Яша

Лето - это маленькая жизнь порознь
Тихо подрастает на щеках поросль.
Дом плывет по лету - а меня нету,
Лето - это маленькая жизнь.
Олег Митяев

- И вот когда вся стая полетела зимовать на юг, одна маленькая, но гордая птичка сказала: «Лично я полечу прямо на солнце!». И она стала подниматься всё выше и выше, но очень скоро обожгла себе крылья и упала на самое дно самого глубокого ущелья...
- Птичку… жалко!
/К/ф "Кавказская пленница"/

В детстве я жил в постоянном окружении животных, домашних и диких, я учился с ними разговаривать на их языке звукоподражаний и жестов, я заботился о них и учился наблюдать, что впоследствии помогло более эффективно общаться с людьми.

Поскольку мы жили в сельской местности, когда у меня выдавалось время, свободное от домашней работы, я любил уходить в леса пешком, либо уезжать на велосипеде. В нашей лесостепной полосе Кулундинской равнины /https://ru.wikipedia.org/wiki/Кулундинская_равнина/ много озер, небольших березово-осиновых лесов (о’колков), болотцев, среди представителей фауны можно встретить болотную выпь, цаплю, кобчиков (род соколов), трясогузок; даже лебеди залетают иногда. Также на озерах, оставшихся от последнего ледникового периода, водятся чирки, нырки, и другие утки, дикие гуси, и в лесах - зайцы, барсуки, косули, козы, и много всякой другой живности. В озерах и реках водились вьюн, гольян, карась, щука, водяная крыса ондатра, которую в прошлом веке ловили капканами из-за красивых шкурок для изготовления шапок. Одну ондатру, я, кстати, освободил из капкана своими руками. Правда, благодарности я в ответ не получил, но она меня хотя бы не укусила, и на том спасибо.

Помню, мне было лет тринадцать, я пошел «на болото», как у нас говорили, - к озеру Малому Малининскому, разделенному на две части железной дорогой, и наловил руками целый выводок утят рода нырков (лат. Netta), штук двенадцать, положил их в майку и принес домой, выпустил в хоздвор – реализовал инстинкт охотника. Я был рад добыче и планировал вырастить их на мясо, вместе с другой домашней птицей. Но отец, появившись дома в обеденный перерыв, распорядился вернуть птенцов в дикую природу. Хотя, например, отец моего одноклассника Андрея, работавший лесником, держал дома стаю диких гусей, в количестве около тридцати; он им подре’зал крылья, чтобы не улетали.

Каждый год, когда в начале августа открывалась охота на дикую птицу, выстрелы начинали раздаваться с рассветом рядом с поселком, и обезумевшие птицы, некоторые из них подстреленные дробью, летали везде, и подранки даже могли упасть в твой огород.

В нашей восьмилетней школе была традиция – каждый год на День Пионерии 19 мая – был сокращенный учебный день, и вся школа уходила после уроков в лес, разводить Пионерский костер высотой до 5 метров, печь картошку, и играть в пионерские игры, в том числе, в "Зарницу". Сейчас их бы назвали «квесты». В одном из квестов мы с одношкольниками руками поймали двух маленьких зайчат, просто загоняв их до полусмерти. Правда, потом их отпустили по указанию пионервожатой. Ибо: пионер – всем детям пример, должен быть гуманным и человечным. Но сколько было эмоций – ни в сказке сказать, ни пером описать.

Лето в Сибири – это всегда «маленькая жизнь», короткая и, то теплая и благодатная, то холодная и дождливая, а то и засушливая и невыносимо жаркая.

Однажды летом, в возрасте 15 лет, я бродил по лесу, наслаждаясь природой, свободой и счастливым советским детством и юношеством. И вдруг я услышал крики двух ворон /https://ru.wikipedia.org/wiki/Серая_ворона / - это были родители птенца, как оказалось, выпавшего из гнезда на верхушке березы. Птенца-то я и подобрал, по доброте душевной, решив его взять домой и выпестовать.

Я назвал птенца, не зная, самец это или самка, именем «Яша». Я где-то прочёл, что ворону, теоретически, можно научить разговаривать, как попугая, и пытался это воплотить в жизнь, но Яша так и не стал разговаривать. Он даже есть не мог поначалу самостоятельно. Приходилось запихивать корм ему в клюв. Позже он стал ходить по двору, и отбирать еду из миски у нашей собаки. Я приучил его сидеть на моем левом плече, ходил с ним дома, и немного позже, стал ездить с ним вместе на велосипеде. Причем он отзывался на кличку и, склонив голову набок, смотрел на тебя умным черным глазом, как бы говоря: «Чего тебе надобно, отроче?».

Так он прожил у нас примерно в течение пары месяцев. И когда он начал подлётывать, я решил, что пора его выпускать на волю. Я посадил его на плечо, и уехал примерно за три километра от дома в лес, выпустил его, и уехал.

В тот же день Яша вернулся обратно домой, сев на крышу нашего дома по прилету. Позже наша соседка, пенсионерка Галина Ивановна, рассказала, что стирала белье у себя во дворе, и чуть не пережила сердечный приступ, когда серая ворона прилетела и села ей на спину. Вот натерпелась страху наша соседка! Причем наш дом был не рядом с ее усадьбой, но на этой же улице, примерно на расстоянии пятисот метров.

Через пару дней я собрался с духом – а расставаться с питомцем, которому я заменил родителей, было тяжело, – и увез Яшу уже километров за десять от дома, в другом направлении. Дикое животное должно жить в дикой природе – твердо решил я. И он больше не возвращался. Если бы у меня была эта птичка сейчас, я её, скорее всего, оставил бы дома. Поскольку шансы выжить у птицы, выросшей в искусственной среде, меньше. И, возможно, он погиб, не умея добыть себе корм. Однако, нельзя в одну и ту же реку войти дважды. По крайней мере, я дал Яше шанс, выкормив его, и сделав его на месяц членом нашей большой семьи. Иначе бы он погиб еще «желторотиком».

17.02.2019г.

/Из воспоминаний мамы/

***
Когда у нас в семье появился Яша, собаки временно не было, собачья конура во дворе стояла пустая. В то время было принято, чтобы в каждом дворе была собака - в целях охраны имущества, охотники брали с собой собак на охоту.

Например, у соседской бабушки - Марии Адольфовны - ее сын, живший отдельно, держал черного ньюфаундленда, который укусил меня за руку однажды, потому что сидел на цепи все время, кроме охоты, и ему было скучно. А я подошёл к нему, чтобы погладить, он поставил мне передние лапы на плечи, чтобы я гладил его по голове. От избытка чувств он меня и кусанул. Мне тогда было 10 лет.

Поскольку на улице было тепло, Яшу я привязал за лапу к будке, и он там жил. Когда он немного подрос и привык ко двору, я его стал отвязывать и он гулял свободно. Моя младшая сестра Алёна, которой было пять лет, играла с соседским мальчиком Костей, который приезжал на лето к бабушке, и они часто бегали через дорогу: то к нам, то к ним. И Яша бегал через дорогу вместе с ними. Соседи смеялись: маленькая птичка бежит за детьми как собачонка, переваливаясь с ноги на ногу!

***
Летом каждое утро корову Марту выгоняли на выпас, в 05:30. Пастух проезжал верхом на лошади по деревне, и собирал общественное стадо. Однажды в пять утра, когда родители еще спали, в дверь веранды громко постучали. Мама думала, что кто-то пришел, и выскочила спросонья на крыльцо, ожидая увидеть кого-то из соседей. Но на уровне глаз никого не было). Оказалось, что в низ двери своим клювом постучал Яша, потому что он проголодался, и требовал его накормить!

***
Папа тоже вставал рано утром. Наш туалет находился на огороде, и папа каждое утро посещал этот маленький домик, проходя через хозяйственный двор. Временами он туда бегал, чтобы успеть, если "приспичило". И Яша, его туда сопровождал бегом. А когда он начал понемногу летать, он долетал до туалета, садился на крышу, и ждал, пока тот выйдет. Таким образом, Яша воспринимал нас как свою семью, и привязался ко всем как ребенок.

23.03.2019г.


Рецензии