Жизни трудный путь, заключительная часть

(Фото автора)

ТАНЯ – ЗАЛОЖНИЦА ТЁМНЫХ СИЛ

 День за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем не встаёт Таня с кровати ни на минуту, угасает на глазах несчастной матери. Адская боль, сковавшая левую ногу, постепенно овладела всем организмом девушки. Около двух лет длятся мучения околдованной невесты. Таня самостоятельно не может уже ни сидеть, ни ложку держать. Отчаявшаяся Акулина приготовилась к самому худшему, не отходит от дочки ни на секунду. Того гляди каждый вдох и выдох окажется последним.

Но вот в один из скорбных дней к Акулине зашёл местный священнослужитель. Видя невыносимые материнские страдания, он, вопреки церковным канонам, посоветовал Акулине обратиться за помощью к известнейшему на всю округу провидцу - Петрусю, жившему в верстах двадцати. Похлопотал священник для вдовы и на счёт лошадки с санной повозкой. Дорога неблизкая, зимняя. В путь тронулись задолго до рассвета.

На руках выносили умирающую из родного крова, на руках внесли и в дом Петруся. Ведун приказал уложить Таню на лавку под образами. Зажёг лампаду и принялся шептать какие-то магические заклинания. Находившиеся в углу напротив кочаны капусты вдруг стали летать по избе, как футбольные мячи.

Петрусь, быстро свернув начатое дело, заявил: «Твоей дочери наговор сделан на смерть, из-за парня, а постаралась такая-то ведьма (он безошибочно произнёс её прозвище). Я сильнее и могу одолеть её чары, но взамен своей жизни. Прощайте». Напоследок, на всякий случай, он назвал имя «коллеги» - древнего старичка, коротающего век в селе Рыбное. Не мешкая, Акулина от Петруся взяла курс на Рыбное.

Прозорливец, осмотрев Таню, обнадёжил мать. Пообещал завтра на ранней зорьке наведаться лично, а пока велел везти больную домой.

«Поблазил старик, заставил поверить в несбыточное чудо. Не приедет ведь, нет», - терзалась сомнениями всю ночь Акулина. Но едва небо с востока проглянуло из-под тёмного «одеяла» - стук в окошко. Выскочила ко двору, а там - гость дорогой.

Часа полтора знахарь в «союзе» с неведомыми силами изгонял хворь из ноги и всего тела Тани. «Завтра она у меня уже плясать будет», - с улыбкой заверил старец.

Но не завтра, не послезавтра…ни через неделю…врачеватель в Черёмушках больше не появился. Через месяц до Акулины долетел слух, что после визита к ним лекарь скончался в тот же день.

А Таня помаленьку пошла на поправку, но коленный сустав оставался «скованным». Артёма Таня не видела больше двух лет. Пока она медленно угасала, он тем временем женился на Таиске, но детей у них не было.

Первые весенние лучи солнца всё чаще и чаще «заглядывают» в оконце, словно маня Таню на улицу полюбоваться пробуждением природы. И в один из погожих деньков она, опираясь на палочку, осмелилась самостоятельно выйти из дому. В сию минуту, вдалеке она увидела Артёма, идущего в её сторону. Сердцу вдруг стало тесно в груди, затрепыхалось, забилось, как запертая голубка в клетке, пытаясь выбраться на свободу и полететь навстречу милому, единственному. От отчаяния и досады к горлу подступил удушливый ком. 

Доковыляв до окна, Таня облокотилась на завалинку, завела ногу за ногу и спрятала за спину свой костылик, не желая хромой показаться на глаза Артёму. Эта встреча была прощальной.

- Знай, Таня, - с грустью в голосе первым заговорил Артём, - я всегда любил и люблю только тебя одну.

- А почто ж ты с нелюбой жизнь связал? - вздохнула Татьяна.   

- Одним «подарком» нас с тобой наградили, - продолжал беседу Артём, - колдовская сила - страшная сила.   

Через три дня Артёма не стало. Его смерть глубокой болью отозвалась в душе Тани. А его тёща - ведьма с Таиской спешно покинули обжитые места.

ТАТЬЯНА – ПЕКАРЬ

В 1931 году в Черёмушках образовался колхоз, а его руководство возложили на Михаила Семёновича Голышева, человека семейного, грамотного, присланного из другого района. На первых же порах председатель организовал кормление тружеников хозяйства. А хлеб выпекать, по совету местного бригадира, он уговорил Таню. В данном деле её не могла превзойти ни одна хозяйка. Работа суматошная, трудоёмкая, но хлебопёк успевала вовремя поставлять к общему столу колхозников необходимое количество духмяных вкусных пирогов.

Нет у Тани ни своей семьи, ни детей, ни возлюбленного. Из-за «прилипшей» хромоты девушка чувствует себя ущербной. Сердце её по-прежнему заполнено лишь любовью к Артёму, а мысли - материнством. Но не видит она ни в ком из парней, набивающихся к ней в женихи, отца её будущего ребёнка. Может и прокатилась бы жизнь Татьяны в одиночестве, не появись однажды он - агент уголовного розыска - Михаил Семёнович Воронцов.

Его жена осталась в городе, где она занимала руководящую должность в сфере образования. А Михаила командировали на службу в райцентр, находящийся километрах в десяти от Черёмушек.
 
Михаил Семёнович Голышев и Михаил Семёнович Воронцов были большими друзьями. Бывая у товарища в Черёмушках, чекист приметил Таню, и так она ему приглянулась, так запала в душу, что потерял покой и сон.

Будучи семейным человеком, Воронцов не посмел прямо заявить девушке о своих чувствах. Попросил посодействовать друга. Голышев поговорил с Таней, та спросила разрешения у матери на знакомство с женатым мужчиной. Акулина дала добро.

Так состоялось первое свидание Татьяны с Воронцовым в присутствии её матери. Для неграмотных селянок Михаил показался человеком из другого мира.

Сразу бросились в глаза его кожаная куртка, хромовые сапоги, висевшая на ремне кобура с оружием. А когда заговорил, - заслушаться можно: умный, начитанный, интеллигентный…

На прощание Михаил вежливо откланялся и так же тихо, как и подъехал, укатил на своей пружинной двуколке, запряжённой парой лошадей.
 
…Не день, не два… не месяц обхаживал Михаил Татьяну, пока та не стала его женщиной. Воронцов у Тани был первым и единственным мужчиной.

ТАТЬЯНА - МАТЬ

Спустя полгода Михаила повысили в звании и должности, и перевели в железнодорожный посёлок Радужный начальником уголовного розыска.

Таня была уверена, что разрыв с Михаилом неизбежен. Она не любила Воронцова, но очень хотела от него ребёнка. Лишь только поэтому её огорчал отъезд Михаила так далеко. Ну а сам Михаил и мысли не допускал о разрыве с желанной подругой. Он был готов не спать сутками, чтобы вновь и вновь встретиться с Таней.

Когда, наконец, произошло то, ради чего Татьяна согласилась на тайную связь с несвободным человеком, она попыталась прекратить с ним дальнейшие отношения. Но не тут-то было. Михаил ещё большей теплотой и вниманием окружил мать своего будущего ребёнка.

О законной супруге Михаил не заводил и речи, ходили слухи, что их союз строился не столько на любви, сколько на корысти по отношению к Воронцову.

Счастливый Михаил стал предлагать Татьяне переселиться в город, где он смог бы обеспечить её благоустроенным жильём, а со временем перебраться к ней насовсем. Но Таня наотрез отказалась и ему не велела даже думы подобные держать в голове.

Незадолго до родов Татьяны скоропостижно скончалась её младшая сестрёнка. И Таня наметила - родится дочка - Маней будет, а коли сынок - Ваняткой, как папаня. Господь послал дочь.

А уже в полдень следующего дня Михаил вручил молодой маме свидетельство о рождении их ребёнка, в котором чёрным по белому было зафиксировано -  Воронцова Мария Михайловна.

Таня возмущалась, обижалась, просила перевести дочку на её фамилию. Но Воронцов эту тему не стал даже обговаривать. Он был непоколебим в своём намерении растить и воспитывать дочь, неустанно заботиться о её матери. Восемь лет всё так и было.

Маша во всём походила на своего отца - немного продолговатый овал лица, небесные лучистые глаза, узкий нос, тонкие губы, «кукольная» ножка (Несмотря на немалый рост и сбитое телосложение Воронцов носил обувь 37 размера). От мамы Мане достались лишь волосы - густые и пышные.
Нет слов, как Михаил обожал малышку, и как девочка любила папу. Всякий раз, едва переступал он порог милого дома, Маша вприпрыжку с визгом летела к нему. Михаил подхватывал дочурку на руки, целовал, обнимал, и долго кружил в воздухе... Затем девочку ожидали всевозможные подарки. А стол ломился от гостинцев.

Татьяна уже не имела права разрушать счастье своей доченьки. Но любовь к себе Михаил так и не смог пробудить в сердце любимой женщины, оно всю жизнь будет тосковать по одному Артёму.

В последний раз Таня с Михаилом виделась ранней весной 1941 года. Он обещался вскоре приехать снова, но, как в воду канул. Дочка мается, от окошка не отходит, то и дело слёзки роняет, папку ждёт...

Резко оборвались и его телефонные переговоры с Голышевым. Причина внезапного исчезновения Воронцова случайно выяснилась спустя четыре месяца.
 
…Начавшаяся война перекроила все мирные дела и планы. А фронт и тыл стали единым целым.  В конце июля сорок первого, для нужд передовой с десяток колхозников во главе с председателем Голышевым погнали на железнодорожную станцию Дерябино большое стадо скота. К вечеру четвёртого дня Голышев вздохнул облегчённо. Животные все в целостности переданы соответствующим органам власти, позади и оформление бумаг.

Заночевать перегонщики решили в здании железнодорожного вокзала. Голышеву не спалось. За окнами эшелон за эшелоном спешили на фронт.  В воображении невольно вырисовывалась кровавая панорама войны. Председатель вышел на перрон. При свете луны было видно почти как днём.
 
«Миша, Миша», - гулким эхом послышался за его спиной тревожный голос. Обернулся - кроме стоявшего на дальнем пути товарного состава со скотом - никого нет. И снова напряжённый окрик: «Голышев, друг!»

Председатель поспешил на зов. В трёх «хвостовых» вагонах товарняка за прочными замками находились заключённые. Среди них был и Михаил Воронцов. А узрел он Голышева сквозь небольшой зарешеченный просвет. 
 
«Мишка, дружище, верь, я ни в чём не виноват, - спешил «исповедаться» Воронцов, - ты же знаешь, я всегда был законником. Передай Танюшке - люблю больше жизни, не забуду вовек, останусь жив, найду! Ради нашей дружбы дай слово, коли что, поделишься последним куском хлеба с Таней и дочкой».

Пока не тронулся состав, успел Воронцов рассказать другу и о том, что с ним произошло.
   
…У Воронцова на содержании была немецкая овчарка. Однажды, пересекая железнодорожное полотно, Михаил с собакой оказался в шумном узком «коридоре» между поездами, идущими в противоположные стороны. Вся вина Воронцова в том, что не смог он удержать испугавшуюся псину. Рванувшаяся овчарка, ударилась о вагон и погибла на месте, в руках её оторопевшего хозяина остался лишь оборванный поводок.
 
В ту пору у Михаила в заместителях ходил тщеславный, завистливый человек - редкая сволочь. Он и накатал донос, исказив факты, якобы начальник уголовного розыска Михаил Семёнович Воронцов в «стельку» пьяный специально бросил служебную овчарку под колёса поезда.

Наказание последовало незамедлительно. Бесцеремонно ворвавшиеся в кабинет начальника УГРО представители НКВД из Москвы сорвали с Михаила погоны, конфисковали табельное оружие, нацепили наручники и, без суда и следствия, бросили в одиночную камеру тюрьмы.

Веря в правосудие, Воронцов отправил объяснительный рапорт на имя самого Сталина. Но ответа не дождался.

Грянула Великая Отечественная война. И Михаилу предоставили шанс искупить кровью «свою вину» перед Родиной. Так Михаил Воронцов, наряду с закоренелыми уголовниками, очутился в составе штрафного батальона и был отправлен на борьбу с фашистами...

От этой новости Таня лишилась всякого покоя. Её терзали смутные сомнения - вдруг за Мишиной правдой кроется другая истина с политической подоплёкой.

Татьяна не сводит с дочки глаз. При одном виде «чёрного воронка», или же незнакомых людей в форме она стремительно прячет Маню то в погребе, то в картофельной ботве, то в прибрежном камыше…  Боится, что кара возмездия за отца обрушится на дочь «врага народа» - Маню, которую при желании нетрудно вычислить по метрике.

Война закончилась. Все Победу празднуют. А Татьяну всё никак не покидает страх за дочку. От Михаила так и нет никаких вестей. Но Таню беспокоит другое - не пострадало бы безвинно её единое дитятко. А дитятко неустанно продолжает ждать своего папку…
 
…В семнадцать лет Мария вышла замуж за местного парня Романа Колосова. И Татьяна немного успокоилась. Её Маша по документам теперь значится под фамилией мужа.

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА – БАБУШКА

Этой «роли» она «удостоилась» в сорок пять лет.
 
У молодых супругов Колосовых детишки пошли друг за дружкой, и бабушка Таня целиком и полностью «растворилась» во внуках. Её нерастраченной любви и ласки хватало на всех. После смерти тётки Акулины, Татьяна перебралась в хатёнку матери, напротив которой Роман с Марией построили себе пятистенок.

Чтоб прокормить большую семью дочь с зятем много работали в колхозе и дома.
А домик бабы Тани служил внукам и столовой, и спальней, и надёжным местечком по обмену секретами.

Подраставшие внучки ох, как любили «побалакать» с дорогой бабуленькой о сокровенном. Они всегда считали мудрую прародительницу преданной подружкой и верной хранительницей любовных тайн.

Вот уже старшие Настя с Лидой обзавелись своими семьями, встретила и Наташа свою вторую половину. Доживёт бабушка Таня до свадеб и других внуков, правда, не всех.
 
А Мария Михайловна Колосова (Воронцова) всю жизнь будет надеяться отыскать затерявшиеся следы отца. В годы перестройки к розыску подключится Наталья. Но безуспешно. Эта заветная мечта Марии Михайловны так и не осуществится.

Не суждено было узнать и Воронцову о самом важном. Его очаровательное создание, ненаглядная дочка Манечка, спустя годы, под мирным небом совершила главный материнский подвиг - подарила радость бытия ОДИННАДЦАТИ новым жизням!


Рецензии
Дорогая Нина, до слез растрогала Ваша история! Спасибо Вам!

Вера Кулагина   12.09.2022 18:55     Заявить о нарушении
Верочка! Сердечное спасибо за неравнодушное прочтение и поддержку!

Нина Пигарева   12.09.2022 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.