Книга Евгения Бессмертных. Рецензия

О КНИГЕ ЕВГЕНИЯ БЕССМЕРТНЫХ
«МОЙ МОНСЕГЮР, ВОССТАВШИЙ ИЗ РУИН»

Пользуясь родным языком в быту и для  написания текстов, мы редко задумываемся о том,  какое значение язык имеет в нашей жизни. ЧТО он для нас, наш родной язык? Мы используем речь для устных коммуникаций и для  выражения своей мысли или образа в письменном виде, но делаем это, в основном, на уровне интуиции – то есть естественным образом, как будто язык родился вместе с нами и присущ каждому, как, например, способность  обоняния или осязания. Хотя любой из нас знает, что человек рождается без навыков речи. И если  младенца не погрузить в языковую   культурную среду, человек так и останется  безъязыким. 
Язык – это инструмент, который позволяет  человеку стать человеком, а не просто разумным животным рода млекопитающих. С помощью языка мы, фактически, рождаемся второй раз.  В первый раз на свет является  биологическое существо, наделённое развитым  мозгом. Второе рождение – собственно, рождение человека разумного, происходит  с помощью освоения речи. Получается, чтобы родиться именно человеком, необходимы не девять месяцев, а  восемнадцать. От разнообразия, богатства языковой среды, в которую попадает  новорождённый, зависит  вся его дальнейшая  речевая, то есть человеческая жизнь.
Но есть на свете феноменальные личности, которые, кажется, рождаются, уже имея  огромный языковой опыт. Вот к таким феноменам я бы отнесла Евгения Бессмертных, ибо его поэзия  демонстрирует нам  глубочайшее понимание информационной, образной, коммуникативной, ритмической, фонетической  силы  родного русского языка. И демонстрация эта происходит не где-то в быту, а на самом сложнейшем уровне  речи – в поэзии.
Ведь что такое поэзия? С точки зрения специалистов – лингвистов, литературоведов, да и самих поэтов – в поэзии  важны не выражения эмоций и чувств, а то,  КАК всё это подано на словесном  уровне. Давить на чувства  читателя или слушателя умеют  даже те, кто преследует самые примитивные цели – например, попрошайки.  Задача поэта другая – не воздействие на слушателя  чувственным образом (хотя  такой приём используют многие пишущие, особенно, дамы – давят на жалость, что называется), а  выразить то, что переполняет тебя, неповторимыми   словами и образами. Поэзия – это то, что нельзя пересказать обычными словами, нельзя передать никаким другим способом, кроме того, что  нашёл поэт. Поэзия – это то, что нарушает инерцию  восприятия,  то, что представляет нам привычное в ином, необычном свете.
Поэтика Евгения Бессмертных даёт нам яркий пример именно такого  – эвристического, глубокого,  необычного, уникального поэтического   языка.  Евгений Бессмертных  в своей поэзии  – вольно или невольно, сознательно или бессознательно – использует  ВСЁ богатство русского языка. В его стихах работают в полной мере  все  структуры   языкового  поля.
Фонетика.
Слушаем, как поэт использует фонетический инструментарий:
*
А в поле вопль.
Ви Освальд плачет по любви.
*
Пение пламени.
Пленники. Парии.
*
Здесь и сейчас. Не здесь и не сегодня.
И не с тобой. Пипл выпал в пепел.
И пепел слеп. Осадки. Ад.

*
Художник Шикльгрубер, конечно, не Врубель...

*
Элитных кур съедят как прочих –
И неча головы морочить.

*
Я превращаюсь весь в сверхчуткий щуп –     ономатопея
Ищу тебя в огромном чреве ночи.

* Анафора
Ты и пленник, и плясун
Ты и подданный, и царь

• Эпифора и анафора одновременно

Миракль смерти медленный и мерный
Медь... смерть
Медь... смерть
Мерцанье мёртвое
Размеренная скорбь
Перед безмерным

Почти каждое стихотворение в книге «Мой Монсегюр...» является примером  вот  такого мастерского, уникального использования  фонетического инструментария. Практически все виды выразительных средств фонетики  (звукопись, звуковая инструментовка,  аллитерации и ассонансы,  диссонансы,  ономатопея, эпифоры, анафоры  и, конечно, изобретательные  рифмы)   использованы в  этой  книге.

Морфология

Евгений Бессмертных, используя законы образования слов в русском языке (морфологию), активно и постоянно занимается словотворчеством. Примеры (их очень много!):

 А клоун Ада, змееволк и френикшизо

Зверозвуком ширь Алтая огласи во имя дня!!!

Сыграй, тонтон-макут этюд на прахотроне

Летит цеппелином о...невшим, сметая коллаборацианиды

Самоубийственно-божественный форсаж

Интербабушки  кумачово-ярые  запевают знакомо-зловещее ретро

От беседы яснело сознание

Мизантропство  пострашней Эболы

Манифестирует  (манифестация + доминирует)

Джингоисты пили пунш

Как зловеще черны младобойни войны

Презумпция бессилия  и т.д.

Так работает морфология в поэзии Евгения Бессмертных.

Синтаксис
Законы создания предложений и  различные формы связи между ними  разнообразно и эффектно работают в поэзии Евгения Бессмертных.
Активно используются  редкие формы предложений, например, безглагольных   или состоящих из одного слова. С помощью  блоков, созданных из  таких предложений,  строится  мозаичный образ. Примеры (их тоже много!!!):

Соблазн сакральный – Византия!
Монахи, мудрецы и альвасилы,
Патернализм и позолота,
Нагая роскошь, фимиам греха.
Пресыщенная немощь –
Бездна!

Без единого глагола в шесть строк  создан  динамический  образ распада Византийской империи. Казалось бы, это парадокс – как можно показать динамику  при  отсутствии глаголов, но  автору  весьма неплохо удаются  подобные вещи.

ТАМ

Там ты один. Оставлен.
Осина. Осень. Ад.
Стена. Фантомный женский стан.
Реально-ирреальный суицид.
Гранит и прах.
Забвенья грань...
Недвижный скорбный мотылёк.

Всё вместе складывается в движение к смерти, представленной в женском образе и образе души человека – недвижного скорбного мотылька.

Или  образ обратного значения – безграничной силы духа:

Проделать брешь,
Проверить свои силы,
Пробить в набат просторов пьяных.
Я был всегда –
И дух мой всюду!

Чувствуете, какой сгусток энергии  заключён в этих пяти строках! Это пример использования глагольных предложений  в поэзии Евгения Бессмертных.

Семантика
Мы знаем, что главная  задача литературы и, в том числе, поэзии – приращение смыслов, создание  новых смыслов. И здесь Евгений Бессмертных –  вне конкуренции. Находя невероятные сочетания слов, фраз и предложений, он   придаёт и словам, и фразам, и предложениям новые неожиданные  смыслы. Примеров в его новой  книге – несть числа:

Интоксикация чистотою...

Здесь соединены два слова, имеющих противоположный смысл. В результате рождается  фраза,  несущая в себе  новый смысл.  Интоксикация –  отравление чем-то ядовитым. Чистота – антоним  слову «яд».  Оба слова вместе рождают  третье понятие – ядовитости  чистоты.  И, действительно,  чистота и в физическом смысле может быть ядовита для человека, т.к. в стерильных условиях не вырабатывается иммунитет. А в духовном смысле  может произойти пресыщение чистотой до такой степени, что чистота (наивность, непогрешимость) превращается в свою противоположность.  Что называется – по горло сыт твоей правильностью и непогрешимостью! 

Ещё пример:

Душевно-ущербных деянья страшны –
Их озарения дышат зарином,
Им Аушвиц – высшая форма оргазма.

Каждое слово и фраза здесь употребляются  не в том, привычном смысле, к которому мы  адаптированы, а в ином, новом смысле – метафорическом и глубоком.  Или вот такой образ:

Величия исполненный верблюд
Жуёт событий жвачку.

Это  двустишие называется «Вечность» – это и есть тот третий смысл, который возникает  из  двух, соединённых в одном образе слов – верблюд и жвачка. Образ, отражающий бесконечность, то есть вечность.

Ещё пример:

По улицам ходить так странно,
Не узнавая в пошлых масках личность
И даже смутный квант ея.

Здесь слово «квант» употреблено автором  в совершенно новом, ином смысле, в сравнении с привычным физическим понятием.  «Смутный квант... личности» – великолепный образ отсутствия  интеллекта и личности.

Таким образом, Евгений Бессмертных в своей поэтике  использует  феноменальные свойства живого языка – он умеет  извлекать новые смыслы  из каждого слова, а тем более из фразы или предложения. Это дано ему от природы. Он владеет чудом речи, которая сама себя  осмысливает, сама себе рождает новые смыслы, сама себя поёт и сама себя говорит. Вот что такое наш родной язык, который время от времени  рождает себе живого гениального носителя – поэта!  Ну, а рождение человека из биологического  субъекта с помощью  речи, то есть языка – это чудо происходит каждый день на нашей планете. Язык – всему начало!
Если же  обратиться к  мировоззренческой картине, энциклопедическому языковому богатству, изобретательности и  уникальности образной системы поэта, то  материала хватит на целый ряд докторских диссертаций в области  литературоведения, лингвистики, философии. Поэзия  Евгения Бессмертных – уникальное  космическое явление!

Людмила Козлова
СП России


Рецензии