Рассказ об интересе к Бурейской теме утром 16 февр

Рассказ об интересе к Бурейской теме утром 16 февраля 2019 г.



1) Информация о работах по устранению (бывшей) природной плотины на реке Бурея. Постепенное подведение итогов. Продолжение контроля за ситуацией в районе (бывшей) природной плотины на реке Бурея



«https://www.hab.kp.ru/daily/26942/3993597/

01:00 2019-02-15 T10:31:48+03:00

Отслеживать паводок на Бурее будут две группы спасателей из Хабаровска

Специалисты отправятся к месту завала уже в апреле, наблюдательные посты будут расположены как у поселка Чекунда, так и непосредственно у места оползня [фото, видео]

БОРИС КОКУРИН

Решение весной отправить на Бурею оперативные группы спасателей было принято после облета и обследования проблемного участка учеными, сотрудниками МЧС и членами краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Представители института водных и экологических проблем замерили скорость течения воды в канале, пробитом военными саперами в оползне, а также выше и ниже по течению. Эти данные им понадобятся для того, чтобы сделать прогноз паводковой ситуации.

Проблемное место тщательно обследовали ученые, спасатели и члены КЧС Хабаровского края…

Сейчас саперы покинули проблемное место.



Посты будут установлены как непосредственно у канала пробитого в оползне, так и у поселка Чекунда.

…» [https://www.hab.kp.ru/daily/26942/3993597/]




2) Дополнение к сведениям о динамике ситуации на (бывшей) природной плотине, (бывшем) спонтанном водохранилище и смежных территориях.





"Красная звезда"

Укротители Буреи держат путь домой

15.02.2019

Завершаются демонтаж полевого лагеря и вывоз специальных грузов с места ликвидации природного завала.

Сводный отряд военных инженеров 14-й отдельной гвардейской инженерной бригады Восточного военного округа уже перебазирован в Хабаровск. Медицинский отряд, расчёты беспилотных летательных аппаратов также вернулись в пункты постоянной дислокации. Сейчас из района работ на вертолётах Ми-8 и Ми-26 перевозятся имущество и материальные средства. Боеприпасы и средства взрывания уже вывезены полностью.

На месте завала подразделения МТО сворачивают полевой лагерь, который на протяжении месяца был вторым домом для сводного отряда. Военнослужащим предстоит убрать 19 палаток, дизель-генераторы, свернуть средства связи, пункты питания и места для отдыха, хлебопекарню и малогабаритный душевой комплекс.



За всё время пребывания на Бурее военные инженеры выполнили 11 подрывов мощностью свыше 10 тонн тротила каждый. Взрывы позволили пробить сначала небольшую протоку, а потом расширить её. На сегодняшний день её ширина – от 100 до 150 метров, глубина – до 23 метров и длина 254 метра. Пропускная способность – более 1600 кубометров воды в секунду.



Роман БИРЮЛИН, «Красная звезда»

15 февраля 2019 г.Бурея»


3) Перекрытия рек, дамбы, метеориты. Общая проблематика водных и энерго- ресурсов. Россия, мир. История, новости, прогнозы. Хронологические группировки.



«https://www.rostov.kp.ru/daily/26942/3993883/

15 ФЕВР.13:482019-02-15T13:53:16+03:00



По словам главы Первомайского района, размеры трещины постоянно увеличиваются

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ

Старая дамба на Ростовском море (она же — плотина пруда №7), разделяющая это водохранилище, которое состоит из ряда прудов, находится в предаварийном состоянии. Иначе говоря: она еще стоит — и даже, вроде как, довольно крепко, но в любой момент может возникнуть угроза начала ее разрушения.

ТРЕЩИНУ ЗАЛАТАЛИ, НО НАДОЛГИ ЛИ — БОЛЬШОЙ ВОПРОС

А причиной тому, сообщил в ходе заседания комитета ЗС РО по строительству Владимир Назаренко - врио директора Ростовмелиоводхоза (это госучреждение, подконтрольное МинсельхозуРФ, которое занимается вопросами мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ростовской области), трещина длиной почти в два метра и шириной в 8 сантиметров.

В связи с этим плотине был присвоен высокий класс опасности, движение по ней закрыто.

- Течи нет, - успокоил Назаренко. - Мы провели ее санацию, ситуация под контролем. Ее (трещину) регулярно осматривают водолазы, все осматривают.

Между тем, у городских властей на этот счет иное мнение. По словамглавы Первомайского района Ростова-на-Дону Артура Григоряна, он лично общался с водолазами, проверявшими состояние дамбы, и те сказали, что трещина на самом деле растет — по 1 мм в квартал.
- Под угрозой затопления, если дамбу прорвет, в первый час окажутся сразу 440 домов, - заявил Григорян. - Я даже попросил МЧС провести учения на такой случай.

- Да, трещина есть, но угрозы (прорыва) нет, - заверил, однако, Назаренко. - Наверное, ныряют туда какие-то водолазы, что-то исследуют... Но проверку состояния (дамбы), о которой я говорил, проводили именно специалисты, и они утверждают, что видимых изменений нет. Повторюсь: мы сделали санацию.

ЧЬЕ ОНО, РОСТОВСКОЕ МОРЕ?

А вот как быть с сооружением дальше — непонятно. Оно находится на балансе федерального Минсельхоза, который денег на его содержание не выделяет уже долгое время, поскольку эта дамба, выражаясь по-простому, по большому-то счету никакой роли не играет — она служит только водоразделом между прудами.

Изначально ведь Ростовское море создавали с целью очистки Темерника, чтобы так называемыми залповыми сбросами (до 10 кубометров в секунду) промывать русло этой реки. Пришлось, правда, построить еще шесть прудов, поскольку воды не хватало, и в 1971-м был проведен первый сброс, который признали эффективным. А затем родилась новая идея — соорудить еще и Северное водохранилище, два водоема, для еще более качественной работы.

Но далее кто-то прикинул, наконец, в какую сумму обходится подъем воды из Аксая в Ростовское море с помощью насосной станции, и — выводы оказались крайне неприятными: затраты на электроэнергию выливались (в прямом смысле слова) в громадную сумму.

В итоге проект и не закрыли совсем (т. е. убирать ничего не стали), но и функционировать он так, как предполагалось в проекте, не стал. Плюс возникли разногласия между ведомствами, кому за что отвечать.

И вот, начиная с середины 80-х, Ростовское море превратилось в обычный водоем. Дорога же по плотине пруда №7, пусть она и однополосная и выглядит неприглядно, стала выполнять роль альтернативы для проезда к садоводческим товариществам, расположенным по обе стороны водоема.

А тут еще появился микрорайон «Платовский», трафик вырос, и... машины разбили, продавили дамбу, нагрузка-то на нее действительно выросла в разы.

СТРОИТЬ НОВЫЙ МОСТ ВЛАСТИ ОТКАЗАЛИСЬ

В декабре прошлого года, по решению Аксайского райсуда, куда обратилась прокуратура с соответствующим предписанием, дамбу для проезда транспорта закрыли. Люди, конечно, стали жаловаться — что и пробки постоянные, и скорые и пожарные проехать не могут, поскольку основной путь — по берегу Ростовского моря на ул. Орской — чересчур загружен. Даже написали петицию на сервис «Активный ростовчанин» (она набрала 499 голосов «за» при одном «против»), убеждая власти построить новую дорогу и укрепить плотину и открыть ее для проезда вновь, однако мэрия ответила категорическим «нет»:

- В границах ул. Орской и Ростовского моря расположены территории городских лесов, включенных в федеральный реестр, на которых, в соответствии с Лесным кодексом РФ, не допускается строительство автодорог и мостов, - пояснили в горадминистрации. - Также, в границах ул. Алябьева и Ростовского моря, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории города, установлен ряд ограничений по использованию земельных участков в данном месте. Поэтому выполнить проектирование и строительство альтернативной автомобильной дороги в районе дамбы через Ростовское море в настоящее время не представляется возможным.

ВСЯ НАГРУЗКА ЛЕГЛА НА ДВУХПОЛОСНУЮ ДОРОГУ НА УЛ. ОРСКОЙ

На заседании комитета ЗС РО по строительству тоже призвали не фантазировать: моста, по крайней мере, в обозримом будущем, построить не получится. Вариант решения проблемы — обратиться на федеральный уровень, чтобы Москва выделила деньги на укрепление дамбы (при этом Ростовмелиоводхоз наоборот предлагает забрать сооружение на баланс региона).

Но о каких суммах идет речь — конкретики нет. Зато ущерб, если вдруг случится беда с прорывом дамбы, Владимир Назаренко озвучил: 3 млрд рублей.

Тем временем, специалисты предупреждают: с учетом того, что проезд по плотине закрыт, вся нагрузка ложится на другую дамбу, основную, на ул. Орской — по которой к тому же, несмотря на запрет, по-прежнему проезжают большегрузы.

Сколько времени выдержит она — вообще сложно спрогнозировать.» [https://www.rostov.kp.ru/daily/26942/3993883/]


“… для плотины [на Ростовском море] с июня 2018 года установлены контрольные маячки, мониторинг которых ежемесячно проводят водолазы. «Кроме того, ежедневно 2 раза в день, специалистами ФГБУ «Ростовмелиоводхоз» производится обход с осмотром верхнего и нижнего участка плотины с фиксацией уровня воды», — добавили в пресс-службе [городской администрации].” [https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c67429d9a7947d1cc117518]


“http://nvgazeta.ru/news/14488/541699/

Сетевое издание «НВ газета»

№70 от 15 февраля 2019 г.

Преображение Темерника - «первая миля» определена



Концепция по благоустройству прибрежных территорий  вдоль Темерника, где будет создан линейный парк,  пока не завершена, продолжаются работы по проектированию и межеванию.

Но уже утвержден  первый этап работ. Это 33-километровый участок, протянувшийся от Больших Салов до впадения в Дон. Процедуру утверждения проходит и второй этап - 15-километровый отрезок реки от поселка Ковалевка. В разработке находится и третий этап: часть русла Темерника вдоль ручья Безымянного, балки Большая Камышеваха от поселка Рассвет  вдоль Ростовского моря. Работы по проектированию и межеванию третьего этапа должны быть завершены к концу 2019 года… ” [http://nvgazeta.ru/news/14488/541699/]


1 февраля

Пока одни источники говорят о том, что теперь Аральское море нельзя будет восстановить даже в ближайшие несколько сотен лет, другие утверждают совершенно противоположное: Аральское море понемногу восстанавливается.

И все это благодаря построенной Кокаральской плотине. »


4) Хронологические сопоставления.


«
Расчистка русла реки Буреи: хроника спецоперации Минобороны РФ

Алексей Савелов

08:08 13.02.2019

«Звезда» публикует цепочку событий, связанных со сходом оползня в русло реки Буреи и его расчисткой российскими военными.

12 февраля замминистра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков сообщил о выполнении поручения президента РФ Владимира Путина о ликвидации затора на реке Бурее.



11 декабря 2018 года. Тогда в Верхнебуреинском районе Хабаровского края, в районе впадения реки Средний Сандар в реку Бурею, произошел сход породы, в результате которого порядка 34 миллионов кубических метров грунта перекрыло течение реки. Природа создала естественную плотину протяженностью 740 метров, шириной до 500 метров и высотой до 60 метров.



8 января 2019 года президент Российской Федерации поручил Минобороны России организовать расчистку русла реки.

10 января 2019 года была проведена рекогносцировка района обрушения, в результате которого сложились самые худшие условия его возможного устранения:



В период с 11 по 14 января была сформирована самодостаточная группировка сил и средств для устранения последствий обвала. В нее вошли военнослужащие инженерных войск, войск МТО, а также ВКС РФ.

В кратчайшие сроки на аэродром Украинка в Амурской области были переброшены все необходимые материальные средства в объеме 500 тонн: в первую очередь инженерные боеприпасы и взрывчатые вещества. Их доставка осуществлялась воздушным и железнодорожным транспортом. По воздуху было преодолено более 6000 километров, а по железной дороге - более 1300 километров. Всего на это потребовалось 30 часов, при том что скорость движения железнодорожного транспорта достигала рекордных показателей - более одной тысячи километров в сутки.



Непосредственно в районе обрушения скального массива выполняли задачи более 230 человек - в составе сводного отряда ликвидации последствий.

С 18 января по 1 февраля военным удалось в образовавшемся природном заторе оборудовать проран.

Со 2 по 10 февраля были проведены буровзрывные и инженерные работы землеройным комплексом по расширению прорана. На сегодняшний день его параметры достигли ширины от 100 до 150 метров, глубины до 23 метров и длины 254 метра, тем самым пропускная способность воды возросла до 1600 кубометров в секунду.
 
Всего в ходе выполнения работ произведено 11 подрывов с применением около 300 тонн взрывчатых веществ (около 260 тонн тротила и свыше 500 кумулятивных зарядов). Общий объем выработки скальных пород превысил 470 тысяч кубических метров.

…»


5) Краткая хронологическая справка.



12 декабря 2018 г. В зоне Бурейского водохранилища произошел сход скального грунта с перекрытием русла реки Бурея в районе слияния с р. Средний Сандар. [http://voda.mnr.gov.ru/activities/list.php?part=17] [http://planet.iitp.ru/news.html]

21 декабря 2018 года. Александр Марканов и Анатолий Иванов  выехали на охоту в Верхнебуреинский район [Хабаровского края] и обнаружили, что поперек русла реки Бурея появилась большая груда камней, земли и деревьев. Вершина одной из сопок была снесена. [https://www.dvnovosti.ru/khab/2018/12/25/92975/]

10 января 2019 года «В Верхнебуреинском МР [Хабаровского края] введен режим ЧС (решение главы района от 09.01.2019 № 2).» [http://voda.mnr.gov.ru/activities/list.php?part=17]

10 января 2019 года.  Публикация (от 10 января 2019 года) в Интернете:
«Минобороны России; Подлинная учетная запись @mod_russia
По поручению Президента России Владимира Путина силы и средства Минобороны России задействованы для расчистки русла и проведения буровзрывных работ в целях восстановления нормального гидрологического режима Бурейского водохранилища»
13 января 2019. «По информации Минобороны, всего будет задействовано пять самолетов ВТА: четыре Ил-76 и один Ан-124 "Руслан", которые доставят более 175 тонн груза на аэродромы в Хабаровский край. На место затора инженерное оборудование и специальные инженерные заряды будут доставлены вертолетами армейской авиации и автомобильным транспортом». [https://www.interfax.ru/russia/645889] (16.01.2019. «Взрывчатые вещества для проведения инженерных работ на завале в Хабаровский край и Амурскую область доставляют сотнями тонн. Их привозят эшелонами по железной дороге. Задействована и авиация: крупнейший транспортный самолет Ан-124 «Руслан» доставил на авиабазу Украинка за один раз более 75 тонн инженерных зарядов…»
13 января 2019 года. «13 января 2019 08:57 “У самого водохранилища уже развернут лагерь с палатками и полевой кухней”» [https://www.vesti.ru/doc.html?id=3103926&cid=8].

13 января 2019 года. «14 января, 15:52. В среду губернатор Хабаровского края Сергей Фургал посетил место схода оползня в Верхнебуреинском районе» [https://ria.ru/20190116/1549437454.html]

17 января 2019 года. На территории Бурейского района [Амурской области] введен режим ЧС (решение главы района от 17.01.2019 № 14). [http://voda.mnr.gov.ru/activities/list.php?part=17]

19 января 2019 года. В границах Верхнебуреинского района [Хабаровского края] введен режим ЧС регионального характера (постановление губернатора Хабаровского края от 19.01.2019
21 января 2019 года. (Ежегодно) в Вооруженных силах РФ отмечается День инженерных войск.
22 января 2019 года. «Митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий 22 января вертолётом прибыл в Верхнебуреинский район» [https://todaykhv.ru/news/incident/18074/]

22 января 2019 г. «… Заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков 22 января прибыл на Бурейское водохранилище...»
24.01.2019 « В этом рейсе экипаж вплотную приблизился к предельной взлетной массе транспортного вертолета Ми-26. Уникальный перелет совершили летчики армейской авиации Восточного военного округа на тяжелом транспортном вертолете Ми-26. Они перевезли с авиабазы «Украинка» на берег реки Бурея 20-тонный бульдозер. В этом рейсе была достигнута почти максимальная взлетная масса этого вертолета - 56 тонн. Садиться пришлось на небольшую площадку на берегу реки. Задача успешно выполнена… Ранее вертолетчики доставили к месту оползня автоцистерну-топливозаправщик.» [https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201901241719-28k3.htm]

28 января 2019 года. «- Несколько единиц техники прошли к месту завала по зимнику, дорогу в тайге длиной 75 км от полустанка Ушман к устью речки Челпачи военные пробили за четверо суток, просто потрясающая скорость, - говорит глава Верхнебуреинского района Алексей Маслов.» [https://todaykhv.ru/news/incident/18166/]

29 января 2019 года. «К месту проведения подрывов от полевого лагеря по гребню завала проложена грунтовая дорога» [https://asn24.ru/news/crime/59222/]

31 января 2019 года «31 января губернатор Амурской области Василий Орлов вылетел на вертолете в Хабаровский край, к месту, где в верховьях реки Бурея обрушился склон сопки»

1 февраля 2019 года. «Сегодня военнослужащие завершили первый этап подрыва породы, разделившей Бурейское водохранилище на два бассейна. Об этом сообщил замминистра обороны РФ Герой России, генерал армии Дмитрий Булгаков в ходе поездки на место происшествия.»
1 февраля 2019 года. «01.02.2019 года пробит канал и установлена гидравлическая связь между отсеченной и основной частями водохранилища» [http://voda.mnr.gov.ru/activities/detail.php?ID=545145]

2 февраля 2019 года «Бурейская ГЭС вышла на штатный режим работы» [https://tass.ru/proisshestviya/6071841]

12 февраля 2019 года. Военнослужащими сводного отряда Минобороны России ликвидирован затор на реке Бурея.
12 февраля 2019 года.  Награждения личного состава. По итогам уникальной операции более 80 военнослужащих награждены ведомственными наградами Минобороны России и более 300 человек медалью «Участнику ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на реке Бурея».

15 февраля 2019 года. «…Саперы покинули проблемное место» [https://www.hab.kp.ru/daily/26942/3993597/]]



16 февраля 2019 г. 04:03


Рецензии