Книга Евгения Бессмертных. Рецензия
«МОЙ МОНСЕГЮР, ВОССТАВШИЙ ИЗ РУИН»
Пользуясь родным языком в быту и для написания текстов, мы редко задумываемся о том, какое значение язык имеет в нашей жизни. ЧТО он для нас, наш родной язык? Мы используем речь для устных коммуникаций и для выражения своей мысли или образа в письменном виде, но делаем это, в основном, на уровне интуиции – то есть естественным образом, как будто язык родился вместе с нами и присущ каждому, как, например, способность обоняния или осязания. Хотя любой из нас знает, что человек рождается без навыков речи. И если младенца не погрузить в языковую культурную среду, человек так и останется безъязыким.
Язык – это инструмент, который позволяет человеку стать человеком, а не просто разумным животным рода млекопитающих. С помощью языка мы, фактически, рождаемся второй раз. В первый раз на свет является биологическое существо, наделённое развитым мозгом. Второе рождение – собственно, рождение человека разумного, происходит с помощью освоения речи. Получается, чтобы родиться именно человеком, необходимы не девять месяцев, а восемнадцать. От разнообразия, богатства языковой среды, в которую попадает новорождённый, зависит вся его дальнейшая речевая, то есть человеческая жизнь.
Но есть на свете феноменальные личности, которые, кажется, рождаются, уже имея огромный языковой опыт. Вот к таким феноменам я бы отнесла Евгения Бессмертных, ибо его поэзия демонстрирует нам глубочайшее понимание информационной, образной, коммуникативной, ритмической, фонетической силы родного русского языка. И демонстрация эта происходит не где-то в быту, а на самом сложнейшем уровне речи – в поэзии.
Ведь что такое поэзия? С точки зрения специалистов – лингвистов, литературоведов, да и самих поэтов – в поэзии важны не выражения эмоций и чувств, а то, КАК всё это подано на словесном уровне. Давить на чувства читателя или слушателя умеют даже те, кто преследует самые примитивные цели – например, попрошайки. Задача поэта другая – не воздействие на слушателя чувственным образом (хотя такой приём используют многие пишущие, особенно, дамы – давят на жалость, что называется), а выразить то, что переполняет тебя, неповторимыми словами и образами. Поэзия – это то, что нельзя пересказать обычными словами, нельзя передать никаким другим способом, кроме того, что нашёл поэт. Поэзия – это то, что нарушает инерцию восприятия, то, что представляет нам привычное в ином, необычном свете.
Поэтика Евгения Бессмертных даёт нам яркий пример именно такого – эвристического, глубокого, необычного, уникального поэтического языка. Евгений Бессмертных в своей поэзии – вольно или невольно, сознательно или бессознательно – использует ВСЁ богатство русского языка. В его стихах работают в полной мере все структуры языкового поля.
Фонетика.
Слушаем, как поэт использует фонетический инструментарий:
*
А в поле вопль.
Ви Освальд плачет по любви.
*
Пение пламени.
Пленники. Парии.
*
Здесь и сейчас. Не здесь и не сегодня.
И не с тобой. Пипл выпал в пепел.
И пепел слеп. Осадки. Ад.
*
Художник Шикльгрубер, конечно, не Врубель...
*
Элитных кур съедят как прочих –
И неча головы морочить.
*
Я превращаюсь весь в сверхчуткий щуп – ономатопея
Ищу тебя в огромном чреве ночи.
* Анафора
Ты и пленник, и плясун
Ты и подданный, и царь
• Эпифора и анафора одновременно
Миракль смерти медленный и мерный
Медь... смерть
Медь... смерть
Мерцанье мёртвое
Размеренная скорбь
Перед безмерным
Почти каждое стихотворение в книге «Мой Монсегюр...» является примером вот такого мастерского, уникального использования фонетического инструментария. Практически все виды выразительных средств фонетики (звукопись, звуковая инструментовка, аллитерации и ассонансы, диссонансы, ономатопея, эпифоры, анафоры и, конечно, изобретательные рифмы) использованы в этой книге.
Морфология
Евгений Бессмертных, используя законы образования слов в русском языке (морфологию), активно и постоянно занимается словотворчеством. Примеры (их очень много!):
А клоун Ада, змееволк и френикшизо
Зверозвуком ширь Алтая огласи во имя дня!!!
Сыграй, тонтон-макут этюд на прахотроне
Летит цеппелином о...невшим, сметая коллаборацианиды
Самоубийственно-божественный форсаж
Интербабушки кумачово-ярые запевают знакомо-зловещее ретро
От беседы яснело сознание
Мизантропство пострашней Эболы
Манифестирует (манифестация + доминирует)
Джингоисты пили пунш
Как зловеще черны младобойни войны
Презумпция бессилия и т.д.
Так работает морфология в поэзии Евгения Бессмертных.
Синтаксис
Законы создания предложений и различные формы связи между ними разнообразно и эффектно работают в поэзии Евгения Бессмертных.
Активно используются редкие формы предложений, например, безглагольных или состоящих из одного слова. С помощью блоков, созданных из таких предложений, строится мозаичный образ. Примеры (их тоже много!!!):
Соблазн сакральный – Византия!
Монахи, мудрецы и альвасилы,
Патернализм и позолота,
Нагая роскошь, фимиам греха.
Пресыщенная немощь –
Бездна!
Без единого глагола в шесть строк создан динамический образ распада Византийской империи. Казалось бы, это парадокс – как можно показать динамику при отсутствии глаголов, но автору весьма неплохо удаются подобные вещи.
ТАМ
Там ты один. Оставлен.
Осина. Осень. Ад.
Стена. Фантомный женский стан.
Реально-ирреальный суицид.
Гранит и прах.
Забвенья грань...
Недвижный скорбный мотылёк.
Всё вместе складывается в движение к смерти, представленной в женском образе и образе души человека – недвижного скорбного мотылька.
Или образ обратного значения – безграничной силы духа:
Проделать брешь,
Проверить свои силы,
Пробить в набат просторов пьяных.
Я был всегда –
И дух мой всюду!
Чувствуете, какой сгусток энергии заключён в этих пяти строках! Это пример использования глагольных предложений в поэзии Евгения Бессмертных.
Семантика
Мы знаем, что главная задача литературы и, в том числе, поэзии – приращение смыслов, создание новых смыслов. И здесь Евгений Бессмертных – вне конкуренции. Находя невероятные сочетания слов, фраз и предложений, он придаёт и словам, и фразам, и предложениям новые неожиданные смыслы. Примеров в его новой книге – несть числа:
Интоксикация чистотою...
Здесь соединены два слова, имеющих противоположный смысл. В результате рождается фраза, несущая в себе новый смысл. Интоксикация – отравление чем-то ядовитым. Чистота – антоним слову «яд». Оба слова вместе рождают третье понятие – ядовитости чистоты. И, действительно, чистота и в физическом смысле может быть ядовита для человека, т.к. в стерильных условиях не вырабатывается иммунитет. А в духовном смысле может произойти пресыщение чистотой до такой степени, что чистота (наивность, непогрешимость) превращается в свою противоположность. Что называется – по горло сыт твоей правильностью и непогрешимостью!
Ещё пример:
Душевно-ущербных деянья страшны –
Их озарения дышат зарином,
Им Аушвиц – высшая форма оргазма.
Каждое слово и фраза здесь употребляются не в том, привычном смысле, к которому мы адаптированы, а в ином, новом смысле – метафорическом и глубоком. Или вот такой образ:
Величия исполненный верблюд
Жуёт событий жвачку.
Это двустишие называется «Вечность» – это и есть тот третий смысл, который возникает из двух, соединённых в одном образе слов – верблюд и жвачка. Образ, отражающий бесконечность, то есть вечность.
Ещё пример:
По улицам ходить так странно,
Не узнавая в пошлых масках личность
И даже смутный квант ея.
Здесь слово «квант» употреблено автором в совершенно новом, ином смысле, в сравнении с привычным физическим понятием. «Смутный квант... личности» – великолепный образ отсутствия интеллекта и личности.
Таким образом, Евгений Бессмертных в своей поэтике использует феноменальные свойства живого языка – он умеет извлекать новые смыслы из каждого слова, а тем более из фразы или предложения. Это дано ему от природы. Он владеет чудом речи, которая сама себя осмысливает, сама себе рождает новые смыслы, сама себя поёт и сама себя говорит. Вот что такое наш родной язык, который время от времени рождает себе живого гениального носителя – поэта! Ну, а рождение человека из биологического субъекта с помощью речи, то есть языка – это чудо происходит каждый день на нашей планете. Язык – всему начало!
Если же обратиться к мировоззренческой картине, энциклопедическому языковому богатству, изобретательности и уникальности образной системы поэта, то материала хватит на целый ряд докторских диссертаций в области литературоведения, лингвистики, философии. Поэзия Евгения Бессмертных – уникальное космическое явление!
Людмила Козлова
СП России
Свидетельство о публикации №219021500545