Как мне продавали шубу

 
                Рассказ

     Был предвечерний февральский час, когда ещё не сгустились сумерки, но уже чёткость дальних предметов стала размываться, а ближние просматривались словно через серую кисею.
Я шла, погрузившись в свои внутренние переживания, вступив мысленно сама с собой в бесконечный диалог о нынешнем бытии и возможных перспективах на будущее.
Из этой мешанины созерцательности и философствования вывел голос водителя подъехавшей на стоянку перед зданием почты машины.
-- Женщина, можно вас на минуту. Подскажите, пожалуйста...
Ну, почему же не подсказать. Обычно водители спрашивают или как проехать к нужному адресу, или где расположено то или иное предприятие или организация.
-- Что вы хотели узнать? -- интересуюсь у водителя, оставаясь на тротуаре.
-- Женщина, подойдите поближе, у меня со слухом проблемы, -- слышу в ответ. И водитель демонстративно начинает пристраивать на ухо слуховой аппарат...
Что было дальше, в двух словах не перескажешь. Я отчётливо вижу, что за рулём сидит цыган, молодой и симпатичный, мило улыбается. И тут начинается откровенный развод лоха. В данном случае лохушки. Парень, а скорее, молодой мужчина начинает мне рассказывать, что вот они к нам в город привозили шубы на выставку-продажу, а теперь у них осталось три штуки не проданных, а им надо ехать в Белоруссию, а на таможне их с шубами остановят, и они готовы продать норковую шубу за чисто символическую цену, хоть за тысячу рублей, не выбрасывать же...
Мне не давалось ни минуты на размышления. Поток слов тёк не переставая. Мне в окошко предложили потрогать мех, мол, это из дикой норки шуба.
Я уже давно предпочитаю не носить вещи из натуральных шкур. Как-то неуютно в них, если представить, что ради того, чтобы мы могли покрасоваться в мехах, убивают миллионы ни в чём не повинных животных. Но эти рассуждения пришли позже, а тогда меня крепко держали на словесном поводке, не давая вырваться. Стоило только начать возражать, тут же перебивали каким-нибудь вопросом, опять втягивая в обсуждение шуб. Как только хотела отойти, мгновенно проникновенным голосом начинали уточнять мелкие детали, как проехать дальше, цепляя на крючок. И только увидев, что я опять увязла в словесной патоке, продолжалась торговля.
Когда мне дали пощупать одну шубу, чуть не насильно всучив в руки и при этом окутывая словесным потоком о том, что стоит мне только купить за такие деньги, я буду век благодарить продавца, мне показалось, что под пальцами чуть странновато перекатывался ворс. Такое впечатление, что он искусственный. Я ещё раз попробовала на ощупь... Продавец, видимо, увидев, что меня заинтересовало качество, тут же бросил на руки мне другую шубу, эта была точно из норки. При этом отвлекал разными вопросами, то спрашивая мой размер, то интересуясь, какая мне больше нравится -- длинная или короткая... При этом полностью игнорировал мои ответы, что мне никакая шуба не нужна...
Я человек недоверчивый и осторожный. И как он мог меня уговорить сесть в машину под предлогом, что нечего на улице устраивать базар, что он отвезёт меня ко мне домой и я примерю перед зеркалом все три шубы, а он постоит перед домом и подождёт меня, ума не приложу? А что мне мерить, если денег ни в доме, ни в кошельке нет? Да и не нужна мне ещё одна шуба, я и те, что раньше купила, давно не ношу. Обхожусь куртками. Что мне, в норке в магазин за хлебом ходить? Не жирно ли в нашей нищей жизни?
Я уже уверилась, что это какая-то афера, но вырваться из паутины слов не могла. Меня постоянно погружали в словесную кашу, то и дело отвлекая, требуя, пусть пока и в мягкой форме, чтобы я сказала, куда ехать, и опять обещания, что я буду облагодетельствована продавцом так, что всю жизнь смогу его благодарить, что буду свечки в церкви за своего благодетеля ставить...
Он был уверен, что я уже сломалась, что я сейчас поеду с ним к своему дому. Но как только замолчал, я тут же стала думать, в чём афера. И каким образом мне вырваться из словесного капкана этого слишком навязчивого торгаша. Достала из кошелька тысячную купюру и сказала, чтобы завернул любую шубу, я беру. При этом вылезла из машины...
Не знаю, опешил ли он от моего предложения, но он  тут же показал ценник на шубе, где стояла цифра -- 140000 рублей.
-- Ты хочешь купить эту шубу за тысячу рублей? -- в его голосе звучало неподдельное удивление. А ведь буквально минуту назад уверял, что ему эта сумма подойдёт, ведь не выбрасывать же товар в мусорный бак, так как всё равно через границу не перевезти.
-- Ну, не за тысячу же долларов? Где вы в нашей глубинке такие деньги сыщете? Сами же сказали...
На мгновение расслабившись, продавец упустил словесную нить, на которой меня всё это время держал. К слову, с ним был ещё один, более молодой, на мой взгляд, спутник. Возможно, он только учится облапошивать провинциалов, а может быть, у него несколько иная специализация... Для меня было главным, что я выбралась из машины, что смогла отойти на некоторое расстояние...
-- Ну, я хотел  получить за шубу хотя бы тысяч десять... -- водитель опять стал окутывать меня словами, уговаривать сесть в машину, чтобы просто довезти до дома. Старался убедить подойти поближе, так как он плохо слышит. Но я уже оторвалась от навязчивого словоблудия и теперь боялась опять оказаться, как муха в паутине, в этом его негромком, с нотками убеждения, настойчивости и повелительности голосе.
Никогда раньше я себе не позволяла утрачивать контроль над эмоциями и желаниями. Это был первый случай, когда я на себе убедилась, как можно просто голосом, словесными манипуляциями подавлять волю, подчинять себе человека, им манипулировать...
Может быть, и не рискнула бы об этом написать. Но мой рассказ -- это предупреждение другим: будьте настороже, если уж решили ответить на просьбу о помощи. И лучше не подходите в одиночку к незнакомым машинам.
К слову, я потом два дня была в каких-то растрёпанных чувствах. Мой мозг просто восставал от осознания того, что воля моя была даже не подавлена, нет, она была оккупирована всего лишь только словами, их наборами, интонациями...
Юхнов, февраль 2019 г.


Рецензии