Надлом. Часть 2. Глава 50
Ура! Наконец-то Зойке разрешили работать на колхозном покосе. Примерно пять рублей получали подростки за сезон. А это целое сокровище. Ника удивилась Зойкиному желанию работать в колхозе. Там не только весело, но и нужно целый день на жаре грести сено. Она не любила ни домашний покос, ни колхозный. Лора, та вообще сказала, что никогда не будет жить в деревне. Старших дочек отец брал на сенокос лет с тринадцати. На покос уезжали рано утром по росе, пока солнце не подсушит траву. А траву только тронешь, как с нее рой мошки поднимается. Спастись от гнуса было невозможно. Мошка набивалась в нос, в глаза, под платок, кусая все открытые участки тела. Не помогала ни репудиновая мазь, ни платки, которые повязывали на голову, оставляя одни глаза. А отец покажет в первый день, как косу держать правильно, и вся учеба. У него попробуй не научись! Поставит впереди себя и приговаривает: «Быстрей, быстрей, а то пятки обрежу». Алена ругается, что не дает отдыха детям, а он неумолим. Единственное время отдыха был обед, на котором можно было даже подремать.
Один раз Зойку взяли на остров грести сено, когда ей было лет десять-одиннадцать. Грести – не косить. Переплавились через реку на большой лодке. Солнце сделало свое дело, хорошо подсушило скошенную траву. Лора с Никой, переглянувшись, что-то задумали. Пока мать ходила смотреть вчерашние копны, а отец готовил грабли, они отправились на берег реки.
- Зоя, иди сюда, покажу, как правильно грести сено, - позвала Лора. - Сгребешь тут, - показала она несколько прокосов на берегу протоки, - потом к нам придешь.
- Тут работы тебе, до обеда не управиться, - добавила Ника.
Они еще не знали, с кем связались! Зойка осмотрела свой редут и засмеялась:
- Работы тут на час не больше.
И, почти бегом, принялась грести сено. Счастливая, что быстро управилась, Зойка собралась идти к сестрам, как увидела через некось еще несколько прокосов. Только тронула граблями траву, как руку что-то обожгло, и рой ос закружился рядом. Обида на сестер была такой сильной, что она даже не проронила ни слезинки. Вернувшись на стан, где обычно обедают, Зойка уселась на согнутую березу.
- Ника, сходи, позови Зою копну топтать, - отправила Алена дочь.
- Зайка, иди к нам, - издалека позвала она сестру, - пора копну топтать.
Зойка даже не повернулась к ней. Ника подошла и тронула ее за плечо.
- Мамка сказала, чтобы ты шла к нам, будешь копну топтать.
- Тебе надо и топчи, - ответила Зойка.
- Так ты идешь или нет?
- Не пойду. Без меня гребите. Вы знали, что там гнездо осиное и специально отправили меня на берег грести.
Нике стало не по себе. В обед Алена укоризненно посмотрела на старших дочек, подошла к Зойке.
- Покажи руку, - сказала она.
Зойка молчала.
- Надо жало вытащить.
Зойка протянула руку. Черная точка, как в подушке, примостилась на руке. Мать, вытащила жало, сняла косынку и, намочив ее в холодной воде, замотала кисть. Так и просидела Зойка до вечера. Никто не смог ее уговорить работать, даже отец.
Сегодня в первый раз Зойка едет на колхозный покос. Галка ей призналась, что ездит на колхозный покос из-за Петьки, в которого, по ее словам, она, кажется, влюбилась. Зойка знала про боевое крещение новичков, которых сбрасывали с парома в речку, но желание работать на колхозном покосе оказалось выше страха перед водой. Первым рейсом перевозили машину, а потом людей и бригадира с конем, т.е. Зойкиного отца. Правила перевоза выполнялись безукоризненно. Зойка упросила отца, чтобы он разрешил им подружкой переехать первым рейсом с машиной. В последний момент, когда паром тронулся с места, они с Галкой запрыгнули на него. Зойка показала язык Борьке, который обещал, что они с Петькой ее искупают.
Митрий громко зачитывал списки, распределяя колхозников по рабочим местам. Зойку с подружкой прикрепил к машине, которая подвозит сено к зародам, мужики прямо с машины завершали зарод. Подгребая остатки сена в кучки, подружки проработали без продыху до обеда. Обедали под раскидистыми кустами черемухи. Женщины после обеда шли на болото собирать морошку. Молодежь купалась в протоке, на берегу которой раскинулся стан. Мужики курили, просто отдыхали под шатром раскидистой черемухи. Петька с Борькой решили не отступать от задуманного плана, провести обряд «новичка». Подкравшись сзади, они схватили Зойку и с размаху бросили с обрыва в воду. Хорошо, что там было не глубоко и Зойка, встав на ноги, позвала подругу:
- Галь, прыгай, вода нормальная!
- Мартышки бессовестные, - ругалась тетя Валя, когда они в мокрых платьях вылезли на берег.
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/02/17/385
Свидетельство о публикации №219021501181
Спасибо, Любочка!
Мила Стояновская 14.02.2023 06:10 Заявить о нарушении
С теплом,
Любовь Голосуева 14.02.2023 11:21 Заявить о нарушении