Род. И. Гл. 2 Дети Алоиса Ч. 7-12 Стр. 10
КУРСОВ В САНКТ – ПЕТЕРБУРГЕ ВЫПУСК 1901 ГОДА
ИСТОКИ - РОДОСЛОВНАЯ ИРАИДЫ
(ПЕРЕИЗДАНИЕ – 2019 год)
ГЛАВА 1 МЕЙСТРИКИ
ЧАСТЬ 7-12 СТРАНИЦА 10
На 10-й странице АЛЬБОМА:
В верхней части размещены фотографии курсисток:
Слева от преподавателя – Н. Г. СЯРЕНКО
Справа от преподавателя – М. БЕЛЯВСКАЯ
В нижней части страницы:
Л. В. МАСЛЕННИКОВА,
И. Я. ГУЭ и
М. Н. БАУМАНЪ.
Как всегда – просмотрим по порядку фамилии курсисток...
Н. Г. СЯРЕНКО
В Санкт-Петербурге в 1900 годах жителей по фамилии СЯРЕНКО – не нашла.
Хотела посмотреть историю происхождения этой фамилии. Нашла фамилию – СИРЕНКО, а САРЕНКО – тоже не встретила… ?
М. БЕЛЯВСКАЯ
В альбоме не проставлено отчество курсистки, поэтому не можем искать отца этой курсистки по начальной букве имени.
Но, как мы уже убедились, многие курсистки учившиеся на этих курсах были дочерьми известных родителей. Поэтому, встретив фамилию Мячеслава Карловича БЕЛЯВСКОГО, (как возможный вариант) я могу предположить, что его дочь могла учиться на элитных женских педагогических курсах…
БЕЛЯВСКИЙ МЕЧИСЛАВ КАРЛОВИЧ
Дворянин Мечислав Карлович Белявский в феврале 1895 года стал владельцем фотоателье в доме 32-34 на Невском проспекте.
В мае 1899 года фотограф получил разрешение на съёмку внутренних видов Императорского Эрмитажа. Многие из этих работ знакомы нам по известной серии карточек для стереоскопа.
Фотографический павильон на 4-м этаже дома принадлежавшего Римско-католической церкви Св.Екатерины был построен в 1882 году и до 1894 года в нем работала мастерская Константина Александровича Шапиро. В конце 1894 года старый павильон был демонтирован, рядом был построен новый, большей площади.
28 июня 1908 года в мастерской Белявского случился сильный пожар после которого фотоателье в доме 32-34 на Невском проспекте было закрыто.
stereoscop.ru
Оказалось – однофамильцев с фамилией – Белявский много.
Приведу коротко рассказанное о некоторых из них…
Все – интересные люди. И каждый из них является составляющим чьей-то родословной…
БЕЛЯВСКИЙ КАПИТОН ВАСИЛЬЕВИЧ
drevo-info.ru›
Капитон Васильевич Белявский (1834 - 1912), протоиерей, магистр богословия, духовный писатель.
Родился в 1834 году в семье священника Смоленской епархии Василия Яковлевича Белявского и его супруги Марии Даниловны.
В 1853 году окончил Смоленскую духовную семинарию по I разряду [1], в 1857 - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, с предоставлением права на степень магистра по выслуге двух лет в духовно-учебном ведомстве.
С 1858 года преподавал в Санкт-Петербургском Александро-Невском духовном училище.
В 1860 году был утвержден в степени магистра богословия за сочинение "О присяге".
8 апреля 1861 года был рукоположен во священника к церкви св. Спиридона Тримифунтского при Елизаветинском институте, состоял законоучителем Института.
В 1863 - 1876 годах начальницей Института была княгиня Софья Николаевна Голицына. По словам историка заведения В.И. Срезневского, она обладала высокими нравственными убеждениями, которые умела вселить и в души воспитанниц.
"Замечательным сотрудником" Софьи Николаевны в этом деле стал отец Капитон, "имевший громадное нравственное влияние на воспитанниц: в своих поучениях и на уроках он развивал в детях глубокое понимание истинной Христианской любви. У него на уроках не было неуспевающих: стыдно было не учиться у любимого батюшки-законоучителя".
При нем ампирный иконостас храма с иконами, имевшими "характер изображения католического", был заменен на новый, "белый с золотом", с образами "писанными в византийском вкусе, прежние иконы отосланы в западный край". В.И. Срезневский упоминает отца Капитона в числе служивших в разное время отцов-законоучителей Института, которые "возвысили религиозное воспитание и благолепие церковной службы".
В 1865 году овдовел.
С 1872 года - законоучитель Морского кадетского корпуса и настоятель домового храма свт. Павла Исповедника. В 1873, 1874, 1882 и 1884 годах был в плаваниях учебной эскадры Морского корпуса.
Состоял депутатом на епархиальных съездах в 1874, 1875, 1876 годах.
В 1876 году был возведен в сан протоиерея. С этого же года состоял помощником благочинного Василеостровского округа.
С 1882 года - законоучитель ремесленной школы императора Александра II в память 19 февраля 1880 года Санкт-Петербургского Женского патриотического общества, с 1886 года - член Совещательного Совета общества.
С конца 1890-х годов упоминается членом ревизионной комиссии Попечительства о воспитании и учительстве в России и Общества потребителей для моряков "Бережливость".
1 сентября 1906 года оставил службу в домовом храме Павла Исповедника.
В 1909 - 1911 годах упоминается заштатным протоиереем собора Андрея Первозванного. Последние годы жизни проживал по адресу: 14-я линия Васильевского острова, д. 3.
Скончался 3 декабря 1912 года от воспаления лёгких. Погребен на Митрофаниевском кладбище Санкт-Петербурга.
Семья
Жена - Вера Васильевна (ок. 1837 - 29 мая 1865)
Дочь - Елена (род. 1 февраля 1862)
Награды
• орден св. Владимира IV степени
• орден св. Владимира III степени (8 июля 1896)
• наперсный крест с драгоценными украшениями из кабинета Его Величества
• орден св. Анны I степени (14 апреля 1905)
• золотой наперсный крестом с драгоценными украшениями из Кабинета Его Величества (14 апреля 1907, за 35-летнюю деятельность при Морском Корпусе)
• палица
Капитон Васильевич тоже может претендовать на роль дедушки нашей курсистки.
БЕЛЯВСКИЙ ЕГОР ВАСИЛЬЕВИЧ
wiki.sc›
Родился в 1838 году в относительно небогатой семье. Окончив в 1861 году кандидатом историко-филологический факультет Московского университета, как «казённокоштный студент», он был направлен на «Педагогические курсы» по русскому языку при 2-й московской гимназии, где его учителями стали филологи Ф. И. Буслаев и Н. С. Тихонравов.
В 1862—1864 годах он преподавал словесность во 2-й военной гимназии, а затем русский язык в младших классах 1-й московской гимназии.
Как впоследствии вспоминал Белявский:
«В то время положение учителя русского языка в старших классах гимназии считалось весьма почетным, вообще звание «старшего учителя» тогда почиталось, но особенно имело значение положение старшего учителя русского языка. Этот предмет считался в то время безусловно главным в гимназии. Это была первая скрипка в оркестре педагогической корпорации; считалось, что на этом предмете главным образом ученики получают свое образование и патриотическое воспитание. Для этого, конечно, были и есть свои серьезные основания. Поэтому получить в Москве место учителя русского языка и словесности было нелегко, вакансии эти открывались редко.»
Такую должность ему удалось получить в 1864 году в Тверской гимназии, а через полгода он получил место преподавателя словесности в только что открытой 5-й московской гимназии, где оставался до 1883 года.
В это время на основе собственных уроков им было подготовлено несколько учебных пособий; в 1869 году была напечатана его «Теория словесности», выдержавшая до 1900 года восемь изданий; в 1875 году — «Этимология древнего церковнославянского и русского языка, сближенная с этимологией языков греческого и латинского» (9-е изд., доп. — URSS, 2009. — 224 с. — ISBN 978-5-397-00494-7); в 1881 году — «Метод ведения сочинений в старших классах гимназий с приложением тем и сочинений». Его учениками были Владимир Соловьев, Николай Кареев, Сергей Корсаков, братья Самарины. В 1870-х годах он сотрудничал в «Филологических записках».
Также Белявский преподавал в Московском коммерческом училище.
В 1878 году он серьёзно заболел и для окончательной поправки здоровья отправился на Рижское взморье. На московского педагога произвели сильнейшее впечатление аккуратность и воспитанность местных жителей. Здесь С. П. Белявский сделал предложение Анне Карум, дочери хозяйки пансиона, в котором он останавливался.
Вот как он сам описывал это событие:
«Русская девушка, вступая в жизнь, часто вполне осваивается со своим положением и делается прекрасной хозяйкой, умеющей создать хороший домашний очаг. Но это по инстинкту только, а не по воспитанию. Человеку с ограниченными средствами, как учитель гимназии, страшно жениться на нашей, воспитанной в данных условиях, девушке. Одним словом, при помощи немецкого словаря я сделал предложение красивой и изящной дочери хозяйки, которое было принято, и свадьба назначена на 10 октября.»
Вступив в брак, он стал искать более высокооплачиваемую педагогическую должность, и 1883 году супруги переехали в Тверь, где Белявский получил место инспектора Тверской гимназии. Свои отпуска Белявский теперь проводил на Рижском взморье, где познакомился с попечителем Дерптского учебного округа М. Н. Капустиным, который предложил ему в 1886 году место директора Рижской Александровской гимназии, которое Белявский занимал до 1902 года. Эта гимназия была открыта в 1869 году по инициативе русского населения Риги. Среди её учеников были русские, латыши, поляки, евреи. В ней, в частности, учился племянник Белявского, Леонид Сергеевич Карум, будущий муж Варвары Афанасьевны Булгаковой, ставший вместе с ней одними из прототипов героев романа М. Булгакова "Белая гвардия".
Е. В. Белявский собирался выйти в отставку по достижении 40-летнего стажа, перебраться в Санкт-Петербург и на старости лет поработать цензором. На эту должность его устроил бывший ученик князь Н. В. Шаховской, ставший начальником Главного управления по делам печати.
Е. В. Белявский писал:
«В предстоящей перемене службы меня сильно ободряло то, что буду на ней иметь дело с литературой, которою, в качестве преподавателя словесности, занимался все время своей службы, ободряло и то, что предшественниками моими по должности члена совета означенного управления были такие лица, как знаменитый романист И. А. Гончаров, поэты Тютчев и Майков.»
Назначение состоялось 1 февраля 1902 года. Однако проявить себя всесторонне в должности цензора Белявский не смог, поскольку вскоре скончался.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге].
В 1905 году были напечатаны его «Педагогические воспоминания: 1861—1902 гг.» (М.: ред. журнала «Вестник воспитания», 1905).
Какие известные и уважаемые фамилии мелькают в этом тексте!
А ведь и Егор Васильевич может быть дедом нашей курсистки, если не по материальной состоятельности его семьи, то уж – по духовности, образованию и преподавательской деятельности в гимназиях – точно…
У нас на этой страничке ещё три фотографии:
Л. В. МАСЛЕННИКОВА,
И. Я. ГУЭ и
М. Н. БАУМАНЪ.
Фамилия – Массленникова столь популярна, что плутать в однофамильцев – не будем.
И. Я. ГУЭ
Фамилия – не русская, в России – редкая. Я сомневалась, что найду какие-нибудь сведения о ГУЭ в САНКТ-ПКТЕРБУРГЕ тех лет.
Оказалось – именно в Петербурге в конце 1800 г. жила семья русского Александра Андреевича ГУЭ, бельгийца по происхождению.
Поскольку его семья в Питере проживала в «единственном экземпляре», наша курсистка вполне может являться, если не членом, то - близкой родственницей этой семьи.
Информацию о ГУЭ я нашла в книге - Филонов Том I Художник Исследователь Учитель Живопись Графика
textarchive.ru
Поскольку ГУЭ – родственник Филонова (муж его старшей сестры), наверное, нужно немного рассказать о самом Филонове…
Па;вел Никола;евич Фило;нов (8 января 1883, Москва — 3 декабря 1941, Ленинград) — русский и советский художник (художник;исследователь, как он официально именовал себя сам), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени.
Павел Филонов – одна из центральных фигур русского авангардизма, художник, поэт и преподаватель. Родоначальник школы «Мастера аналитического искусства», написавший ряд теоретических работ, посвященных концептуальной живописи, оставил богатое наследие, включавшее такие полотна, как «Формула весны», «Лица», «Нарвские ворота» и другие шедевры, ставшие национальным достоянием после смерти автора.
Я не буду здесь помещать фото картин Филонова, так как – показать и рассказать мало о Филонове, значит – не сказать о нём ничего…
Но всё-таки я помещу здесь рассказ Кирила Яблочкина о смерти Филонова...
ГОЛОДНАЯ СМЕРТЬ РАДИ ИСКУССТВА: ПОДВИГ ХУДОЖНИКА ФИЛОНОВА
Кирилл Яблочкин 1 18230
Было опубликовано в «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ» 00:03 03/12/2014
AIF.RU
3 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде от голода умер Павел Филонов, знаменитый русский художник, изобретатель аналитического метода в живописи. АиФ.ru рассказывает о жизни и творчестве одного из самых загадочных творцов XX века.
Его называли гением и шарлатаном, бунтарём и пророком, гипнотизёром и сумасшедшим. Он всю жизнь жил в нищете и умер от голода, зная, что его картины стоят огромных денег. Его творчество повлияло на развитие отечественного и мирового искусства и долгие годы было сокрыто.
Сын кучера и прачки
Павел Филонов родился в 1883 году в крестьянской семье, которая перебралась в Москву тремя годами ранее. О родителях художника известно очень мало: отец, Николай Иванов, крестьянин села Реневка в Тульской губернии, до августа 1880 года был «бесфамильным», а фамилию Филонов он получил по приезде в столицу, где работал кучером. О матери художник позже вспоминал только то, что она брала стирать на дом чужое бельё за гроши.
Филонов неохотно рассказывал о детстве. После смерти отца маленький Паша как мог помогал матери зарабатывать на хлеб: вышивал скатерти и полотенца крестиком, продавал их на Сухаревской площади. В 1897 году мать художника умерла от туберкулёза. В тот же год Филонов переезжает в Петербург, где поступает в живописно-малярные мастерские и работает «по малярно-живописному делу», учится на рисовальных классах Общества поощрения художеств, а с 1903 года — в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
Три раза он пытался поступить в академию художеств, но приняли его в конце концов только в качестве вольного слушателя «за прекрасное знание анатомии». В академии Филонов вёл себя странно. Он садился у самых ног модели и, стараясь не смотреть на неё, начинал зарисовку со ступней. Удивительно, но, когда рисунок был закончен, все пропорции модели оказывались идеально соблюдены.
Однако окончить полный курс ему так и не удалось. На одном из занятий преподаватель поставил натурщика в позу Аполлона Бельведерского и воскликнул: «Посмотрите, какой цвет кожи! Ему позавидовала бы любая женщина!». Через несколько занятий Филонов покрыл холст зеленью и прописал по нарисованному телу сетку синих вен. «Да он сдирает кожу с натурщика! — вскричал профессор. — Вы с ума сошли, что вы делаете?» Филонов, не повышая голоса, сказал, глядя профессору в глаза: «Дурак». Потом взял холст и покинул класс.
Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался, изучая европейское и античное искусство. Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества. «Нужно идти не от общего к частному, а от частного — к общему», — провозглашает он. Он говорит о том, что всё в мире строится именно по этому правилу — начиная с кристаллов льда и заканчивая деревьями, животными и людьми. Он считал, что картины нужно «делать», и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные. Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».
В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой.
Своему другу, поэту Велимиру Хлебникову, он говорил: «Я воюю не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени».
После революции Филонову новой властью была доверена ответственная должность.
У него был шанс сделать карьеру: он обладал прекрасными деловыми качествами, талантом, его многие уважали, а его происхождение было идеальным для того времени. Но он отказался.
Через некоторое время Филонов возвращается в Петербург, чтобы стать, как он любил говорить, «чернорабочим от искусства».
После долгих скитаний в 1919 году ему удаётся получить небольшую комнату в доме литераторов, на задворках Ленинграда, в которой из мебели был только стол, кровать да пара стульев. По воспоминаниям современников, большую часть пространства комнатки занимали картины: они висели на стенах, стояли по углам. Здесь Филонов прожил до самой смерти.
Первая и последняя выставка
В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника. После того как картины были развешаны, был напечатан буклет с комплиментарной статьёй, разъясняющей аналитический метод, перед самым открытием на дверях зала с экспозицией появился замок. Тираж буклета был уничтожен, и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов.
Было устроено несколько закрытых просмотров, на один из которых пригласили представителей рабочих организаций.
Предполагалось, что простые, малообразованные люди, ничего не поняв в искусстве Филонова, выскажутся категорически против открытия выставки. Однако происходит обратное. Все рабочие высказываются за открытие экспозиции. Они говорят:
«К картинам Филонова надо подойти и постараться понять. Кто был на германской войне, тот поймёт картину „Германская война“».
Тем не менее выставка открыта так и не была, и Филонов до конца своих дней оставался в «подполье». Он был известен только в узком кругу профессионально занимавшихся искусством людей, а широкой публике его творчество было представлено только во времена перестройки.
Дочка
Однажды в дверь Филонова постучали. У женщины в соседней комнате скончался муж, и она просила написать его посмертный портрет. Он согласился, не взяв за работу денег. Спустя три года Екатерина Серебрякова стала его женой. На момент свадьбы ей исполнилось 58 лет. Филонов был на 20 лет моложе.
Покойный муж Серебряковой был известным революционером, и она получала довольно большую по тем временам пенсию, пыталась помочь Филонову, который постоянно голодал. Однако он отказывался от её денег, а если и брал в долг, то обязательно отдавал, записывая каждую копейку в своём дневнике.
Он называл свою жену «дочкой» и писал ей пронзительные письма, страдал от того, что не мог дарить дорогие вещи. Как-то Филонов целый месяц расписывал для неё шарф, получившийся удивительно красивым и ярким. Соседки говорили, что носить такой шарф — преступление, ведь он один такой в мире, а она с гордостью надевала его.
Несмотря на то, что у Филонова не было в СССР ни одной выставки, он был одной из ключевых фигур в художественном процессе 20-х и 30-х годов. К нему часто приезжали художники со всего СССР и из других стран, но за свои уроки он никогда не брал денег. На предложения продать хотя бы одну из своих многочисленных картин за рубеж говорил: «Мои картины принадлежат народу. Я покажу всё, что у меня есть, только как представитель своей страны или не покажу вовсе».
После начала блокады Ленинграда Филонов дежурил на чердаке, сбрасывая с крыши зажигательные бомбы: он очень боялся, что картины погибнут в огне — это было всё, что он создал за всю свою жизнь. По воспоминаниям очевидцев, Филонов, закутанный в лохмотья, часами стоял на продуваемом всеми ветрами чердаке и всматривался в летящий в квадрате окна снег. Он говорил: «Пока я стою здесь, дом и картины останутся в целости. Но я не трачу время даром. У меня столько замыслов в голове».
Смерть
Филонов умер от истощения в самом начале блокады. Это была одна из первых смертей в осаждённом городе, что, в общем-то, не удивительно: он недоедал и до начала войны, и поэтому голод забрал его первым.
Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова) так вспоминала об этом:
«…он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. Около брата была его жена Екатерина Александровна и её невестка М. Н. Серебрякова. Мне трудно объяснить, почему, но эта правая рука с зажатой в ней варежкой так поразила меня, что я и сейчас, более чем через тридцать лет, вижу её. <…> Рука немного откинута в сторону и вверх, эта варежка казалась не варежкой… Нет, это непередаваемо. Рука большого мастера, не знавшая при жизни покоя, теперь успокоилась. Дыхания его не было слышно. Плакали мы или нет — не помню, кажется, так и остались сидеть в каком-то оцепенении, не в силах осознать, что произошло, что его нет! Что всё, созданное им, осталось — стоит его мольберт, лежит палитра, краски, висят на стенах его картины, висят его часы-ходики, а его нет».
Долгое время в осаждённом городе не удавалось достать доски для гроба. Несколько дней тело Филонова лежало в его комнате, накрытое картиной «Пир королей». Ещё труднее было договориться о том, чтобы вырыли могилу: были суровые морозы, и земля промёрзла. «Придя на Серафимовское кладбище, я нашла человека, который за хлеб и какую-то сумму денег согласился приготовить место, — вспоминала сестра художника.
— Какой это был нечеловеческий труд! Стояли сильные морозы, земля была как камень. <…>. И, как я помню, и забыть это невозможно, он больше рубил корни топором, чем работал лопатой. Наконец я не выдержала и сказала, что буду ему помогать, но минут через пять он взял лопату от меня и сказал: «Вам не под силу». Как я боялась, что он бросит работу или, продолжая работу, станет ругаться! Но он только сказал: «За это время я вырыл бы три могилы». Добавить что-то к сумме, о которой мы договорились, я не могла, с собой у меня было только то, что я должна была отдать ему за работу, и я сказала ему: - «Если бы вы знали, для какого человека вы трудитесь!» И на его вопрос: «А кто он такой?» — рассказала ему о жизни брата, как он трудился для других, учил людей, ничего не получая за свой очень большой труд. Продолжая работать, он очень внимательно слушал меня».
Женский подвиг
Все картины Филонова, которые сегодня стоят миллионы долларов, оставались в его комнате, под присмотром вдовы. Через пять месяцев блокады она поняла, что может вскоре умереть, и перебралась вместе с ними к сёстрам художника.
Филонова вспоминала: «Голод всё больше давал о себе знать. Уехать из Ленинграда мы не могли, имея у себя все картины, все рукописи брата и не имея сил отдать их на хранение. <…> Неожиданно с фронта приехал Виктор Васильевич — муж нашей племянницы. Семья его была уже эвакуирована, и он зашёл узнать, живы ли мы. Увидев нас, он сразу же спросил: «Почему же вы не уехали, почему до сих пор в Ленинграде?» Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. Когда же из дальнейшего разговора он узнал, что у нас нет сил донести картины до музея и нет никого, кто бы помог нам, и в этом весь вопрос, он сказал, что может помочь нам. Он приехал с фронта в командировку, и сделать это надо тотчас же. Работы упакованы были так: один пакет с 379-ю работами и рукописями и второй — вал, на нём накатано 21 полотно. Когда мы поняли, что это может быть отнесено в музей и сейчас же, счастью нашему, радости не было границ. Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ! Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет.
А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними.
…До сих пор я не могу представить себя той поры, несущую эту тяжесть… Что же произошло? Неужели радость, что всё сделанное будет спасено, будет в музее, и мы можем наконец эвакуироваться, так как сестре становилось всё хуже, дала мне силы, но отняла память?..»
Первая выставка Павла Филонова в России состоялась в 1988 году.
А теперь, рассказав о Филонове, можно перейти непосредственно – к Александру ГУЭ…
Петербург, 1897-1901. Александр Гуэ
Старшая сестра Павла Николаевича, Александра Николаевна Филонова, в 1894 году последовала в столицу за предпринимателем Александром Андреевичем Гуэ (бельгийцем по происхождению), инженером, известным санкт-петербургским купцом I гильдии. Гуэ начинал свою деятельность службой в фирме Товарищества торговли металлами «Износков, Зуккау и Ко», затем совместно с Августом Зуккау владел магазином электротоваров на набережной реки Мойки (дом 61) и несколькими домами. В начале ХХ века он был председателем высочайше утвержденного «Общества освещения Петербурга и использования электричества». За достигнутые на коммерческом поприще успехи Гуэ наградили золотой медалью на Станиславской ленте с надписью «За усердие».
Познакомились Александра Николаевна и Александр Андреевич в театре. Эта встреча коренным образом изменила их судьбы. Несмотря на то что Гуэ уже состоял в браке и имел четверых детей, он решил связать свою дальнейшую жизнь с Александрой Николаевной, которая была значительно моложе него.
Благодаря поддержке Александра Андреевича семья Филоновых переехала в квартиру значительно лучше прежней. Позже он взял на свое попечение всех младших Филоновых, оставшихся сиротами, и их 103-летнюю бабушку и перевез все семейство из Москвы в Петербург.
Жизнь будущего художника в столице приобрела совершенно иной уклад. В доме Гуэ были установлены определенные домашние правила, и некоторые из них долгое время вызывали сопротивление в душе подростка. Постоянная необходимость внутренне подчиняться «чуждым» нормам, возможно, позднее переродилась у Филонова в подсознательный конфликт, отрицание буржуазного быта, в противоположность более естественному стилю жизни в «его» Москве, когда еще была жива мама.
Дети Александра Андреевича и Александры Николаевны (первенец -Николай - родился в 1894 году) говорили на русском и французском языках. Филонов, получивший более простое воспитание, все же был членом семьи и принимал участие в ее жизни.
Все домочадцы запомнили день 22 мая 1898 года, когда в Санкт-Петербурге открывали новую электростанцию, вторую из трех крупнейших, построенных в период «электрического бума» конца XIX века, оснащенную самым передовым оборудованием.
Это событие особо торжественно отмечалось в их доме, поскольку имело самое непосредственное отношение к Александру Гуэ: «Концессией на пятьдесят лет и разрешением на строительство в Городской Управе с 29 марта 1897 года обладали Санкт-Петербургский I гильдии купец А. Гуэ и австрийский подданный Ф. Шматцер, владельцы немецкой фирмы "Шматцер и Гуэ"»Петербург стал для недавнего москвича миром новых технологий и современных машин. Величественная столица на рубеже ХХ века переживала этап бурного промышленного развития: облик города меняли силуэты фабричных труб, заводских зданий.
Гуэ активно участвовал в модернизации петербургской жизни. Он же сыграл немаловажную роль и в судьбе Филонова как художника. Именно он обратил внимание на то, что 14-летний подросток, копируя всё попадавшееся ему под руку, достиг определенного мастерства. Как человек практичного ума, Александр Андреевич решил дать своему новому родственнику соответствующее образование. Выбор пал на только что организованное учебное заведение при Обществе поощрения художеств - живописно-малярные мастерские в Демидовом переулке, где готовили мастеров-декораторов. Подобные мастерские, или особые отделения рисовальной школы для художественной подготовки молодежи ремесленного сословия, создавались в пригородах Санкт-Петербурга. Опираясь на последние европейские тенденции, Общество в 1892 году стало издавать новый журнал «Искусство и художественная промышленность» и сборник художественно-промышленного рисунка, а также устраивало художественно-промышленные конкурсы.
На этой страничке АЛЬБОМА у нас осталась одна фотография, на которой – курсистка – М. Н. БАУМАН.
При упоминании фамилии – БАУМАН, у меня автоматически всплывает – МВТУ имени БАУМАНА…
Самый известный Бауман из множества других однофамильцев , это – Николай Эрнестович.
Никола;й Эрне;стович Ба;уман (1873—1905) — российский революционер, деятель большевистского крыла РСДРП.
Биография
Родился в семье владельца обойной и столярной мастерской немецкого происхождения.
Учился во 2-й Казанской гимназии, из 7-го класса которой ушёл, не поладив с преподавателями. В 1891—1895 годах был студентом Казанского ветеринарного института. В годы учёбы увлёкся нелегальной народнической и марксистской литературой, участвовал в работе подпольных рабочих кружков. С дипломом ветеринарного врача Бауман отправился на работу в село Новые Бурасы, Саратовской губернии, мечтая заниматься там революционной пропагандой, но, попав в поле зрения полиции и стремясь к широкой революционной деятельности, осенью 1896 года он уехал в Санкт-Петербург. В 1896—1897 годах работал в Петербурге. В 1896—1897 годах член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1897 был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где содержался в одиночной камере 22 месяца.
В 1899 году был сослан в Вятскую губернию, откуда в том же году бежал за границу. В Цюрихе в 1900 году познакомился с Лениным. Бауман стал активным участником подготовки издания, а затем транспортировки газеты «Искра».
В декабре 1901 года по поручению В. И. Ленина приехал в Москву, стал членом Московского комитета РСДРП. В августе 1902 года участник известного побега одиннадцати из Лукьяновского тюремного замка в Киеве. С 1903 года возглавлял Московскую организацию большевиков и Северное бюро ЦК партии. Работал в Московском комитете РСДРП. Был арестован, но бежал. Был делегатом II съезда РСДРП от Московской партийной организации, по всем обсуждавшимся вопросам поддержал Ленина и определился как большевик.
Прозванный за лёгкость перехода границы Грачом, Бауман в 1903 году по поручению Ленина вернулся в Россию для борьбы с меньшевиками и организации большевистской подпольной типографии. В июне 1904 года арестован и 16 месяцев находился в Таганской тюрьме.
Гражданской женой и соратницей Баумана по партии была Капитолина Павловна Медведева.
Убийство Баума
Демонстрация в день похорон Н. Э. Баумана
Бауман был убит 18 октября 1905 года работником фабрики Щапова Николаем Михалиным недалеко от главного здания Императорского московского технического училища, названного впоследствии в его честь, на углу Немецкой улицы (ныне — Бауманская) и Денисовского переулка.
Убийца — Николай Федотович Михалин, был уроженцем села Троицкого-Иванова Спасо-Ляпицкой волости Козловского уезда Тамбовской губернии, 29 лет от роду. По одним данным, он служил надзирателем мужских спален на фабрике Щапова; по другим — был рабочим фабрики Щапова; по третьей версии — служил у Щаповых дворником. Михалин отслужил 5 лет действительной военной службы в лейб-гвардии Конном полку в Петербурге — то есть был специально отобран в кирасиры-конногвардейцы за свои физические кондиции — рост не ниже 180 см и тёмные волосы (в лейб-гвардии Конный полк отбирали новобранцев-брюнетов). К тому же, за 5 лет службы Михалин выучился владеть холодным оружием — парадным кирасирским палашом и драгунской шашкой, — а в полковой школе для молодых солдат ему были привиты монархические взгляды, естественные для военнослужащих частей личной охраны государя-императора. Неизвестно, провёл ли Михалин весь срок службы в звании рядового, или же дослужился до чина унтер-офицера, а также — имел ли отличие за владение холодным оружием (жетон «За отличную рубку!»).
В день убийства Бауман с соратниками по Московскому комитету РСДРП собирался повести группу протестующих к зданию губернской Таганской тюрьмы под лозунгом «Разрушим русскую Бастилию!». Чтобы увеличить число участвующих в демонстрации, Бауман взялся «сагитировать» рабочих с фабрики Дюфурмантеля. С этой целью он схватил флаг с лозунгом «Долой самодержавие!», вскочил в пролётку и, стоя в ней, помчался по Немецкой улице, скандируя: «Товарищи, присоединяйтесь к нам! Долой царя! Долой самодержавие!» Поведение Баумана привлекло внимание Михалина, который выбежал наперерез пролётке с Бауманом возле дома Клюгина по Немецкой улице. В руках у Михалина был обрезок металлической трубы.
Михалин вскочил в пролётку и начал вырывать флаг из рук Баумана. Завязалась борьба, в ходе которой Бауман достал браунинг и выстрелил в Михалина, однако Михалин успел нанести удар трубой по руке с пистолетом, избежав ранения. Во время стычки в пролётке Михалин нанёс Бауману ещё три удара трубой по голове[6]. В ходе схватки Михалин был обстрелян спутниками Баумана, но ему удалось убежать, скрывшись за воротами фабрики Щапова. Сам Бауман в результате происшествия оказался убит. Убийца через час добровольно явился в полицию, был судим Московским окружным судом под председательством зампредсуда Дмитрия Нилуса в заседании с участием присяжных заседателей, признан виновным в несоразмерном применении силы, повлёкшем смерть человека, и осуждён к полутора годам тюремного заключения.
Похороны Баумана
Могила Баумана на Ваганьковском кладбище. Автор памятника Ф. К. Лехт
Бауман был похоронен 20 октября 1905 года в Москве, на Ваганьковском кладбище. Его похороны превратились в грандиозную демонстрацию, использованную большевиками для создания боевых дружин и подготовки вооружённого восстания.
Увековечение памяти
Именем Баумана названы многие улицы в России. В честь Баумана названы учебные заведения Московский государственный технический университет и Казанская государственная академия ветеринарной медицины. Станция метро, сад, городская клиническая больница № 29, трамвайное депо в Москве. До 1991 года один из районов Москвы назывался Бауманским.
Революционеру посвящён также Траурный марш памяти Николая Баумана композитора Александра Гречанинова.
Памятники[править
Памятник на территории МГТУ им. Н. Э. Баумана
Памятник Бауману в Москве на Елоховской площади в парке перед Елоховской церковью.
В кино
Художественный фильм «Николай Бауман» (Мосфильм, 1967). В роли Николая Баумана — Игорь Ледогоров.
Сериал «Раскол» (1993). В роли Николая Баумана — Алексей Богданович.
ru.wikipedia.org
Отдали должное - Николаю Эрнестовичу. Но он едва ли – дедушка нашей курсистки, так как вся его основная деятельность связана с Москвой.
Поэтому посмотрим на тех однофамильцев, которые в те годы жили в Санкт-Петербурге…
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией.
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ БАУМАН
ru.wikipedia.org
Дата рождения 21 апреля 1867
Место рождения Мензелинск, Мензелинский уезд, Уфимская губерния, Российская империя
Дата смерти 15 марта 1923 (55 лет)
Место смерти Петроград, Петроградская губерния, РСФСР, СССР
Страна Российская империя
РСФСР
СССР
Место работы Санкт-Петербургский горный университет
Томский политехнический университет
Московская горная академия
Альма-матер
Петербургский горный институт
Владимир Иванович Бауман (21 апреля 1867, г. Мензелинск,Казанская губерния, Российская империя — 15 марта 1923, Петроград, СССР)
— русский учёный-геолог, маркшейдер.
Ещё я просмотрела биографии и других людей с фамилией – БАУМАН. Но они все не из Питера, а из других городов и информация в интернете приводится в основном после начала 1900 г. г..
Придётся остановится на том, что есть…
Не нашли мы родителей нашей курсистки.
Единственное, что мы можем утверждать, она действительно – потомок семьи по фамилии – БАУМАН.
А какой семьи – нам подтвердят нашедшиеся её потомки…
Если найдутся…
Свидетельство о публикации №219021501712