Человек с ружьем

ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ?
КРАТКИЙ КУРС
ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

М.Б. Оленев
2015-2019 гг.

«Человек с ружьем»

Мы ехали через юго-восточный мексиканский штат Чьяпас, официальное название которого «Свободный и Суверенный Штат Чьяпас». Здесь горы стоят на пути ветров с двух океанов, но влаги так много, что она оседает и во внутренних районах. Наветренные склоны гор стали местом, где преобладает растительность влажных тропических лесов, самый большой участок которых - всемирно известные Лакандонские джунгли.
Отличительной чертой штата является высокий процент индейского населения; здесь проживает 13% всех индейцев Мексики. Примерно 14% жителей штата не владеет испанским языком. Большая часть индейцев Чьяпаса является потомками цивилизации майя и говорит на различных майских языках. Мало того – эти индейцы порой и друг друга понимает с большим трудом!
Наш гид называл эту местность «страной маленьких людей» или «страной Губки Боба». Они не просто маленькие, а ОЧЕНЬ маленькие (в нашем классическом европейском понимании). И действительно, почти все женщины и очень много мужчин ростом едва доходили нам до груди. 140-150 см – это рост нормального майя. Разница в росте между девочкой и пожилой женщиной может быть не более 20 сантиметров. 
История штата – это история бесконечных индейских бунтов. Когда на Юкатан прибыли испанцы, то обнаружили, что местные племена разделены на майя и не майя, причем среди последних доминировали зоки (Zoque) и чьяпа.
Первый контакт местного населения с европейцами произошел в 1522 году, когда Эрнан Кортес, после покорения империи ацтеков, послал сборщика налогов в эти земли. Первое вторжение произошло уже в следующем году, но испанцам было оказано яростное сопротивление со стороны цоцилей. Индейцы предпочитали совершить самоубийство, нежели оказаться под испанским владычеством. Самым известным примером является битва при Течети, где многие с огромной высоты прыгали в узкий и глубокий каньон Сумидеро. Первый город, который испанцы здесь основали, называется Сан-Кристобаль-де-лас-Касас (1528).
Конкистадоры принесли сюда ранее неизвестные болезни. Это, а также тяжелые работы на плантациях, резко сократили местное население.
В течение практически всего колониального периода Чьяпас был изолирован от центральных мексиканских властей. Одной из причин тому – суровая труднодоступная местность, другая заключалась в том, что большая часть этих земель не содержала полезных ископаемых, больших площадей пахотных земель и легкого доступа к рынкам.

****

Дорога наша вела через горы. Серпантин порядком поднадоел – и уже даже самых стойких начало укачивать. Что делать, «болезнь движения»! Но мы заблаговременно запаслись средствами от укачивания и даже снабжали им всех желающих.
Вдруг на одном из серпантинов образовался затор. Казалось бы, обычная московская пробка. Легковушки, фуры… Все стояли без движения… Но в джунглях? Что такое? Светофор? Откуда он здесь в горах? Авария? Мы с интересом обсуждали возможные варианты. Наш гид с равнодушным видом сообщил, что это «опять местные партизаны»!
Такое словосочетание нас порядком смутило. Партизаны? Сейчас? Здесь? Но, как оказалось, гид не шутил. Вскоре к нашему автобусу подошла целая делегация, человек 10. Одеты они были обычно, но в руках их поблескивало оружие… Люди вежливо протянули в окно гиду какую-то прокламацию. Судя по картинке и тексту на испанском, там было какое-то воззвание (типа «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» и «Пожертвуйте кто сколько сможет»!). Минимальная такса с одного транспорта составляла в пересчете на всем знакомую валюту – 10 американских долларов.
Мы поинтересовались у нашего гида, а что будет, если мы откажемся платить?
- Будем стоят… До посинения… И фуры, и легковушки… Ночью могут только на несколько часов открыть проезд… Да и то, для своих…
Мы благоразумно решили, что и 10 американских долларов «спасут отца мексиканской демократии» и пожертвовали их стоящим на дороге людям. Они с понимающим видом отошли и мы спокойно продолжили движение.
Как только мы отъехали, гид поведал нам душераздирающую историю. Оказывается, за несколько месяцев до нас здесь также проезжала одна группа (вроде бы, туристы из Украины). И точно так же их на дороге остановили эти «лесные братья». Причем действовали они явно грубее. Поняв, что пассажиры платить не торопятся, один из партизан выхватил из-за пояса пистолет и, протянув руку через открытое окно, приставил его к голове гида – пожилой женщины. Сидевший сзади мужчина, увидев такое, попытался разрядить ситуацию, и своей рукой отвел руку нападавшего с пистолетом в сторону. Казалось бы, ситуация не взрывоопасная. Но он недооценил партизан! Почувствовав какую-то угрозу, нападавший моментально перевел пистолет в сторону этого мужчины и произвел выстрел. Лишь по счастливой случайности пуля попала ему в плечо!
Естественно, что раненого быстро вытащили из машины и отправили в ближайший госпиталь. Туристов вскоре пропустили. Прибыв на место, они написали жалобу. Говорят, даже в Чьяпас прибыли полицейские, которые даже как-то отчитали местных… На этом дело и кончилось…
Так что, лучше было заплатить…
Мы явно вдохновились этой историей и даже пожурили нашего гида, что он не рассказал нам эту поучительную историю раньше, когда мы еще не увидели «лдесных братьев».
На этом, правда, наши приключения не закончились. Это был подъем. А часа через два последовал спуск с этих гор. И на спуске вдруг вновь образовался затор… Помните, как в мультике «Жил-был пес» Эдуарда Назарова волк, вторично увидев в лесу пса, изумленно воскликнул: - Шо! Опять? Так и мы…
Да, дорогие друзья! Вы не ошиблись… И за спуск тоже пришлось заплатить. Правда, на этот раз все мы были благоразумны. Спуск тоже стоил 10 долларов. Правда, никакой прокламации нам уже не подавали…


****
Что же это было за место? И что это были за люди?
Как оказалось, это была не куча всякого сброда, а люди с определенными, революционными идеями. И у них есть вполне реальный лидер…
Лакандонские джунгли - убежище для партизан и прочих противников официальных властей. В 80-е годы XX века сюда хлынул огромный поток беженцев из Центральной Америки, главным образом Гватемалы, которые бежали от политических потрясений. Эти события привели к ухудшению отношений между Мексикой и Гватемалой, а также дестабилизировало обстановку в Чьяпасе. Здесь, а также в других южных штатах, находились лагеря беженцев.
Мексиканское правительство вынуждено было идти на ряд уступок. К 1984 году на территории Чьяпаса находилось 92 лагеря с 46 тыс. беженцев, главным образом сконцентрированные вблизи гватемальской границы. Более того, гватемальские войска проводили свои рейды в лагерях на мексиканской территории, приводя в ужас местное население.
В 1980-е годы в регионе появляются объединения бедных крестьян и коренных народов, недовольных распределением земель, бедностью, слабыми темпами развития региона, неразвитой инфраструктурой и социальной сферой. Недовольства накаляют обстановку в регионе. Формируются небольшие группы, называющие себя Сапатистской армией национального освобождения (EZLN). Они привлекают к себе внимание мировой общественности 1 января 1994 кода, оккупируя Сан-Кристобаль, Маргаритас, Альтамирано, Окосинго и др. Сапатисты осаждают ближайшую военную базу, захватывая оружие, читают свою прокламацию, а также освобождают заключенных из тюрем.
Вожаком этих партизан является некий суб-команданте Маркос.
«Суб-команданте инсурхене» - буквально «заместитель командующего повстанцами». И это при том, что САМОГО КОМАНДУЮЩЕГО никогда не было. Прямо местный Дэн Сяо-пин, не занимающий никаких официальных постов! Такой витиеватый титул носит в Мексике некий Маркос, которого журналисты называют новым Че Геварой.
Чем же он так знаменит?
Никто не знает его настоящего имени, лица и возраста, сам он говорит, что родился 1 января 1994 года - в день индейского восстания.
Маркосом звали одного из погибших друзей субкоманданте.
Считается, что под маской Маркоса скрывается Рафаэль Себастьян Гильен Висенте, родившийся в 1957 году в Тампико. Мексиканское правительство утверждает, что Гильен посещал школу иезуитов, где познакомился с теологией освобождения, а затем окончил Национальный автономный университет в Мехико (UNAM), после чего получил звание профессора философии.


Рецензии