Глава 8 Размышления о любви

***

Тайны человеческой жизни велики, а любовь — самая недоступная из этих тайн.

И. Тургенев


Анна Дмитриевна  привыкла, что внучки с пятнадцатилетнего возраста приходили к ней и спрашивали  о любви. И она каждый раз отвечала им по-разному. Нет в мире точного определения этого чувства. Человек открывает для себя все новые и новые грани любви и ее понимания в течении всей своей жизни.

Сегодня Вера, вернувшись после работы, сразу предложила бабушке попить чаю с вишневым вареньем. Внучка задумчиво помешивала ложечкой чай, в котором не было сахара и думала с чего ей начать свой рассказ. Бабушка терпеливо ждала, тонко нарезая лимон.

- Бабушка, ты помнишь я рассказывала тебе о том, что новый директор не равнодушен ко мне?

- Помню, Верочка. Но ты потом не упоминала о нем, и я думала, что все это было временное увлечение с его стороны.

- Нет. Два месяца назад он развелся с женой и сделал мне предложение. Я отказала. Но он продолжает надеяться, что я оценю его жертву и соглашусь.

- Интересно... Но ты ведь его не любишь и между вами ничего не было, верно?

- Не было и не люблю.

- Так в чем проблема? Тебе надо искать новую работу?

- Да, это тоже. Но я начала сомневаться правильно ли я живу. Может быть, надо принимать предложение, когда тебе его делает хороший человек? Тем более, что он любит меня и доказал это своим поступком. Стоит ли жить мечтами?

- Верочка, дорогая моя девочка, да что же хорошего в человеке, который бросил семью и, наверное, детей? Только то, что он говорит, что любит тебя? - изумилась бабушка.

- Но я всегда думала, что именно поступки показывают правдивость слов, - начала неуверенно Вера.

- Это так. Но какие поступки? Он загнал тебя в угол. Он тебя , по существу, шантажирует. Знаешь, Верочка, я хоть и не считаю себя экспертом в любви, поняла одну вещь об этом, на мой взгляд, самую важную. Любовь делает человека счастливым, она приносит ему радость. Любящий человек всегда хочет сделать так, чтобы другому было хорошо. Как раз этого я и не вижу сейчас. Всем плохо от такой любви. Поэтому я не верю ей. Это - зависимость, одержимость, что угодно, но не любовь.

Тебе лучше просто уйти из этой школы. Я воспользуюсь своими связями, и мы пристроим тебя в другую школу или еще куда-нибудь, если пожелаешь. Договорились? - закончила свою речь Анна Дмитриевна и обняла внучку.

- Ты одна можешь все так разложить по полочкам, объяснить, что  становится  ясно и понятно. Теперь я удивляюсь, как сама этого не увидела и не разобралась, - вздохнула с облегчением  Вера.

- Это новый жизненный опыт для тебя. И ты теперь можешь сделать его позитивным, чтобы он тебе помогал, а не угнетал. Прими его, а ситуацию отпусти. Тебе, конечно, придется еще пережить несколько неприятных моментов, но впереди - свобода. И она того стоит, - произнесла Анна Дмитриевна. вспоминая при этом что-то свое.

- Маме и Наде я чуть позже все расскажу, когда уволюсь, - сказала Вера.

- Но мы все-таки должны решить, чем ты будешь заниматься дальше. Хотя и одного решения за вечер достаточно? - сама и ответила на свой вопрос бабушка.

- Я не против попробовать себя в чем - то другом. Быть аккомпаниатором тоже ведь интересно.

- Я позвоню Филе в филармонию, и он все устроит, - уверенно произнесла бабушка.

- Твой старый поклонник? - пошутила Вера.

- Что-то вроде того, - кокетливо ответила Анна Дмитриевна.

- Скажи, бабушка, почему ты не вышла больше замуж? Ведь тебе делали предложения?

- Прозвучит банально, но никто не смог затмить твоего дедушку. Однако это не значит, что мне не нравилось иметь поклонников, - заметила она улыбнувшись.

- Мне жаль, что и мама осталась одна,- призналась Вера.

- Ваша мама еще молодая и у нее все впереди, - заметила бабушка.

- Скажешь тоже, - засмеялась Вера.

Внучка ушла накрывать стол к ужину, а Анна Дмитриевна, растревоженная этим разговором, действительно попыталась понять, почему же она осталась одна? Она слукавила, сказав, что причина  была в покойном муже и все ее поклонники не дотягивали до него. Дело в ней самой. Она не хотела менять свою жизнь. Выбрав дочь и внуков, она тем самым отказалась от своей личной жизни. Но она не считала это жертвой. Просто - выбор. Главное, чтобы в жизни была любовь, а к мужчине она или к своей семье - это уже не так важно. По крайней мере, для нее все было именно так.


Рецензии