Вперед в прошлое

(Дине Ивановой с благодарностью)

Зима в Петербурге затянулась, была она снежной, показалась долгой и подарила странные ощущения.
Я часто вспоминала строки Бродского про  «ночной кораблик негасимый
из Александровского сада...», который «плывет в тоске необъяснимой».

Нет, дни не были одинаковыми, но какого-то яркого всплеска, все же, не было.

Но как хорошо путешествовать с авторами Прозы по самым разным уголкам Земли, сколько новых красок открываешь, где только не побываешь вместе с литературными героями.

Иногда читаешь название новой для тебя работы.
- Что там?
- Еще неведомо.
- Не все названия «говорящие».

Вот, и не знала я, открыв работу Дины Ивановой, что меня там ждет.
А когда прочитала и впервые узнала про кафе «Сайгон» в том числе, то поняла, что при первой же возможности поеду туда.

- Помните рубрику в прежних периодических изданиях: «Письмо позвало в дорогу»?

Переждав пару дней с плюсовой температурой, как наиболее благоприятных для поездки, осуществили мы ее вместе с сыном в более прохладный и гололедный. Так сложилось.

Мчит машина по Невскому проспекту мимо Елисеевского гастронома, мимо сада Екатерины, Дома книги Зингера. И выхожу я на перекрестке, напротив отеля «Рэдиссон». Перехожу по зебре дорогу.
И сразу же вижу, что здание отеля «в лесах», снуют рабочие с оранжевыми отличиями в одежде.

Навожу фотоаппарат на вывеску названия проспекта и номер дома.

Ко мне решительно и слегка воинственно приближается тучная женщина в фирменном строительном костюме,  с апельсиновыми вставками.
- А что это вы тут фотографируете?
- Не беспокойтесь. Стройка меня не интересует, только табличка с адресом.

Я спросила у нее, где находится вход в отель, и она махнула мне рукой в его направлении, явно успокоенная.

Козырек над входом. Почтительные двери, которые распахивает любезный швейцар.
И я внутри, в большом вестибюле уже спрашиваю администратора разрешения посмотреть и сфотографировать знаменитую табличку о том, что ранее в этом здании находилось кафе с негласным названием «Сайгон».

Никаких препятствий. Все вежливо, корректно, без заминок.

Сразу направо – бар, рядом с барной стойкой – колонна, на ней, со стороны, обращенной к уютному небольшому залу, - та самая «табличка».

- Табличка?
А я вижу раму для картины немалого размера, в которую вставлено паспарту с двойным текстом на русском и английском языках.

Я читаю:
« Знаете ли Вы…?
Уже для четвертого поколения петербуржцев «Сайгон» является тем местом, где зарождались все сколько-нибудь интересные и значимые творческие течения, где имели возможность общаться молодые, независимые писатели, музыканты, художники, артисты и просто выдающиеся личности. Многие из них приобрели национальную и даже мировую известность, и все упоминали впоследствии «Сайгон», как место, оказавшее на них огромное влияние. Через «Сайгон» прошли Бродский и Довлатов, Флоренский и Шемякин, Григорьев и Гребенщиков, Цой, Курехин, Науменко и многие другие. «Сайгон» был и остается символом свободы, молодости и постоянного обновления»

А вот чуть ниже, расположены крючки для одежды. И вот там – то, как раз, табличка, показавшаяся неуместной в таком соседстве. Она типична для общественных мест, и призывает не оставлять вещи без присмотра.

Парковаться на Невском нельзя. Поэтому, попетляв по боковым улочкам и пристроив машину, сын присоединился ко мне.
Мы так и стояли у этой колонны с «табличкой», обсуждая прочитанное и увиденное.
А в небольшом, полутемном зале со светильниками, довольно уютном, в этот полуденный час было не так много посетителей. Они расположились в мягких креслах за чашечками с кофе. Слышалась негромкая речь иностранцев.

Вдруг от самого ближнего к колонне столика ко мне подошел мужчина и спросил:
- У вас какие-то затруднения? У нас есть переводчик, мы могли бы помочь.

Почему-то вспомнив Ильфа и Петрова, я «довольно толково, хотя и несколько монотонно» пересказала ему и его спутникам содержание работы Дины Ивановой. Закончила я пожеланием всем присутствующим прочитать про «Сайгон» хотя бы в Википедии.

Странно, но посетители бара начали  озираться, как бы по-новому вглядываясь в это место. И были явно заинтересованы.

А мы ушли. В холле нам улыбнулись оранжевые лилии и альстромерии в высоких прозрачных вазах. Все так же любезно распахнул двери швейцар.

Другие времена. Дорогое заведение. Суточный номер в отеле равен моему месячному доходу, стоимость чашечки кофе на три порядка выше обычных в Питере цен на бодрящий напиток. Но все же вдвое ниже, чем в «Астории». Это Невский!

После посещения бывшего «Сайгона» мне удалось пообщаться с коренной ленинградкой, которая была там в его расцвет. Ее скупые строчки: «Накурено, натоптано, были ступени, кофе отличный подавали», - дороги мне, как приметы времени, которые разнесли ветра десятилетий.




Побудительная мотивация – работа Дины Ивановой 2 «Приятная встреча» - http://www.proza.ru/2019/02/10/536

Коллаж из фото автора.

Публикация в журнале "Зарубежные задворки".


Рецензии
Сайгон умер!.. Да здравствует Сайгон!..но уже в далёкой северной стране...
Спиральное развитие мира обязательно принудит будущее вернуться к истокам возникновения этого заведения с необходимыми атрибутами присутствия: затоптанными полами, хорошим кофе, и конечно литературной элитой страны.
Да услышит господь Ваши молитвы...

В студенчестве мы питались в одной из столовых г. Кемерова с неофициальным названием "Пентагон"... Элиты к сожалению я там не встречал!..

Спасибо Ирина!
С уважением!

Влад Медоборник   01.12.2022 11:28     Заявить о нарушении
И "Сайгон" и "Пентагон" - чуднО, истоки рождения таких названий не отыщешь в толще лет.
Я, кстати, не раз ездила по местам, которые меня особо впечатлили после прочтения эссе о Питере у авторов Прозы.
У некоторых есть такие манящие маршруты, раскрытые предельно увлекательно.
Спасибо, Влад.
С уважением и благодарностью,


Иринья Чебоксарова   01.12.2022 13:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.