Борис Кудояров

Борис Кудояров
Родился в 1898 году в Ташкенте. Окончил дореволюционную гимназию. В 1917-1920 годах служил в Красной Армии. Будучи фотолюбителем, стал активно снимать спортивные соревнования. В 1925 году начал работать фоторепортером в журнале "Физкультура и спорт", с 1926 года трудился в агентстве Руссфото, впоследствии - Унионфото, с 1931 года - фотокорреспондент агентства Союзфото. Здесь  диапазон его съемок существенно расширился: стройки пятилеток, заводы, рабочие коллективы. Критика отмечала достоинства его фоторепортажей.

Участник группы "Октябрь", работал вместе с А.Родченко, Б.Игнатовичем, Е.Лангманом. В 1933 году становится  фоторепортером газеты "Известия", а через несколько лет - "Комсомольской правды". В годы Великой Отечественной войны он военный фотокорреспондент этой газеты. Провел 900 блокадных дней в Ленинграде, его снимки о героической обороне города регулярно публиковались в центральных изданиях. Ленинградский цикл Б.Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа. В послевоенные годы трудился фотокорреспондентом "Комсомольской правды", отдела печати ВДНХ (Выставки достижений народного хозяйства). Участник многих отечественных и зарубежных фотовыставок: награжден орденами и медалями. Погиб в творческой командировке в Среднюю Азию в 1973 году в автокатастрофе.


Фотографии Кудоярова — не просто протокол событий. Для его работ характерны сложные изобразительные решения и выверенная завершенность композиции, отражающей суть изображаемого события. «Поэтика документальности» в его произведениях создается благодаря использованию пространственных композиций, включению главных персонажей в активную среду и использованию окружения и деталей для наращивания эмоционального заряда

http://photo-study.ru/event/06-02-13/16230


Выставка Бориса Кудоярова «Лицо Блокады»
Санкт-Петербург, 18.01.2013 — 18.03.2013
Выставка Бориса Кудоярова «Лицо Блокады»
РОСФОТО представляет выставку Бориса Кудоярова «Лицо Блокады».

Выставка, представленная в залах Дома Кино, приурочена к 70-летию прорыва блокады Ленинграда (18 января 1943 года).

В экспозицию вошли двадцать работ из «Ленинградской серии» Бориса Кудоярова. Серия была подготовлена автором к публикации в 1970 году и объединила снимки блокадного города 1941–1944 годов.

В личной фототеке Кудоярова около 3 000 кадров, посвященных блокаде. Тематические разделы архива охватывают все 900 грозных дней: «Первые дни блокады», «Полуостров Ханко», «Тяжелые дни блокады», «Ижорский и Кировский заводы», «Активная оборона», «Тыл — фронту», «Ладога — Дорога жизни», «Прорыв блокады» и многие другие. Это поистине фотолетопись, хранящая события тех дней и рассказывающая о них последовательно и детально. Сам фотокорреспондент считал, что «...снимать нужно как можно больше. Ведь кроме узловых кадров необходима еще и обстоятельная, подробная хроника событий. Ее обязан вести каждый репортер, ибо он ответственен за то, чтобы событие было сохранено для людей. Когда-нибудь они будут благодарны за такой документально точный рассказ о давно прошедшем...».

Фотографии Кудоярова — не просто протокол событий. Для его работ характерны сложные изобразительные решения и выверенная завершенность композиции, отражающей суть изображаемого события. «Поэтика документальности» в его произведениях создается благодаря использованию пространственных композиций, включению главных персонажей в активную среду и использованию окружения и деталей для наращивания эмоционального заряда. Стилистика этих решений — прямой и естественный отклик фоторепортера на происходящее.

Борис Кудояров создал документальную фотоповесть о беспримерном мужестве ленинградцев и страшных подробностях блокадного быта, в то время, когда смерть стала чем-то обыденным. Перед подобными снимками совершенно неуместно размышлять о мастерстве фотографии, на них запечатлены самые тяжелые дни блокады.

Выставка «Лицо Блокады» — это дань памяти и уважения ленинградцам, чья жизнь оборвалась или проходила в трудные годы войны.

Добавлено: 06.02.2013. Источник: rosphoto.org
Министерство культуры Российской Федерации
Правительство Ленинградской области
Комитет по культуре Ленинградской области
ГБУК ЛО “Музейное агентство”
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
ВЫСТАВКА «ЛИЦО БЛОКАДЫ В ФОТОГРАФИЯХ БОРИСА КУДОЯРОВА»

28 января 2014 года в 15.00 в выставочном зале «Смольный» (ул. Смольного, 3) состоится открытие выставки «Лицо Блокады в фотографиях Бориса Кудоярова».

Борис Павлович Кудояров (1898 — 1973), в годы войны — корреспондент «Комсомольской правды», провел 900 блокадных дней в осажденном городе, создал серию из 3000 кадров “Ленинград. Блокада”, вошедшую в историю военной фотожурналистики. Документы и фотоработы мастера легли в основу многочисленных изданий, посвященных героической борьбе за Ленинград.

Серия фотографий «Ленинград. Блокада» из личного архива Б. П. Кудоярова разделена на тематические циклы, посвященные трагедии великого города: «Первые дни блокады», «Полуостров Ханко», «Тяжелые дни блокады», «Ижорский и Кировский заводы», «Активная оборона», «Тыл – фронту», «Ладога – Дорога жизни», «Прорыв блокады» и многие другие. Сам фотокорреспондент считал, что «…снимать нужно как можно больше. Ведь кроме узловых кадров необходима еще и обстоятельная, подробная хроника событий. Её обязан вести каждый репортер, ибо он ответственен за то, чтобы событие было сохранено для людей. Когда-нибудь они будут благодарны за такой документально точный рассказ о давно прошедшем…».

Основу выставки составляют работы из коллекции РОСФОТО. Это “Ленинградская серия”, отобранная мастером для фотоальбома, изданного в 1970 году.

Эти работы – документальная фотоповесть о беспримерном мужестве ленинградцев, тяжелых моментах блокадного быта. Разглядывая снимки, совершенно неуместно размышлять о мастерстве фотографии.

Выставка – дань памяти и уважения ленинградцам – тем, кто погиб, и тем, кто выжил. Всмотритесь в лица людей, сохранивших для нас великий город.

Время работы выставки: ежедневно с 11.00 до 17.00.
Адрес выставочного зала «Смольный»: ул. Смольного, 3.
Телефон для справок: 579-63-36, 576-66-52, 579-57-22



Источник:
Борис Кудояров
КоллекцияВиртуальный музейВеликая Отечественная война глазами военных фотокорреспондентовБорис Кудояров
Во время бло­ка­ды, бу­дучи во­ен­ным кор­ре­спон­ден­том «Ком­со­моль­ской прав­ды», Борис Ку­до­я­ров про­ра­бо­тал все 900 дней в окру­жен­ном го­ро­де, в пер­вом эше­лоне — вме­сте с во­и­на­ми-за­щит­ни­ка­ми Ле­нин­гра­да. На ос­но­ве до­ку­мен­тов и фо­то­ра­бот Бо­ри­са Ку­до­я­ро­ва на­пи­са­ны и ил­лю­стри­ро­ва­ны мно­гие книги, по­свя­щен­ные ге­ро­и­че­ской борь­бе за Ле­нин­град. «Ле­нин­град­ский цикл» Ку­до­я­ро­ва вошел в клас­си­ку во­ен­но­го фо­то­ре­пор­та­жа.

В лич­ной фо­то­те­ке Ку­до­я­ро­ва около 3000 кад­ров, по­свя­щен­ных бло­ка­де. Те­ма­ти­че­ские раз­де­лы ар­хи­ва охва­ты­ва­ют все 900 гроз­ных дней: «Пер­вые дни бло­ка­ды», «По­лу­ост­ров Ханко», «Тя­же­лые дни бло­ка­ды», «Ижор­ский и Ки­ров­ский за­во­ды», «Ак­тив­ная обо­ро­на», «Тыл — фрон­ту», «Ла­до­га — До­ро­га жизни», «Про­рыв бло­ка­ды» и мно­гие дру­гие. Это по­и­стине фо­то­ле­то­пись, хра­ня­щая со­бы­тия тех дней и рас­ска­зы­ва­ю­щая о них по­сле­до­ва­тель­но и де­таль­но.

Сам фо­то­кор­ре­спон­дент счи­тал, что «…сни­мать нужно как можно боль­ше. Ведь кроме уз­ло­вых кад­ров необ­хо­ди­ма еще и об­сто­я­тель­ная, по­дроб­ная хро­ни­ка со­бы­тий. Ее обя­зан вести каж­дый ре­пор­тер, ибо он от­вет­стве­нен за то, чтобы со­бы­тие было со­хра­не­но для людей. Когда-ни­будь они будут бла­го­дар­ны за такой до­ку­мен­таль­но точ­ный рас­сказ о давно про­шед­шем…».

Фо­то­гра­фии Ку­до­я­ро­ва — не про­сто про­то­кол со­бы­тий. Для его работ ха­рак­тер­ны слож­ные изоб­ра­зи­тель­ные ре­ше­ния и вы­ве­рен­ная за­вер­шен­ность ком­по­зи­ции, от­ра­жа­ю­щей суть изоб­ра­жа­е­мо­го со­бы­тия. «По­э­ти­ка до­ку­мен­таль­но­сти» в его про­из­ве­де­ни­ях со­зда­ет­ся бла­го­да­ря ис­поль­зо­ва­нию про­стран­ствен­ных ком­по­зи­ций, вклю­че­нию глав­ных пер­со­на­жей в ак­тив­ную среду и ис­поль­зо­ва­нию окру­же­ния и де­та­лей для на­ра­щи­ва­ния эмо­ци­о­наль­но­го за­ря­да. Сти­ли­сти­ка этих ре­ше­ний — пря­мой и есте­ствен­ный от­клик фо­то­ре­пор­те­ра на про­ис­хо­дя­щее. Борис Ку­до­я­ров со­здал до­ку­мен­таль­ную фо­то­по­весть о бес­при­мер­ном му­же­стве ле­нин­град­цев и страш­ных по­дроб­но­стях бло­кад­но­го быта, в то время, когда смерть стала чем-то обы­ден­ным.

Во время блокады, будучи военным корреспондентом «Комсомольской правды», Борис Кудояров проработал все 900 дней в окруженном городе, в первом эшелоне — вместе с воинами-защитниками Ленинграда. На основе документов и фоторабот Бориса Кудоярова написаны и иллюстрированы многие книги, посвященные героической борьбе за Ленинград. «Ленинградский цикл» Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа.

В личной фототеке Кудоярова около 3000 кадров, посвященных блокаде. Тематические разделы архива охватывают все 900 грозных дней: «Первые дни блокады», «Полуостров Ханко», «Тяжелые дни блокады», «Ижорский и Кировский заводы», «Активная оборона», «Тыл — фронту», «Ладога — Дорога жизни», «Прорыв блокады» и многие другие. Это поистине фотолетопись, хранящая события тех дней и рассказывающая о них последовательно и детально.

Сам фотокорреспондент считал, что «…снимать нужно как можно больше. Ведь кроме узловых кадров необходима еще и обстоятельная, подробная хроника событий. Ее обязан вести каждый репортер, ибо он ответственен за то, чтобы событие было сохранено для людей. Когда-нибудь они будут благодарны за такой документально точный рассказ о давно прошедшем…».

Фотографии Кудоярова — не просто протокол событий. Для его работ характерны сложные изобразительные решения и выверенная завершенность композиции, отражающей суть изображаемого события. «Поэтика документальности» в его произведениях создается благодаря использованию пространственных композиций, включению главных персонажей в активную среду и использованию окружения и деталей для наращивания эмоционального заряда. Стилистика этих решений — прямой и естественный отклик фоторепортера на происходящее. Борис Кудояров создал документальную фотоповесть о беспримерном мужестве ленинградцев и страшных подробностях блокадного быта, в то время, когда смерть стала чем-то обыденным.


Рецензии