6. Законы ритма
Древние мыслители сохранили преемственность знаний о законах жизни галактики и всего сущего в ней, полученных для понимания и развития человечества из неведомой дали истории мироздания.
Один из этих законов гласит о наличии ритмических явлений в свойствах любых объектов галактики как отражения её основной функции: ритм её активности и засыпания.
Наиболее адекватно имеется объяснение у самой древней науки: веды, Ка;льпа, санскрит, «порядок», «закон» — единица измерения времени в индуизме и буддизме.
Кальпа — это «день Брахмы», продолжающийся 4,32 миллиарда лет и состоящий из 1000 маха-юг (периодов по 4 юги). По прошествии этого периода наступает ночь Брахмы, равная по продолжительности дню. Ночь знаменует собой уничтожение мира и гибель дэвов.
Таким образом, божественные сутки длятся 8,64 млрд лет. Месяц Брахмы состоит из тридцати таких суток (тридцати дней и тридцати ночей), что составляет 259,2 млрд лет, а год Брахмы (3,1104;1012 обычных лет) — из двенадцати месяцев. Брахма живёт сто лет (3,1104;1014, или 311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых умирает и весь материальный мир уничтожается.
Во время этого великого уничтожения, после которого наступает махапралая, прекращает существование космос и гибнут дэвы. Согласно «Бхагавата-пуране» после того, как заканчивается жизнь Брахмы, весь космос входит в тело Маха-Вишну, заканчивая тем самым своё существование. По прошествии периода времени, равного жизни Брахмы, космос опять проявляется: из тела Маха-Вишну выходят бесчисленные вселенные, в каждой из которых рождается Брахма и начинается новый цикл кальп. Каждая кальпа делится на 14 периодов манвантар, продолжающихся по 306720000 лет с интервалами в 1851 429 лет между ними (так как точное значение кальпы — 308571 429 лет).
Нынешний Брахма находится на 51 году своей жизни, и мир находится в кальпе, называемой «Швета-вараха».
По-другому теория кальп рассматривается в буддийской космологии. Обычная процедура разрушения мира огнём возникает в конце Самвартастхаикальпы. Но каждые восемь Великих Кальп после семи разрушений мира огнём наступает следующее разрушение мира водой. Это разрушение более опустошительно, так как захватывает не только миры Брахмы, но и миры Абхасвары. А каждые шестьдесят четыре махакальпы после 56 разрушений огнём и семи разрушений водой наступает разрушение мира ветром. Это самая разрушительная катастрофа, которая смывает также миры Шубхакритсны. Более высокие миры не уничтожаются никогда. Буддистская космология оперирует более узкими временными промежутками, чем это принято в индуизме. И причина этого лежит в заимствовании таких понятий о времени, как «кальпа» и «юга». Только с появления в «пост-буддистской» космологии понятия «эон» два последних стали разграничивающим (в релятивистском смысле) подходом в определении «время».
Живой организм подобно любым видам материи имеет пространственно-временную ориентацию. Все физиологические системы функционируют в виде замкнутых циклов или последовательно протекающих этапов. Сердечный цикл = 0,8 с (систола + диастола). Скорость кровооборота (время, за которое частица крови пробегает 2 круга кровообращений) = 23-24с. Ритм дыхания: около 12 дыханий в минуту. Двигательная активность «голодного» желудка – 1,5-1 час, сокращения длятся несколько десятков минут. Фильтрация плазмы почками – 120 мл/мин. Для каждой железы характерно выделение определенного количества гормонов в единицу времени. Ткани поглощают примерно 300 мг кислорода в минуту.
Гомеостаз понимается не как устойчивость внутренней среды, а как колебательный процесс – гомеокинез или ритмостаз.
В «Книге рекордов Гиннесса» кальпа числится как самая большая единица измерения времени.
Биоритмология (хронобиология) – наука, которая дает понятие о существовании ритма всех органов и систем, включая околосуточные, недельные, месячные, годовые и др. Эта наука включает хронофизиологию, хронопатологию, хрономедицину, хронотерапию, хронофармакологию.
Области практического применения: физиология труда, эргономика (рациональная организация режима), медицина, терапия, нарушения сна, эмоциональное расстройство, сельское хозяйство.
Внешние условия, вызывающие закономерные колебательные функции – задаватели ритма (времени).
Биологический ритм – периодическое повторение некоторого события в биосистеме через более-менее регулярные промежутки. Биоритмы соответствуют природным циклическим процессам: день, год, месяц. Существует влияние солнечной активности.
Биоритм – самоподдерживающийся и самовоспроизводящийся в любых условиях процесс, в котором для прохождения 1-го цикла всегда необходимо одно и то же время. Биоритмы имеют период, частоту, фазу и амплитуду колебания.
Период – длина промежутка времени между двумя одноименными точками в волнообразно изменяющемся процессе, т.е. продолжительность одного цикла.
Ритмы с коротким периодом характеризуются частотой (количество циклов в единицу времени0.
Амплитуда – размах колебаний между двумя предельными уровнями ритмически изменяющейся величины, т.е. степень отклонения исследуемого показателя в обе стороны от средней.
Фаза относится к любой отдельной части цикла. Акрофаза – точка времени в периоде, когда отмечается максимальное значение исследуемого показателя.
Биологические часы – процесс, служащий для измерения времени, привязывающий определенные жизнедеятельности к нужному времени.
Десинхроноз – сбой биологических ритмов: внешний – влияние окружающей среды, внутренний (более опасный) – полом всех органов и систем.
Чижевский изучал влияние космических физических факторов на процессы в биологической природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. В 1935 году обнаружил метахромазию бактерий («эффект Чижевского — Вельховера»).
Циклы И Ритмы Вселенной
И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭВОЛЮЦИЮ ЗЕМЛИ
Ритмы и циклы Вселенной в иерархической последовательности: Галактика – (созвездие Стрелец) – Солнце – Земля и их влияние на геофизические процессы. Ритмы Галактики. Ритмы Солнца. Ритмы Земли. Эволюция географической оболочки Земли. Вариации скорости вращения, прецессия и эклиптика Земли.
Цикл – это совокупность явлений, процессов, составляющих кругооборот в течение определенного промежутка времени. Под ритмом понимается чередование каких-либо элементов, процессов, происходящих с определенной последовательностью и частотой. Изучение цикличности и ритмичности в природных процессах, их проявление в окружающей нас географической среде и закономерности позволяют предвидеть изменение этой среды в будущем. Ритмичность – одно из наиболее ярких и широко распространенных явлений, присущих природной среде. Начиная с суток, через сезоны года, через десятилетия и столетия к тысячелетиям и миллионам лет ритмы, как четкие периоды циклов, неизменно сопровождают развитие земной оболочки. Ритмы свойственны как явлениям неорганической природы, так и явлениям биологическим. Причем ритмичность последних зависит от первых и неразрывно с ними связана.
Изучением циклов и ритмов Вселенной занимались многие ученые еще с глубокой древности. На этапах познания их привлекали внимание суточные, сезонные, годовые и многолетние ритмы. Непосредственную причину этих ритмов они видели в Солнце. Постепенно появился интерес к Луне и ее фазам, от которых зависели затмения. Так, уже у древних халдеев были известны периоды «большой» и «малый» Сарос (первый – длительностью 18-19 лет, второй – 9-10 лет), игравшие в их религиозных обрядах, а через них и в жизненном укладе большую роль.
Условия обращения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли формируют закономерности взаимного положения этих трех небесных тел и большинство природных ритмов Земли. Они приводят к периодической изменчивости в условиях облучения Земли солнечной радиацией и интенсивности приливообразующих сил, что, в свою очередь, влияет на состояние всех элементов географической среды.
Ритмы изменчивости параметров взаимного положения Земли, Солнца и Луны по своему происхождению обладают свойствами «периодов», т.е. возникают в весьма точных пределах времени и каждый – в пределах одной амплитуды по мощности его воздействия на Землю. Они определяют условия охлаждения и потепления высоких широт земного шара, с чем, в свою очередь, связаны некоторые ритмы развития оледенения, а также крупные климатические колебания.
Другой фактор возникновения ритмических природных процессов – это солнечная активность, приводящая к изменению мощности колебаний коротковолновой ультрафиолетовой радиации Солнца. Один из хорошо известных и изученных циклов солнечной активности – 11-летний, амплитуда которого колеблется от 7-14 лет. Циклы и ритмы, возникающие и повторяющиеся в виде некоторых временных волн, ритмично влияют на биосферу. От них зависит периодичность землетрясений, вулканических извержений, изменений климата. Климатические волны, с которыми связано потепление и похолодание в течение ряда лет, приводили то к пересыханию рек и озер, то к наводнениям. В биологическом мире ритмический характер климата проявлялся в изменении ландшафтов. По мере развития цивилизации и повышения уровня знаний человек обращал все большее внимание на ритмичность природных явлений, стремясь научиться их предвидеть и предотвратить неблагоприятные последствия.
Наша Галактика – скопление звезд и газовых туманностей спиралеобразного вида, в одном из рукавов которого вращается Солнце, как рядовая желтая звезда. Галактика имеет форму диска с утолщением по центру с диаметром диска около 3х104парсек: она находится в постоянном вращательном движении
В одном из рукавов Галактики (созвездие Стрельца) вращается вокруг галактического ядра Солнце со скоростью 247 км/сек и совершает полный оборот за 176 млн. лет. Солнце находится на расстоянии около 104 парсек от центра Галактики. Центр Галактики почти постоянно скрыт от нас облаками межзвездной пыли. Огромные спиральные ветви содержат наиболее горячие и яркие звезды, а также массивные и газовые облака.
Галактика – колоссальная звездная система. В ней существует поток космических лучей, направленных из густо заселенного звездами центра к краям вдоль магнитных силовых линий в открытый космос. На этом пути поток галактических космических лучей, следуя магнитным силовым линиям Галактики неизбежно проходит через Солнечную систему и возвращается обратно, при этом частично передавая другим галактикам свою энергию в открытом космосе.
По данным известного российского астронома П.П. Паренаго, галактический год длится 212 млн. лет, однако геологов больше интересует другой период – 176 миллионов лет. Дело в том, что орбита Солнца (эллиптическая, с перигалактием – моментом наибольшего сближения Солнца с центром Галактики и апогалактием–моментом максимального удаления) оказалась весьма непростой. Сама плоскость этой орбиты как бы вращается навстречу движению Солнца. Из-за этого, покинув перигалактий, Солнце придет в него снова не через полный галактический год, а раньше – через 176 млн. лет.
Итак, раз в 176 миллионов лет Солнце вместе со всей своей планетной семьей приближается к центру Галактики, проходит через пространство, более насыщенное звездами, межзвездной материей, магнитными полями, космическими лучами. Таким образом, Солнце подвергается волновым импульсам воздействия галактической плазмы, исходящей из галактического ядра, и вращающихся газово-пылевых облаков межзвездной материи. Это регулирует солнечную активность, и, соответственно, проявляется в виде геомагнитных возмущений, в геофизических, гидродинамических и биофизических процессах атмосферы над северным и южным полушариями и изменениях климата в целом.
Очередное максимальное (хотя и не такое уж близкое) сближение Солнца с центром Галактики наступит через 12 млн. лет. Это значит, что через 12 млн. лет Солнце окажется под более сильными пульсирующими потоками галактической плазмы. К такому состоянию оно будет идти постепенно в течение 10 млн. лет.
Солнце, погружаясь в моменты перигалакгиев в самую гущу нашей звездной системы, попадёт в гораздо более мощные поля электромагнитных сил и сил тяготения, чем те, которые воздействовали на него в дальних частях орбиты.
Близость Солнца к галактическому ядру усилит приливные воздействия непосредственно на планеты. Сейчас Земля обращена к центру южным своим полушарием. И именно в южном полушарии Земли находится самый высокий её материк – Антарктида. Через четверть галактического года центр Галактики будет над экватором Земли. Его приливная сила будет то складываться с приливными силами Луны или Солнца, то вычитаться из них. Пройдет еще один галактический сезон – и центр Галактики окажется над северным полушарием Земли.
Фигура Земли вынуждена будет подстраиваться к изменяющимся условиям каждую четверть галактического года, то есть каждые 40–50 млн. лет. Именно с этими циклами связаны отдельные фазы большого горообразовательного процесса и изменения климата Земли.
Плоскость орбиты Солнца не совпадает с плоскостью Галактики. Значит, только дважды в галактический год Солнце попадает точно на эту плоскость. Это очень важно, ибо Галактика – очень плоское образование, вроде блина, и, чуть-чуть удаляясь от этой плоскости Солнце довольно резко меняет среду обитания, звездная плотность колеблется, поэтому в ритмах влияния Галактики на земные процессы следует учитывать и периоды, равные половине галактического года (80-100 млн. лет).
Главная часть космических лучей приходит к нам из галактического ядра (созвездие «Стрелец»). Некоторые частицы, самые энергичные, – метагалактического происхождения. В максимумы солнечной активности Солнце после мощных хромосферных вспышек наводняет всю планетную систему своими собственными, малоэнергичными, но изобильными космическими лучами. Околосолнечный космос становится опасно радиоактивным для космонавтов. Поэтому вспышки – это серьезная угроза межпланетному сообщению.
Но все ли вспышки одинаково опасны? Если бы это было так, то в годы максимума одиннадцатилетнего ритма солнечной деятельности космос был бы просто закрыт для всяких полетов. Годы тщательных наблюдений на десятках космостанций планеты показали, что особо опасные потоки солнечных космических лучей приходят в окрестности нашей планеты только в одном случае, если вспышка произошла в западной части солнечного диска.
Силовая линия Солнце – Земля всегда начинается на западном краю светила и подходит к планете, изогнувшись в пространстве плавной дугой.
И сейчас, зная все это, ученые безошибочно могут предсказать, насколько опасна та или иная вспышка для космонавта. Большое значение имеет 18-часовая вариация потока космических лучей. Стройная картина магнитной солнечной короны со спиралями силовых линий соответствует реальному околосолнечному пространству.
Солнечный ветер – поток заряженных частиц от Солнца вместе с «пузырьками» – дефектами, нарушениями регулярного, однородного магнитного поля дует то ровно, то порывами от Солнца в период появления солнечных вспышек, стремясь при этом двигаться не по спирали, а напрямик, по радиусу.
Секторная структура межпланетного магнитного поля (ММП). Выделено 4 сектора с различным направлением ММП, показанным стрелками. Маленькой стрелкой показано направление вращения Солнца.
Солнечный ветер выдувает галактические космические лучи, оттесняя их на задворки планетной системы тем дальше, чем он сильнее. Но вот его напор ослабевает, и упругая граница между ослабевшим солнечным ветром и напирающим галактическим фоном космического излучения начинает возвращаться к Солнцу. Возникает сравнительно медленный поток космических лучей. Он, медлительный и неуверенный, уже обязательно течет вдоль магнитных силовых линий солнечного магнита.
Поскольку магнитные силовые линии имеют спиральный вид, галактические космические лучи идут к Солнцу не прямо, а под углом, причем этот поток можно разложить на две составляющие.
Образование вспышечной ударной волны представлено на рисунке. Одну составляющую, направленную к Солнцу, почти полностью уравновешивает ослабевший, но все же дующий навстречу солнечный ветер. А вторая составляющая, направленная по окружности с запада на восток, вслед за вращением Земли, образует суточный ритм космических лучей.
Космические лучи, представляющие собой потоки электрически заряженных высокоэнергичных частиц, разгоняются до скоростей, близких к скорости света, и приобретают огромную энергию в гравитационных и магнитных волнах. Вращаясь вокруг галактического ядра, звезды оказываются то в положительном, то в отрицательном знаке межзвездного магнитного поля Галактики. Это приводит к инверсии магнитных полей звезд и формирует в них ритмическую цикличность в излучении.
Все процессы жизнедеятельности человека протекают циклично. Человек испытывает ритмы сердца, дыхания, ритмично двигается при ходьбе, беге, танце. Любая деятельность связана с ритмичными движениями, то есть с повторами. Важнейшие признаки ритма – это повторяемость явлений, элементов или форм, закономерность их чередования.
День, ночь, день, ночь… Зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето, осень, зима… Одно время года сменяется другим, затем все повторяется вновь и вновь. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Временной ритм связан с качественными изменениями в человеке, его физическим состоянием, а также с повышением духовного и умственного уровня. Любая личность находится в системе развития всего человечества, живущего на Земле, а Земля в свою очередь является частью Вселенной, которая также имеет свое развитие и движение, то есть определенный ритм. Физиологи и психологи установили, что человек реагирует не только на свои собственные ритмы, но и способен усваивать ритмы, идущие извне. При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма и адаптируется к нему. Процесс усвоения ритма довольно сложен, он протекает как на уровне врожденных безусловных рефлексов, так и условных, приобретаемых человеком на протяжении всей жизни. Современные научные исследования доказывают, что ритм признается раздражителем, формирующим эстетические чувства.
Наверное, поэтому и в примитивном искусстве встречаются композиции, в основе которых лежит ритм.
Расписывал ли художник керамику, резал ли деревянные изделия, шил ли иглой, стучал ли по наковальне – в основе всех этих процессов лежит «метр». Удар – время, удар – время… Элемент – пауза, элемент – пауза. Если ритм – это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения – «метр». Метричность – это равномерность в движении типа механического. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Ярким примером метрического ряда служит орнамент. Различные волнообразные и прямые линии, крестики, ромбики, кружочки и т. д. – все это определенная информация, которая выстраивается в полосе, на плоскости или на объеме, рождая тем самым орнаменты, смысл которых нам теперь по большей части не ясен. Но они до сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью.
Все течет, втекает, вытекает, все имеет свои приливы и отливы; все поднимается и падает; маятникообразное колебание проявляется во всем. Мера колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются.
Этот принцип заключает в себе истину, что во всем проявляется мера движения в одну и другую сторону, приток и исток; качание вперед и назад, маятникообразное движение - нечто подобное по типу движения отлива и прилива, высокого и низкого прилива, между двумя полюсами, которые существуют в соответствии с Принципом Полярности, описанным ранее.
Всегда существует действие и противодействие, продвижение и отход, подъем и спуск. Все это в действии Вселенной, звезд, миров, людей, животных, разума, энергии и материи. Этот закон проявляется в создании и разрушении (уничтожении) миров, в подъеме и упадке наций, в жизни всего и, наконец, в душевных состояниях человека именно по отношению Герметисты находят понижение Принципа наиболее важным. Герметисты схватили этот принцип, обнаружив его всемирную приложимость (универсальность), а также открыли определенные методы преодоления его последствий на них самих при помощи соответственных форм и методов. Они применяют мысленные законы нейтрализации. Они не могут полностью уйти от его воздействия или предотвратить его действие, но они научились отводить его действие до определенной степени, в зависимости от мастерства в этом принципе. Они научились пользоваться им вместо того, чтобы быть воспользуемыми им.
В этом, а также и в других сходных методах заключается искусство магов. Мастер магии поляризует себя в точке, где он желает покоиться, а затем нейтрализует различные колебания маятника, стремящегося его увести к другому полюсу.
Все индивидуумы, которые достигли некоторой степени само мастерства, делают это неопределенным образом, на определенном уровне более или менее бессознательно. Но Мастер делает это, сознательно используя свои желания, достигает равновесия и душевной стойкости, почти недоступной пониманию той части масс, которые качаются туда и сюда, как маятники. Этот Принцип полярности был глубоко изучен магами, и методы противодействия, нейтрализации и их использование образуют важную часть магической философии.
Вывод: ритм это одно из проявлений свойств выбранных магом для решения своих задач.
Свидетельство о публикации №219021400866