Электронные деньги

ЭЛЕКТРОННЫЕ  ДЕНЬГИ

Хороши ли электронные деньги? – Вопрос не простой. У нас градообразующим предприятием считается химзавод. В конце 20-го века он назывался «Зиминский электрохимический комбинат». Когда Саянск, находящийся в 20 км от него (а Зима – в 5 км), стал увеличиваться, завод назвали «Саянскхимпром». Дальше прошли различные процессы, говорят, завод превратился в группу предприятий, хотя визуально это не видно. И название сменили тоже. И, надо сказать, авторы всех этих названий – настоящие поэты, назвали его «Саянскхимпласт». Гениально, что ни говори. В то время в работал в ДК «Юность», в городе, но ДК был собственностью химзавода, и поэтому нас отправляли на обучение на химзавод, где мы обучались уклоняться от хлорной волны, ходить по лабиринту и делать искусственное дыхание на пластиковом манекене. Учились 4 дня, а потом сдавали экзамены. В ДК работали 50 человек, и каждый год приходилось сдавать экзамены, а кому-то – 2 раза в год. Если же кто-то чем-то не угодил начальству, его могут завалить экзаменами, и лишить премии, которая составляла 70% зарплаты. Один элекромеханик получал 14 тыс. руб, после завала экзаменов он получил 7000 рублей. Сантехник, который работал в ДК, не доработал до пенсии 1 год и был уволен за разногласия с начальством.
***
Но суть не в этом. Деньги мы получали в предкассовом зале. Когда ввели пластиковые карты, то, чтобы получить карту, нужно было ехать в центральный банк, который находился в городе Зима в 28-и километрах от Саянска. Но это мелочи. При получении денег важно было вовремя вытащить карту, а иначе её проглотит банкомат, и поэтому создавалось нервное напряжение, так как денег всегда очень мало, и они крайне важны. По после 2-3 раза страх уже улетучивался. Первое время никакой выгоды от банкоматов не было. Они находились в разных частях города, и их было всего три, и обычно нужно было отстоять длинную очередь, чтобы снять деньги.
***
Время получения зарплаты всегда было временем, когда деньги уже давно кончились, и жрать охота со страшной силой. Это если грубо и метафорой. По крайней мере, в такие дни у банкомата выстраивалсь длинная очередь, и лица стоящих в очереди выражали напряжение, серьёзность и упадок духа. Почему упадок духа – вопрос к ним. В такие моменты я ловил себя на мысли, что можно снять деньги и завтра, и очередь будет меньше, но деньги нужны были прямо сегодня, безотлагательно. И, как мне кажется, лица людей выражали не только вышеперечисленные чувства, но и «гон». Они в уме уже рассчитывали что купить, кто-то планировал новый кредит, а кто-то мучительно размышлял о том, куда потратить деньги. То есть, излишек был хоть и не большой, и проблема была в том, что надо купить – шкаф, или компьютер, или взять кредит на гараж. И это мучительное раздумье отражалось в лицах. Каждый непременно что-то хотел купить! Не все, конечно, но большинство, так как считалось, что на химзаводе люди травят своё здоровье, и поэтому получают чуть больше, чем в прочих местах, а вот куда истратить этот «излишек» - задача непростая.
***
Возьмём, к примеру, дворника из ДК «Юность». Получал он меньше меня, но у него была ещё 3-я группа инвалидности, и плюс этому его жена работала на химзаводе. Излишек какой-то явно был, хотя он и дворник, и он купил себе крутой смартфон, дорогой компьютер, может, ещё что-то. У них, кроме того, была ещё дача, и на этой даче они выращивали картофель на продажу, а это ещё какой-то доход. Всё своё детство я проработал на даче, на которой люди проводят 20 дней в году, и мне эта работа всегда казалась тяжёлой. Но, когда я вырос, то на своей даче работа уже не казалась тяжёлой, хотя сердце было уже посажено, и давление было, и тахикардия, и астма. Видимо, потому что дача своя, а не родителей. Ощущение совершенно другое. Отношения с родителями всегда были хорошими, и на работу никто не погонял. Что же касается того дворника, то со временем они купили Уаз-Патриот, который я бы никому не советовал покупать, и по характреристикам, и по внешнему дизайну. У них всегда было несколько кредитов, из которых они не вылезали. Дворник заказал себе из Китая телефон за 6000 рублей, который был кнопочный, но с мощной батареей, якобы, которая держит месяц. Купил также и резиновую клавиатуру на 2-й компьютер, которую можно свернуть трубкой. Когда в семье двое детей, одного компьютера явно недостаточно. После того, как он уволился из ДК, из-за трений с начальством, у него были какие-то подработки в подвалах по установке цифрового управления теплоузлов, также он делал какие-то светильники, и отмечал, что ему не доплачивают. Вылез ли он из кредитов, я не знаю.
***
Также как-то раз один мой приятель предложил мне купить у него подержанный ноутбук за 25 тыс.руб. Он у него грелся. Я отказался, так как был не финансоспособен, и вообще не имел привычки сорить деньгами, тем более, что сорить было и нечем. Я присмотрел более дешёвый нэтбук в кредит, но банк кредит не одобрил, и объяснять неодобрение – не в их правилах. Тот же самый ноутбук, который грелся, купил другой человек, за сколько, не знаю, но через год он у него сгорел.
***
Я же взял в павильоне подержанный нэтбук за 7000 в кредит. И при этом лохонулся. Он сдох уже через 3 дня! Когда я хотел его вернуть, мне отказали, так как я взял в кредит 12000 рублей, которые надо вернуть, а только потом мне вернут 7000 рублей за нэтбук. Причём из них уже 4000 рублей я выплатил в павильон. Я предложил сделать перерасчёт, но они наотрез отказались. Это была сеть магазинов «Евросеть». Сейчас я бы так себя не повёл, но тогда, я готов признать, что был лохом. Что было, то было, люди попадают и в более попадосные попадосы. Чтобы вернуть деньги (7000), я должен был отдать за кредит 8000 рублей (12-4=8), и тогда мне выдадут 7000 рублей. Получается, я должен был всего 1000 рублей, и эта тыща была у меня на руках. Но они ни в какую не соглашались на прерасчёт: я отдаю им 1000 рублей, и могу идти гулять. Но они не согласны! Ты давай нам 8000 рублей, а мы вернём тебе 7000. И никаких вариантов. Мне не хватало 7000 рублей. Тогда я пошёл к своему начальнику, Ярмоловичу, и сказал: «дайте мне 7000 рублей, и через 10 минут я вам принесу их обратно». Но Ярмолович ответил: «Я в такие игры не играю». Я хотел подробно объяснить ситуацию, но он не хотел слушать. Тогда я пошёл к своему приятелю, и подробно объяснил ситуацию. Я сказал: «Ты даёшь мне 7000 рублей, а через 10 минут я возвращаю тебе их обратно». Приятель согласился, но он не дал сразу деньги, а пошёл со мной. Мы вместе вошли в павильон и рассчитались. Это было глупо, и не по закону, но это было. На тот момент у меня было какое-то сложное состояние, когда вокруг было много разных проблем, голова забита, и спросить совета как-то не приходило в голову. Но, по сути, можно было просто расторгнуть договор, и вернуть деньги. Но я этого не знал.
***
Ещё до этого, когда я работал в ДК «Юность» и сочинял свои рассказы на бумаге, разные повести, стихи, песни про злого начальника, то помнится один случай. Прошёл слух, что сегодня будут давать деньги. Этот слух всегда распротранялся со скоростью молнии, и всегда верный. После работы я пошёл в магазин «Спутник», и увидел там такую картину. Возле банкомата стояла длинная очередь, и на лицах людей читались все те оттенки выражений, что описаны выше. Но очередь эта не двигалась, так как перечисления ещё не было, все просто тупо стояли, и ждали перечисления. Очередь не двигалась. И тогда я решил, что лучше прийти попозже, перед закрытием магазина. А магазин работал до 21.00. И тогда я пришёл в 20.30, но за это время ничего не поменялось: все также стояли молча и хмуро, а очередь не двигалась. А оставалось всего 30 минут до закрытия, но никто не расходился. И тогда я решил, что ловить тут нечего, и пошёл домой. Наутро я пошёл на работу, и дворник заявил, что вчера ему всё-таки удалось снять деньги! Мне и самому как-то кажется странным, что я зпомнил всё, что тогда происходило, во всех деталях, хотя прошло значительно времени.
***
Но суть не в этом. Прошли слухи, что деньги с карты воруют. К примеру, у одной работницы химзавода исчезло с карты 19000 рублей. Если бы я работал на самом заводе, то имел бы больше информации о происходящем, а так только отрывочные сведения. Как кругом люди говорили, деньги просто пропадают, и никто их тебе не вернёт. У меня таких случаев не было. Я обычно снимал деньги столько, сколько нужно в данный момент, а не всю сумму. В конце месяца у меня оставалось на карте 300 рублей. И, когда я пытался снять последний остаток, который мне был нужен позарез, оказалось, что у меня на счету ноль! Я согласен, что 300 рублей – это не деньги, но на тот момент они были крайне нужны. Но их не было. И я никуда не обращался, чтобы не позориться с этими 300-ми рублями. С этого момента я стал снимать с карты сразу все деньги. В другой раз, когда я как-то зашёл в банк, чтобы поинтересоваться долгосрочной ипотекой на однюшку (я на тот момент с женой и сыном снимал квартиру), то я случайно увидел человека, который в том же банке заявил, что у него пропало 1000 рублей. Он предъявил чеки, написал заявление, но ему ответили, что, скорее всего, эту 1000 он никак не вернёт, и они ему помочь не в силах.
***
Поэтому я бы сказал, что электронные деньги – ненадёжны, по крайней мере, на данный момент. Может быть, будут и какие-то изменения, но наличка как-то надёжнее. В том же ДК работал звукорежиссёр Сарасек, который получал там хорошие деньги. И он, кажется, копил деньги на квартиру. Никаким банкам он не доверял, и складывал их под матрас. Но, даже неплохо зарабатывая, по местным меркам, я думаю, ему пришлось бы копить так лет 10 на однокомнатную квартиру. Работал он от петухов и до третьей луны, сильно нервничал и переживал. Директор предложил ему помощника, чтобы уменьшить нагрузку, но тогда ему придётся и делиться зарплатой. А Сарасек надеялся накопить на квартиру. Сделаем небольшую паузу.
***
Сарасек, как говорят люди, скачивал из интэрнета мелодии со словами, убирал из них слова, что-то переделывал, и продавал 1 мелодию за 1500 рублей. Это было прибавление к доходу, не отходя от кассы, и директор никогда и никому в этом не препятствовал. Колымить – разрешено. Даже более того, один раз директор отправил нас таскать землю возле гостиницы, и мы заработали по 40 рублей на человека, за день работы. Правда, руки ноги потом ныли. Но зато это было в рабочее время, когда тебе начисляется официальная зэпэ. Сантехника я увидел в магазине во время обеда. Там я покупал булки, которые были хороши, и которые я ел на работе, а сантехник покупал стопарил, а потом просил повторить. По внешности он был чисто-русским, нос картофелиной, и фамилия старинная – Федосеев. Характер у него был завистливый и мелочный. Но не в этом суть.
***
Сарасек продавал свои минусовки, но нагрузка на работе была столь большая, и ещё было много нервности, что психика не выдержала. Сарасек сбежал с работы и пропал без вести. По спутнику засечь сигнал телефона не удалось, так как он он его выбросил. Последний раз его видели на автостанции. Вскоре было собрано человек 30 добровольцев, и мы пошли прочёсывать лес. Я пошёл со своим Бобиком, и так было веселее. В это время я уже давно не работал в ДК. Прочёсывать мы пошли только один лес, а лесов вокруг города было полно. Другие леса мы не прочёсывали. Во время прочёса я чуть не провалился в болото, и это был уже не первый случай такого рода. Но всё обошлось.
***
Через какое-то время Сарасека нашли в другом районе, уже седого и сумасшедшего. Он считал себя Драконом, а потом – Радомиром, и призывал к язычеству. Когда я спросил, правда ли то, что ты Радомир, и почему, он ответил, что потому, что он вспомнил, кто он есть на самом деле. Евреев он осуждал. Как-то раз я видел его у магазина «Морковка», где он убирал снег. Также у него были и проблемы со зрением, и я посоветовал ему выписать очки со стильной оправой. На что он ответил, что оправа, главное, чтобы была мощная, чтобы не сломалась. Он также говорил, что собирается куда-то уезжать, но куда – он не говорил. Вскоре его нашли мёртвым в лесу, на похоронах я не был, так как меня никто не позвал, и узнал о случившемся только после похорон. Но в целом, мы были не враги, он даже хвалил мой стих, который я ему прочёл в коридоре ДК «Юность»:

Со властью срослись олигархи и воры
500 террористов и киллеров 100
В стране имбецилов, в стране идиотов
Схватить, наказать, их не сможет никто.

15.02.19


Рецензии