Сарай - бату

      Бегущий за нами от самого дома визгливый городской шум вдруг отстал, и к окнам накрепко прилипла суховатая ширь степи. По началу глаз еще ненадёжно цеплялся за редкие долины мелких речушек и ериков, захваченных прожорливым камышом. Да попадающиеся кое-где деревья звали друг друга к воде, с трудом отысканной настырными корнями.
     А далее… Как бы быстро не ехала машина, создавалось впечатление, что пейзаж, словно фотокарточка, недвижимо висит на стекле. Разнообразие незнакомых травяных ароматов, сплетенных дорожным ветром в тугие гибкие канаты, хлестало нас в лица из открытых автомобильных форточек.
      Куда спешим?  Ведь отпуск! Остановись. Влезь на заросший клочковатым чабрецом и полынью холмик. Чуть в стороне, словно продавив плоскость степи, в небольшой балке ютятся несколько десятков саманных домиков в окружении неисчислимых башен из ссохшегося верблюжьего помёта. А рядом на пригорке прилепился огромный погост – тысячи маленьких прямоугольных домиков мусульманского кладбища. Складывается впечатление, что производство кизяка и покойников не прекращается здесь тысячи лет.
     Пока я вдохновенно рассматривал пейзаж, услужливый песчаный прах уже густо примостился на моих сандалиях. Возьми одну песчинку, поднеси к глазам. Видишь? Астрахань, Хаджи-тархань, хазары, булгары, половцы, монголы, сарматы, а задолго до них огнепоклонники парсы, чьих мертвецов разносят хищные грифы с «башен молчания», все они уютно поместились в этой песчинке. Там еще достаточно места и для нас и для тех, кто бесконечно идёт после. Пропорхнет мимо этого затерянного селения еще много песчинок, не тронув кизяка, лишь увеличив погосты. Была бы вода!
     Остановитесь у приветливого придорожного бахчевода, что расточает почти за дарма арбузы и дыни (3 - 5 рублей за кг.). Подивитесь – как эта голая, песчаная сушь может влить столько сладостного сока в столь чудесные творения.
     Ну всё, пора в путь. Лучшее время для осмотра – раннее утро,  пока солнце не иссушило до хруста небо. Вон, кажется, даже птицы с трудом тянут по нему свои стайки. Посмотри - окаёмка неба пришита кривыми детскими стежками – это цапли перелетают в плавнях. Но скоро и они угнездятся в тени камышей. Газу! Дорога здесь почти пуста – можно ехать быстро до поворота на пыльный проселок, обсаженный с двух сторон длинными томатными грядами. С чахлых кустов злобно смотрят на тебя  воспаленные, налитые краснотой глазищи огромных помидоров. Скоро конец пути.
     Знаю, что увижу там. Интернет уже разжевал в своих брезгливых скулах всю прелесть новизны. Украсьте сами фантазией и воображением, пусть весь мир будет для нас как возлюбленная, которую невозможно оценить любя!
     Для детей там есть всё необходимое – солнце, прохлада реки, место для свободного лазанья, бега и… родительская любовь; всё иное, что может подсказать наше благоразумие лучше взять с собой. Хотя в приятной сени безделья ютится небольшое кафе, но изысканность яств в нём ограничена чаем и пловом. 
     А вот и Сарай-бату.
Спасибо декораторам. Сдается мне, что их труд посмотрело и получило наслаждение гораздо больше человек, чем сам фильм.


Рецензии