возьмем конкретный яркий пример: любовь и ненависть — два душевных состояния, очевидно, совершенно различны, и однако, существует градация ненависти и любви, средняя точка между которыми в нашем определении может объясняться как приязнь и неприязнь, которые переходят друг, в друга так постепенно, что иногда мы в растерянности и не знаем, любим мы или не любим, или вообще равнодушны. А все это является градациями одного и того же, что мы можем легко заметить при минутном размышлении, и более того, установлено Герметистами, как более важное, что можно изменить вибрации ненависти к вибрациям любви в нашем собственном мозгу, а также и у других.
Многие из вас, читающие эти строки, обладают и собственным опытом невольного быстрого перехода от любви к ненависти и наоборот, как у вас, так и у других. И поэтому вы осознаете возможность выполнения этого при использовании желания путем Герметических формул (при их помощи).
Хорошее и ужасное являются не чем иным, как двумя полюсами одного и того же. И герметисты знают искусство трансформации ужасного в хорошее путем принципа полярности.
Короче, «Искусство полярности становится частью (фазой) алхимии разума» - изречение известно и применяемо древними и современными мастерами-герметиками. Понимание закона дает возможность изменить как свою полярность, так и чужую, если вы посвятите время изучению необходимого Мастерства этого искусства.
Теория у-син
Теория у-син (пяти элементов), так же как и теория инь — ян, является отражением знаний предоставленных Покровителями. Она находится в неразрывной связи с учением инь — ян, и несомненно, что древние медики пришли к теории пяти элементов, исходя из философского учения инь — ян. Были выделены понятия «крайней противоположности» инь и ян: ночь, зима, север — крайнее инь; день, лето, юг — крайнее ян, и «переходной противоположности»: переходное инь — утро, осень, запад; переходное ян — вечер, весна, восток.
Древние ученые не могли не обратить внимания на взаимосвязанные циклические явления как в природе, так и в человеческом организме: ночь — день, утро — вечер, зима — лето, холод — тепло, а также бодрствование — сон, вдох — выдох, систола — диастола и т. д. К примеру, связи внутри суточного цикла выглядят так: день «рождает» вечер, вечер «рождает» ночь, ночь — утро, утро сменяется днем и опять день «рождает» вечер и т. д. Древние ученые считали, что цикличность свойственна всем явлениям. По их мнению, организация природы и всей вселенной представляет собой циклы чередования инь и ян, что особенно наглядно иллюстрирует само течение суток и течение года.
Пример суточного цикла по теории Инь-Ян показывает что каждый из этих циклов состоит из четырех последовательных состояний: 1) рождение (возрастание), что соответствует утру, весне и т. д.; 2) максимальная активность, что соответствует полдню, лету и т. д.; 3) упадок, что соответствует вечеру, осени и т. д.; 4) минимальная активность, что соответствует ночи, зиме и т. д.
Эти последовательные состояния отображаются и в пространстве. Так, восток (восход солнца, утро) соответствует рождению, юг — максимальной активности, запад — упадку (заход солнца, вечер), север — минимальной активности.
В дальнейшем, изучая циклы, состоящие из четырех последовательных состояний, или этапов, древние ученые обобщили их и присвоили каждому из них свой символ. Под ними подразумеваются следующие обобщения:
д е р е в о — символ рождения, возрастания;
о г о н ь — символ максимальной активности;
м е т а л л —. символ упадка;
в о д а — символ минимальной активности. Все четыре символа древние ученые назвали элементами основных этапов каждого цикла. К этим символам, или элементам, они добавляют еще один, пятый, элемент, который, по их воззрениям, служит центром и осью для циклических изменений во всем мироздании. Этот элемент — з е м л я, ибо все циклические явления характерны для земли и происходят на земле.
Данные элементы способствовали лучшему пониманию взаимодействия сил, функционирующих в природе, и, что не менее важно, дали возможность в дальнейшем объяснить существующие связи. Например, элемент «вода» может соответствовать максимальному инь, элемент «огонь» является хорошо выраженным его антиподом и по активности соответствует максимальному ян. Элемент «дерево» хорошо отражает переход от пассивности к активности, т. е. переход от инь к ян, и соответствует переходному ян. Его антипод — элемент «металл», связанный с тенденцией к скованности и пассивности, соответствует переходному инь. Пятым элементом, как уже отмечалось, считалась земля, которая является центром природных явлений.
Итак, древние ученые, взяв за основу изложенное выше учение, дали следующую схему организации вселенной: в основе всего лежит цикличность; каждый цикл в своем развитии проходит последовательные этапы, символически обозначенные определенным элементом.
Такая организации вселенной была объявлена универсальной, т. е. ее элементы могли быть распространены не только на целое (вселенная), но и на составные части этого целого. Исходя из постулата универсальности, представители древневосточной медицины перенесли эту схему организации

Таблица 6

Таблица соответствий
«Дерево» «Огонь» «Земля» «Металл» «Вода»
Цвет Зеленый Красный Желтый Белый Черный
Вкус Кислый Горький Сладкий Острый Соленый
Процесс раз-
вития Возрастание Кульминация Центр Упадок Покой
Сезон Весна Лето Конец лета Осень Зима
Орган Печень Сердце Селезенка Легкие Почки
Секрет Слезы Пот Слюна Мокрота Моча
Ткань Мышцы Сосуды Соединительная ткань Кожный покров и волосы Кость
Органы чувств Глаз Язык Рот Нос Уши
Психика Гнев Радость Размышление, грусть Тоска Страх
Планета Юпитер Марс Сатурн Венера Меркурий

вселенной на живые существа, в том числе на человека, проведя соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Они же разделили все явления природы соответственно пяти элементам (табл. 6). Таким образом, согласно учению у-син, были составлены схемы организации как вселенной (макрокосмос), так и человека (микрокосмос). Основным положением теории у-син, имеющим практическое значение, является вывод о том, что между пятью элементами существуют связи. Поскольку эта теория возникла на базе философского учения инь-ян, то эти связи представлены в виде двух противоположностей, а именно: с о з и д а ю щ е й (взаимостимулирующей) и  д е с т р у к т и в н о й (взаимообусловливающей) с в я з е й (рис. 4.1).

Дадим характеристику созидающей связи между элементами: дерево стимулирует («рождает») огонь; огонь стимулирует («согревает») землю; земля стимулирует («рождает») металл; металл стимулирует («дает») воду; вода стимулирует («питает») дерево, т. е. каждый элемент как бы «контролирует», стимулирует элемент, следующий за ним. Следовательно, созидающая связь оказывает действие, способствующее развитию.
Характеристика деструктивной связи между элементами выглядит так: огонь «угнетает» (плавит) металл, металл «угнетает» (режет) дерево, дерево «угнетает» (подрывает корнями) землю, земля «угнетает» (впитывает) воду, вода «угнетает» (тушит) огонь. Следовательно, деструктивная связь оказывает действие, направленное на регулирование путем «угнетения» преобладания одного элемента по отношению к другому.
Таким образом, созидающая связь, являясь наружной, осуществляется по кругу цикличности, а деструктивная, являясь внутренней, осуществляется внутри «круга цикличности» (так называемый цикл звезды).
Поскольку созидающая связь направлена на развитие, а деструктивная — на угнетение, то они уравновешивают друг друга аналогично инь — ян.
Если же образуется недостаточность или избыточность тех или иных связей, возникает патология, которая может быть четырех видов. 
1. Избыточность созидающей связи ведет к преобладанию какого-либо элемента. Например, если «дерево» окажет избыточно стимулирующее действие на «огонь», то он начнет преобладать.
2. Недостаточность, или дефект, созидающей связи ведет к тому, что последующий элемент ослабевает. Например, если «дерево» недостаточно стимулирующее действует на «огонь», то он ослабевает.
3. Избыточность деструктивной связи ведет к тому, что последующий элемент этой связи ослабевает. Например, если «огонь» окажет избыточное угнетающее действие на «металл», то последний ослабевает.
4. Недостаточность, или дефект, деструктивной связи ведет к тому, что последующий элемент этой связи преобладает. Например, если «огонь» недостаточно угнетающе действует на «металл», то последний усиливается.
Итак, любое изменение одного из видов связи ведет к нарушению равновесия. Этот процесс значительно усугубляется при изменении двух и более видов связи.
Как уже отмечалось, согласно учению инь — ян, характер и распространение болезни не выходят за рамки инь или ян. Но динамика ее развития (т. е. течение болезни) может быть объяснена только с точки зрения либо созидания (созидающие связи), либо разрушения (деструктивные связи) цикла пяти элементов теории у-син.
Для иллюстрации сопоставим некоторые висцеро-висцеральные рефлексы, появляющиеся при хронической кишечной интоксикации. Действие кишечных ядов на организм начинается еще в тот момент, когда концентрация их повышается в содержимом кишечника. Воздействуя на хеморецепторы кишечника, токсины рефлекторно вызывают различные изменения вышележащих отделов пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, почек и других внутренних органов В клинике известно, что привычный запор неблагоприятно отражается на функции печени, так как поступление в печень значительных количеств ядовитых веществ, образующихся в кишечнике в результате усиленного гниения белков, может привести к жировому перерождению печени. Выявлена сопряженность функций печени и селезенки в процессах гемолиза и образования желчных пигментов, в обмене холестерина, в белковом, жировом и углеводном обмене. Доказано, что всякий патологический процесс, происходящий в печени, через ретикулоэндотелиальную систему приводит также к раздражению селезенки, повышению ее функции и увеличению размеров. ЭКГ-исследованиями, проведенными при кишечной интоксикации, показаны развитие в сердечной мышце диффузных изменений и перенапряжение правого желудочка, параллельно нарастанию токсикоза падает артериальное давление.
Кишечная интоксикация обычно сопровождается снижением почечной функции и особенно фильтрационной способности почек. Нарушение деятельности почек может отягощать течение интоксикации, так как при этом возможна задержка в организме азотистых шлаков и других ядовитых веществ.
При хронических заболеваниях почек нарушается функция печени, причем эта функциональная недостаточность печени клинически не проявляется, а обнаруживается лишь с помощью различных функциональных проб.
Вышеприведенные факты современной физиологии согласно связям цикла у-син трактуются следующим образом:
— избыточность толстой кишки за счет тормозящей (деструктивной) связи ведет к недостаточности печени (рис. 5);
— недостаточность печени за счет ослабления деструктивной связи ведет к избыточности селезенки;
— недостаточность печени, развивающаяся при избыточности толстой кишки, вызывает снижение функции сердца за счет ослабления тонизирующей связи между ними;
— избыточность селезенки, возникающая из-за недостаточности печени, ведет к недостаточности почек за счет усиления деструктивной связи, а это в свою очередь способствует дальнейшему развитию недостаточности печени из-за ослабления тонизирующей связи между почками и печенью;
— избыточность селезенки ведет к усилению избыточности толстой кишки за счет тонизирующей связи, что еще более угнетает печень вследствие тормозящей связи между толстой кишкой и печенью.
Рассмотренные связи цикла у-син между органами, имеющими определенное клиническое и патофизиологическое обоснование, должны быть учтены при лечении методом иглорефлексотерапии.


Рецензии