Антиутопия Брэдбери как проекция современного мира

Есть книги, покоряющие воображение, не дающие тебе вздохнуть до тех пор, пока не дойдешь до самой последней страницы, невообразимо западающие в душу, крутящиеся в голове как любимые пластинки, беспрерывно цитирующие героев. В них содержатся истории, после прочтения которых, ты никогда не захочешь их отпускать и будешь возвращаться к ним раз за разом снова и снова, вновь вдыхая запах печати и наслаждаясь шелестом желтеющих страниц. В этих историях существуют герои, к которым привязываешься, которых любишь или ненавидишь, которых чувствуешь, которых видишь в каком-нибудь прохожем или себе самом, с которыми ведешь мысленные диалоги по ночам. Подобные книги я беспрекословно называю своими, хоть их написала и не я. Они для меня живые, родные, настоящие. Книги, которые не хочется отпускать.

Одной из таких книг является роман-антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Название - температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Брэдбери понадобилось куда меньше, чтобы зажечь мое сердце. В этой книге угадываешь любое время, в этой книге содержится и прошлое, и настоящее, и будущее. Она вне времени и почти вне нашего пространства, но кажется такой же пугающе близкой, как и Солнце. Это не только роман-предсказание не самого светлого и далеко не лучшего будущего, но и роман-предостережение, сигнал нашему миру задуматься, обвести взглядом реальность и начать действовать.

Несмотря на то, что действия романа происходят в альтернативном будущем, в нем легко угадывается наша современность, возможно потому, что то будущее, которое нам  описал Брэдбери, стало частью нашего прошлого и настоящего, хоть и в менее гиперболизированной его форме, а быть может это только le debut du bout - начало конца. Но именно это делает произведение таким реальным, именно из-за этого оно оставляет такой отпечаток и долго еще после прочтения занимает все мысли.

Сама идея сожжения книг, как известно, не была вымышленной, пришедшей вдруг в голову, она основана  или лучше даже сказать вдохновлена «акцией против негерманского духа», начавшейся в 1933, когда костру подверглись многие произведения, чьи авторы были названы государством «антинемецкими». Сам Брэдбери, как он писал в предисловии к 451 градусу, очень болезненно ее воспринимал. Уничтожение книг он сравнивал с убийством людей, ведь считал их одной плотью: «Разум ли, тело ли, кинутые в печь — это грех».

И вот в его произведении мы встречаемся с самым настоящим тоталитарным режимом, параллели которого легко проследить все в той же Гитлеровской Германии или даже в Сталинском Советском Союзе. Режим, когда человек не имеет права являться личностью со своими мыслями, идеями, стремлениями, взглядами, он лишь болтик в общем механизме государства, который с легкостью можно заменить. Так, Брэдбери сравнивает людей с бумажными салфетками, в которые сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую и так из раза в раз. Люди в антиутопии писателя не представляют никакой ценности так же, как и, скажем, граждане Северной Кореи, где до сих пор господствует тоталитарный режим, истории сбежавших из которой действительно поражают и заставляют усомниться, в двадцать первом веке ли мы живем, если подобное до сих пор творится в цивилизованном мире.
 
Но если Гитлер сжигал лишь книги неугодных авторов (Фрейда, Ремарка, Манна и прочих), а Сталин репрессировал лишь тех писателей, что по его мнению, или скорее по мнению «тройки», являлись врагами народа только по той причине, что критиковали власть или же просто попав под, что называется, горячую руку (Солженицын, Заболоцкий, Мандельштам и многие другие), то в антиутопичной Америке Брэдбери полному уничтожению подлежат абсолютно все произведения, которые были написаны, вплоть до Библии – одной из самых значимых книг в истории человечества. Этим роман одновременно и схож с реальностью и совершенно от нее отличается. Он извращает ее, гиперболизирует, не просто выявляет, но и выделяет огненно красным маркером все отрицательные моменты прошлого так, что они загораются яркими сигналами у нас в голове, не отпуская, заставляя задуматься, твердя свой завет не повторять чужих ошибок.

Может сожжение книг и тоталитарный режим кажутся нам далекими, но, как ни странно, гораздо больше параллелей этого романа связанно именно с настоящим. Телевизионные стены  со своими «родственниками», чьи вечные непрекращающиеся разговоры лишены всякого смысла; «ракушки», которые всегда торчат в ушах, заглушая весь остальной мир, отгораживая от звуков реальности; реклама, окружающая людей буквально повсюду и чуть ли не выскакивающая прямо перед их лицами; целые потоки пустой информации, которой людей кормят с лихвой, отвлекая от насущных проблем; вечная никогда непрекращающаяся спешка, которая все уносит, уносит, уносит в некуда. Ничего не напоминает? Разве не похоже это на, своего рода, проекцию, немного искаженную временем и иными терминами, нашего современного общества? Разве не ужасающе близко подобралась антиутопия к нашим реалиям и не получится ли так, что роман действительно станет настоящим пророчеством?

Ведь все чаще мы мчимся по трассе технологий, быстрее и быстрее, стараясь все успеть, не замечая, как жизнь смазывается, остается там, за окном. Нас окружают вечный шум, поток информации льется в уши ежеминутно, не оставляя в голове ничего, кроме неясного тяжелого осадка нереальности, поэтому, или же вопреки этому, мы,  подобно героям 451 градуса, затыкаем уши своими «ракушками», не желаем ничего слушать, познавать, размышлять. Мы закутываемся в кокон, сплетенный из: «Все образуется само собой» и «Это меня не касается». Мы игнорируем, откладываем на самый чердак сознания действительно важные вещи, зацикливаясь на мелочах. Порой мы не понимаем и даже не хотим разбираться в самом понятии, которая представляет собой жизнь.

Помимо этого, Кларисса говорила, что у людей больше нет времени друг на друга, что в ровной степени также является справедливым и для современного общества. Загруженные нескончаемой работой, которая либо удовлетворяет нашу корысть, либо является единственным способом выживания, вечно думающие о своих личных проблемах, которые разнятся в своих масштабах от  того, как сдать сессию и до того, как справиться с экономическим кризисом, тратящие время на нереальный цифровой мир, будь то видеоигры или просто зависания в социальных сетях, у нас совершенно не остается времени на обычные разговоры. Взаимодействия с людьми, такое вроде бы привычное, нужное, необходимое, начинает отходить на второй план, заменяясь смайликами, скрывающими настоящие эмоции, набором сокращений и пустых текстов. Мы, проживая бок о бок с семью миллиардами человек, умудряемся оставаться одинокими.

Также как и у Брэдбери, нам порой, забивают голову самыми бесполезными в мире вещами. Чего только  стоит включить телевизор: извечные политики, досконально обсуждающие то, что изменить все равно не в силах; крикливые передачи, где люди из глубинок неизвестно зачем выясняют кто кому мать и кто чей отец; бессмысленные, односюжетные, полные всевозможных клише сериалы; все те же не только не меняющиеся с годами, но оставляющие без изменений свой состав лица российской эстрады. Одним словом, лучше и не включать. А ведь множество людей действительно смотрят, поглощенные, зомбированные чудом современных технологий.  В кино вы также не найдите ничего нового, познавательного, культурного, лишь глупые комедии и кровавые боевики. Потому что популярностью обзаводятся, в большинстве своем, только разрекламированные, однотипные, простые, глупые и полные динамики вещи,  которые, - а современные писатели, режиссеры и другие так или иначе творческие люди вплоть до видеоблогеров с ютуба это знают, - и привлекают большие массы народа. А что нужно народу? Чего он жаждет? Да, как и всегда, лишь «хлеба и зрелищ», и это, кажется, никогда не меняется.

Разумеется, все еще не настолько плохо и обществу еще далеко до того культурного и морального дна 451 градуса, но отрицать то, что, порой, мы слишком рьяно к нему стремимся, влекомые то ли его привлекательностью, этой альтернативой всеобщей равности и мнимого счастья, то ли силой притяжения, никак нельзя. Но никогда не стоит обобщать и говорить за всех, потому что всегда существовали и будут существовать клариссы, любящие, готовые познать и обнять весь этот мир, каким бы уродливым он не казался на первый взгляд; монтэги, готовые, наконец, раскрыть глаза, возразить системе, воспротивиться ей, рискнуть жизнью ради идеи, фаберы (как мне кажется – многие из нас), не в силах ничего предпринять, тихо выжидающие своего часа, ровно как и битти, побывавшие на обеих сторонах и допустившие ошибку в выборе правильной. Всегда будут существовать люди, читающие книги, даже если другие будут эти самые книги жечь.

Потому что нет ничего приятнее, чем взять книгу, которая старше тебя на несколько десятков лет, в руки и ощутить целую историю кончиками пальцев. Нет ничего удивительнее, нежели чем  погрузится в совершенно иной, волшебный, завораживающий мир, сотканный из самых обычных слов и воображения. Нет ничего интереснее чтения сквозь строки, когда, взрослея, видишь перед собой не только сюжет произведения, но и старательно заложенный в него смысл. Нет ничего значимей того, чтобы писать самому, оставлять свой маленький, с первого взгляда незаметный отпечаток на вехе истории, пытаться донести до кого-то свои мысли, заставить задуматься, научить чему-нибудь важному, вложить искру огня, черпаемого из самого сердца, прямо в руки читателя, зажечь и его тоже.

Так и Брэдбери передал мне эту свою искру, как по эстафете, чтобы и я зажглась, чтобы и я разнесла этот огонь по миру, так же вложила его в разумы других людей. Поэтому, остается только действовать, жить, чувствовать, учиться на чужих ошибках, кричать миру, что не все потеряно, что есть и будет еще множество других шансов, возможностей все изменить, остается только, как поется в одной песне, гореть, чтобы светить, разрезая темноту на части.

Этот мир и так летит со сверхзвуковой скорости к тому, чтобы назваться антиутопической реальностью, так зачем же усугублять, зачем же с испуганным возгласом ударятся вслед за ним? Чтобы предотвратить это безумие, этот космический полет с точкой назначения – черная дыра, нужно, прежде всего, начать с самого себя. Откройте глаза, посмотрите на мир с другой стороны, ведь он состоит не только из ежедневной рутины, бестолковых забот, ушедшего в некуда времени. Перед вами целая вселенная! Читайте, учитесь, познавайте! Выходите за рамки, не упускайте возможностей, достигайте целей! Создавайте, чувствуете, созидайте! Улыбайтесь, делитесь, любите!  Меняйте себя и мир к лучшему. И тогда, роман «451 градус по Фаренгейту» никогда не станет необратимым пророчеством, тогда растворятся все параллели, связывающие его с реальностью, тогда, возможно, мы станем хотя бы на грамм счастливее, чем мы есть сейчас.


Рецензии