писАть рассказы, нельзя...

 
  Уважаемый читатель!Этот опус долго просился наружу, оформляясь то в эссе, то в рассказ, а то и вообще в наукообразное нечто,вроде прозы. Что в конце концов получилось - судите сами. А я так умываю руки.
 Эта моя так называемая "проза" вымученно родилась под впечатлением произведения господина Эсхаравеца "Как писАть прозу". Его обширное творение, по-видимому, предназначено для начинающих прозаиков, которым предлагается  руководствоваться десятью(10!) правилами, сформулированными автором.Не буду их цитировать - при желании,мой читатель, вы найдёте этот материал в "Прозе.ру" на странице автора и в полной мере насладитесь.

 Когда я прочитала пространное творение уважаемого Эсхаравеца, то подумала:
 -А зачем это надо учиться писАть прозу? Мы и так говорим прозой с самого детства!
 Помнится, ещё в 18 веке учитель объяснял недоумевающему Митрофанушке Простакову:
 -Всё, что не стихи, то и есть проза.
 
 Так что мы все с детства прозаики! Но не все из нас , конечно, могут писать художественную прозу. А некоторые думают, что пишут её. Бог им судья! Ведь не каждого Господь поцеловал в лобик при рождении! И не каждый может определить, есть ли в нём искра божия, о которой справедливо говорит г. Эсхаравец.
 
 Но ведь даже если ты и не осчастливлен талантом, ты вполне можешь научиться ясно излагать свои мысли, грамотно конструировать предложения и связывать их в текст  так, чтобы читатель легко и быстро воспринимал его содержание и  проникал в суть  мыслей автора.
 Читатель понял уже, что я не предполагаю здесь учить художественному мастерству.
 Моя задача гораздо скромнее.Хочу обратить внимание "прозарушной" общественности
 исключительно на техническую сторону дела. На уместность и оправданность использования слов  и словосочетаний. Ну, вот скажите на милость, что такое "повествовательный рассказ"? Или:""сеять благо и добро"? Или:"отзывчивость на участке заслужено отмечена"?Эти перлы принадлежат разным "прозарушникам".

 Я никого не собираюсь клеймить , но вслед за г. Эсхаравецем призываю
 всю нашу уважаемую пишущую братию поработать над элементарной грамотностью.
 Ну вот, например,дорогой мой читатель( а может быть, и коллега), вы не обращали внимание на то, что слова в предложении связаны между собой "семейными узами"?
И члены этой "семьи"подчиняются определённой иерархии: одни- главные, другие- второстепенные, зависимые. И тем , и другим отводятся определённые позиции. К примеру, подлежащее и сказуемое должны "жить" ближе к началу предложения и ,желательно,в непосредственной близости друг от друга.Ведь читатель инстинктивно связывает по смыслу именно близлежащие слова,(отсюда и глупость:"писать рассказы нельзя").А вот с второстепенным членом может произойти такая метаморфоза, что он становится смысловым центром, если его поставить в конце предложения.Тогда слово, оказавшись в сильной позиции,под логическим ударением, становится чуть ли не главнее главных членов.

  Что происходит, если не учитываются эти "семейные отношения", продемонстрировал
 г. Эсхаравец в первом же предложении своего текста. Автор пишет:
- -По-моему,научить кого-то, у кого нет искры божией,писать рассказы,нельзя.

При первом прочтении предложения возникает недоумение: почему писать рассказы нельзя? Читаем предложение ещё раз, и мысль автора проясняется. Оказывается,
имеется в виду следующее:
-Нельзя научить писать рассказы того, у кого нет искры божией.
Ясность наступила тогда, когда "члены семьи" заняли надлежащее место. Три главных
 слова, составляющие сказуемое, счастливо встретились в положенном по статусу месте - в начале главного предложения. А логический центр ("искры божией")устроился в конце придаточного предложения.Все довольны и счастливы: и автор, и читатель.

 Надеюсь, читатель простит мне назидательную интонацию. Эта болезнь неизлечима, имя ей - учительский синдром.Он проявляется , когда я вижу убогие тексты, нашпигованные всякого рода ошибками.Одно из его проявлений - стремление всё сверять по справочникам, по учебникам.Особая слабость-книги по стилистике и редактированию литературных текстов.

 Особо чтимая и любимая книга- это подаренная когда-то очень давно моим учеником
книга Джозефа Уильямса "Стиль.Десять уроков для начинающих авторов" в переводе Андрея Станиславского. Спасибо им!
 А нам всем, пишущим в "Прозе.ру",постоянного самосовершенствования.


Рецензии
Да, возьмем на вооружение советы добрые прозаика великого нам, сирым, начинающим! Спасибо.

Юрий Сычев 2   09.03.2019 19:19     Заявить о нарушении