Мари из Парижа. Часть 7

              Прогулка от Нотр Дам до Эйфелевой башни 

 
«Для того чтобы влюбиться в Париж надо несколько мгновений, но для того, чтобы
узнать этот город не хватит и всей жизни.

 Но всё же есть достопримечательности, которые невозможно не посетить, пробыв в столице Франции даже всего один день». Эту фразу из путеводителя я показал Мари. Он рассмеялась. «Это всё пишут для вас- русских туристов, мы этим пользоваться не будем. Здесь всё не так далеко, и этот путь обязательно нужно пройти пешком».  «Машину мы оставим там, где она стоит сейчас, и после этого мы сольёмся с Парижем и парижанами, мы окунёмся внутрь города и заживём его жизнью на некоторое время. Я думаю твои мечты об этом городе окупятся сполна». Она поцеловала меня, и мы, не спеша, отправились в путь, покидая остров Сите и оставляя позади себя прекрасный, воздушный своими готическими шпилями Нотр Дам.

                ***

Ещё раз, оглянувшись на Нотр Дам, я мысленно простился с ним. Он оставляет в душе неизгладимое впечатление, которое дополняется услышанными там звуками органа. Это так правильно, что кто-то придумал устанавливать органы в величественных соборах. И здесь в Париже, и некогда в Риге в Домском соборе, звучит органная музыка. И, конечно же, звучит Бах и его произведения. Если закрыть глаза, сидя на скамье в соборе, то мысли постепенно уносятся куда-то вверх туда, где, возможно, и пребывает Бог. Ничего, более торжественного, чем звучание органа в соборе, в мире не существует. И, если вы до сих пор не верили в Бога, то здесь, скорее всего, вы в Него поверите и уже не будете разлучаться с этой верой.

                ***

Чувство благодарности к Мари разливалось во мне. Я обнял её за плечи, она понимала этот мой жест, и тоже прижалась ко мне. Мы некоторое время смотрели друг другу в глаза. У обоих была необъятная нежность и какое-то внутреннее единение. Так всегда бывает после посещения церкви и, уж тем более, такого собора!

Мы уходим по горбатому мостику с острова Сите и идём вдоль Сены по её левому берегу.

Мы решили, что так и будем двигаться вдоль левого берега набережной Сены и Мари будет мне показывать, что есть самого достопримечательного на нашем пути.  Идём не спеша.

Вот и набережная Сены.  Мари рассказывает, что это излюбленное место букинистов, Здесь расположились букинистические магазинчики, а точнее, зелёные ящики, установленные на парапете, в которых можно купить раритетные вещи, уникальные издания книг, открытки, сувениры или значки. Часто здесь можно услышать уличных музыкантов. Какой-то деловой людской муравейник, но не шумный, а благопристойный. Я никогда не тяготел к букинистам, и улыбался, наблюдая за людьми, перелистывавшими старинные раритеты. Ну, да Бог с ними, я мысленно пожелал им удачи!

                ***

Чуть левее, по нашему пути Мари указывает мне на удивительное здание – Сорбонна – Университет. Кстати, я вспомнил, что в С-Петербурге на Невском есть точно такое же здание, но только Церкви, вписанное в такой же прямоугольник соседних зданий.
Мари взяла меня за руку, мы присели на скамейку. Какой чудесной была эта женщина, вызывавшая у меня столько чувств, самых разнообразных. Хотелось отдать ей всего себя. Её милая улыбка вторила моим чувствам. Она всё прекрасно понимала.

Она начала рассказывать о Сорбонне.

Сорбонна признана самым престижным высшим учебным заведением мира. В её стенах учились и преподавали такие великие учёные, как Лавуазье, Пастер, Гей-Люссак, Мария и Пьер Кюри, открывшими радиоактивность урана и плутония.

 Площадь перед входом в этот храм знаний постоянно заполнена студентами. Они сидели за столиками кафе, на бордюрах, парапетах и прямо на газонах. В прилегающем рядом студенческом квартале, названном Латинским, можно очень дёшево перекусить в одном из многочисленных маленьких ресторанчиках или купить вкуснейшую выпечку буквально всюду.
Мы, конечно, это и сделали. Первое кафе в Париже, и так здорово, что мы сидели за лёгкими столиками среди студентов. Вспоминая свои студенческие годы, а я учился в институте на углу Мойки и Невского проспекта, мне показалось что я окунулся в те далёкие годы.

Мари сказала: «Закажи что- нибудь лёгкое». Я принёс молочные коктейли и выпечку. Удивительная выпечка, такую я не встречал нигде. Медленно тянули коктейль через трубочку и улыбались глазами. Приятно было находиться в обществе молодых людей. Они тоже что-то ели и пили, одновременно заглядывая в свои тетради. При этом они успевали переговариваться и весело смеяться. Молодёжь везде одинаковая.

Жаль было расставаться с этим местом.

                ***

Но нужно было идти дальше. На пути был Люксембургский сад.  Это как Летний сад в С-Петербурге в самом центре города. Эти оба сада были как братья.
Мари сказала: «Мой хороший, смотри вот сюда. Мы здесь тоже присядем на скамейку и чуть понаблюдаем. Я заодно вспомню, как гуляла здесь, учась в университете». Она продолжала:
«Здесь всегда много народу.  Смотри. По дорожкам не спеша прогуливаются пенсионеры или мамы с малышами, мимо них на роликах пролетают подростки, на лавочках сидят студенты, погружённые в конспекты лекций, а возле пруда играют дети. В центре сада располагается Люксембургский дворец, возле которого оборудован бассейн, окружённый статуями бывших королей Франции». Её речь лилась плавно почти как у экскурсовода.
Зрелище было бесподобным. Столько цветов на тщательно ухоженных клумбах.  И от всего сада происходил неповторимый уют и спокойствие. Мы ещё некоторое время сидели на скамейке. Быть может, каждый вспоминал что-то своё. Но Мари не выпускала мою руку. Изредка сжимая её руку, я понимал эти сигналы, думая о предстоящем вечере.  Её глаза смеялись и блестели.

                ***

Мы уже были не так далеко от Эйфелевой башни.  После посещения кафе в латинском квартале и отдыха в Люксембургском саду мы чувствовали себя полными сил. Люксембургский сад стоит перед глазами, и, кажется, что сейчас на дорожке появится Джо Д”ассен, и запоёт свою знаменитую песню про Люксембургский сад. Для меня этот певец не существует в прошлом. Он и сейчас нередко звучит у меня дома.


Мари оторвала меня от воспоминаний. Она всё время замечала, что я иногда погружаюсь в воспоминания или сравнения с моим Ленинградом, в котором я родился. С Парижем у него много общего.
Я взял её под руку, и среди густых деревьев несколько раз поцеловал.

Мы продолжали наш путь. Впереди и слева от нас высилась башня Монпарнас.

Высота данного сооружения достигает 210 метров Жаль, что я не могу показать это на фото. Оно (здание) не очень вписывается в общую панораму города и не представляет архитектурной ценности. Но для туристов башня имеет большое значение, так как служит изумительной смотровой площадкой, с которой, как на ладони, открывается весь Париж. В ненастную дождливую погоду можно разместиться в уютном баре на 56 этаже, из окон которого также можно вдоволь полюбоваться городом. Но, поскольку мы с Мари недавно уже сидели в кафе, то решили не подниматься на этот пятьдесят шестой этаж в кафе и на смотровую площадку, так как надеялись, что сделаем это на Эйфелевой башне. До неё уже оставалось совсем немного.  К башне Монпарнас нужно было ещё идти, удаляясь от набережной Сены, но мы не стали терять времени, и направились вперёд к Марсовому полю.

Мари сказала с восхищением: «Валери, смотри и запоминай: такой красоты ты не увидишь нигде!» Да, это было восхитительное зрелище!

У самых «ног» Эйфелевой башни начинается огромный парк, занимающий площадь в 25 гектаров, именуемый Марсовым полем. Самое интересное, что сама Эйфелева башня уже была видна во всей своей красе в противоположном конце Марсового поля. Она, как бы вырастала из его зелени.
 Несмотря на такие солидные размеры, здесь уютно и красиво благодаря обилию зелёных ухоженных газонов, широких аллей и небольших тропинок для любителей бегать трусцой. Здесь царит демократическая атмосфера, поскольку каждый может выбрать себе отдых по душе. Например, прилечь на газоне, устроить пикник, поиграть в подвижные игры с детьми или друзьями, послушать музыку, часто звучащую здесь с музыкальной арены и так далее. Так оно и было: взрослые пары, студенты, дети то тут, то там лежали и сидели на газонах, отдыхали или играли под тёплым солнцем. На территории Марсового поля установлена Стена мира, представляющая собой инсталляцию, выполненную из стекла с изображением слова «Мир», переведенном на многочисленные языки. Мы прошли вдоль всех этих надписей, и подошли к опорам Эйфелевой башни. Ну а это зрелище вовсе не знает себе равных на земле.

                ***

Итак, мы – у опор Эйфелевой башни. Я крепко обнял Мари с той благодарностью, в которой выразил всё восхищение ею и особенно в том, что за такой короткий путь я увидел столько, сколько бы не увидел никогда и нигде. И моё ликование достигло таких высот, что мне хотелось закружить её здесь же, как в детстве.
Я стоял и трогал опору этого гигантского стального  сооружения.. Сначала Мари мне ничего не говорила, давая возможность рассмотреть всё это величие стальных переборок и заклёпок, опирающееся на землю стальными плитами. И это в те времена конструкторский гений Эйфеля смог достичь казалось бы несовместимых вещей: красоты и прочности!  При той высоте боле двухсот метров нужно было обеспечить ещё и её устойчивость. А сами внутренние перегородки скрепляющие основные элементы башни, отличались ещё элегантностью изгибов. Эйфель оставил глубочайшее впечатление в моём сердце своим гением.

                ***

 На одной из опор была бронзовая табличка. Мари перевела мне надписи:

«Об этой башне знают даже те, кто никогда не был в Париже. Построенная в 1889 году к открытию Всемирной выставки, позднее она стала символом города.»

Затем, возле касс Мари показала мне ещё одну табличку  но уже текст был под стеклом, она с удовольствием перевела мне и её:

«С высоты башни вам откроется старый пригород Парижа — Марсово поле, где проходили военные смотры и парады, и Дом Инвалидов. Вы узнаете, кого называли «инвалидами» и что особенного в Саркофаге Наполеона, услышите легенды Монмартра и историю Святого Дионисия Парижского, и увидите три самых больших собора города - Нотр-Дам,  Сакре-Кёр и Сан-Дени. Вы сами решите, каким парижским рассказам верить, а каким - нет, и получите редкое удовольствие, любуясь триумфальными арками столицы, от которых расходятся главные улицы-артерии Парижа, где бьётся его пульс».

Мари предложила подняться на первый этаж, и посидеть  в ресторане, находящемся на этом этаже. Мы купили входные билеты и сели в лифт. «58 Tour Eiffel», расположен на первом этаже-  то есть на высоте 58 метров, а в скобках - это название этого ресторана.

Уютный зал с прекрасным обзором со всех мест.  Столики на любой вкус: на двоих, на троих, на четверых. Меню лежали на столиках. Они были на нескольких языках, русского не было.  Откуда-то на ум пришло выражение: французский луковый суп. Не то, чтобы я его хотел попробовать, а просто всплыло, и, как оказалось к месту.
А тут, сидя с Мари и разглядывая меню, я почему-то попросил Мари посмотреть есть этот луковый суп в меню.  Мари пролистала меню и нашла этот суп. «Давай закажем на первое этот суп» - попросил я её. «Для тебя, мой милый, всё, что хочешь» - улыбаясь своей прелестной улыбкой сказала она. Она чуть приподняла руку и тут же подошёл официант. Пока мы заказали луковый суп, и Мари ещё попросила отдельно принести мелко нарезанный тимьян. Позже я узнал, что это был необходимый ингредиент лукового супа.
Нам вскоре подали луковый суп в красивых тарелках, в маленьких розетках был нарезанный тимьян.  Хлеба, как такового здесь не было. Можно по желанию было заказать хрустящие багеты. но Мари предложила к супу заказать картофельный гратен. или картофель, запечённый по- французски.  Официант принёс и поставил на стол небольшое блюдо, Все  приборы лежали на столе, завёрнутые в красивые салфетки. Так иногда французы заедают луковый суп. Но это оказалось вовсе необязательным. Это просто придумала Мари.
Подсыпав тимьяна, мы стали есть суп, как обычно едят все супы, отрезая кусочки гратена, будто мы ели этот суп с хлебом.

Конечно, лука там было много, но я с детства был приучен есть всё. Поэтому с удовольствием съел всю порцию.

На второе Мари заказала жульен с курицей и грибами, и попросила принести второе попозже, а пока подать белого вина: Charte Chablis AОС.  Официант удалился и вскоре вернулся с нужным нам вином, и налил треть бокала каждому. Мы поблагодарили его, и повернулись к окнам. Потом взяли бокалы в руки и стали к окнам, разглядывая панораму Парижа, открывавшуюся из ресторана первого уровня.
Красота была неописуемая. «За Париж!» - сказала Мари, и я повторил за ней тоже самое.
Мы чокнулись бокалами. В этом была вся торжественность нашего пребывания на Эйфелевой башне! Мари пояснила, что это вино делается из винограда Шардоне. Это название мне было знакомо. Но только у нас называют вина, происходящими от названий винограда. Мы не спеша доедали жульен, запивая этим превосходным вином, одновременно обсуждая наш дальнейший путь на сегодня.
Расплатившись, мы вышли из ресторана на площадку с высокой загородкой. Под нами был стеклянный. Было интересно видеть, что делается внизу, как люди толпятся возле касс.

 Ну а вид отсюда был просто роскошный! Всё было, как на ладони: Марсово поле, Башня Монпарнас, Дом инвалидов, Сена, Монмартр, Собор Сакре – Кёр и Нотр Дам –де- Пари.

Об этом можно было бы рассказывать бесконечно. Мы решили сегодня не ехать в оперу за билетами, а перенести её на следующие дни. После вина идти сегодня на Монмартр не очень уже хотелось. Мы спустились на лифте, прошли за пределы Марсового поля и на такси подъехали к машине Мари на стоянке.

                ***

Продолжение  следует

Начало Части 1 - 6


Рецензии