2. Раввин и морж

Жили-были чукчи… Ну, вы знаете - это такой народ, живущий в стойбищах и чумах, где-то там, далеко, на северо-востоке. Камчатка там, Чукотка и прочее… Стойбища - это поселения такие, наподобие наших деревень, а чумы - дома разборные, из жердей и шкур, как шатры и вигвамы. Чукчи - они-то кочуют по тундре. То в тайгу забредут, то к морю-океану выйдут…
Жили они, значит, были, оленей пасли, в тундре, в тайге там; в море рыбу ловили, на зверя морского охотились… Ну, в общем, жили, словом, были.
А народ, надо сказать, этот, очень простой и незлобивый, можно даже сказать - какой-то прямолинейный, что ли. И в мыслях, и в словах, и в поступках всегда идёт прямо. Не сворачивает там, не петляет и кругами не ходит. Наверно потому, что тундра, вокруг, широкая, тайга - обширная. Поэтому и люди, живущие здесь, чукчи-то эти - прямые и бесхитростные. Никто и никогда не слышал, что бы чукча осудил и поругал кого-нибудь из пришлых, что бы тот ни сделал там, на пользу или во вред этому самому чукче. А народу-то такого, пришлого, в последнее время жуть сколько развелось. И как иначе! Тут тебе шкуры и жир, рыба и мясо, да ещё сокровища разные в горах у чукчей нашлись, золото да серебро, камни-самоцветы, да и ещё много разного чего.
Словом, множество народу повидали чукчи-то за последние времена-то эти. И никого лихим словом они никогда не поминали. Но, однажды…
***
Однажды, двое чукчей пошли поохотиться на моржа. Путь был неблизкий, так как стойбище далеко было от берега моря-то океана. Добравшись до своей байдары, они отплыли. Ветер прохладный дул с берега и моржи кормились в море, отдыхая на льдинах, плавающих то тут, то там. Им повезло, довольно быстро они добыли молодого самца, с уже достаточно большими клыками.
Причалив к берегу и вытащив тушу на сушу, они схватили её за задние ласты и потащили в стойбище. А голова моржа, при этом, цеплялась своми бивнями за все бугорки и ямки. Чего они так его потащили, трудно сказать. Наверно по прямолинейности своей - там, где стояли, около хвоста, там и схватили. Проделав примерно пол пути до стойбища, чукчи устали, запыхались и остановились передохнуть. В тот самый миг, откуда ни возьмись, рядом с ними появился раввин. Откуда он там взялся и что он там делал - ума просто не приложу, что вам сказать. Никто не слышал и ничего про то не говорил. Не иначе и правда - последние времена наступили!.. Словом, появился рядом с ними раввин и спросил их:
- О меньшие братья Бога моего, куда вы, так неправильно тащите этого моржа?
- Почему неправильно, - удивились чукчи.
- Потому, что вы тянете его за хвост, а его нужно тянуть за голову! Вот, мой Бог даже удобные ручки к ней приделал, чтобы вам удобнее было тащить, - раввин указал им на моржовые клыки и снова исчез, как будто его и небыло, словно в воздухе растворился.
Ну, чукчи-то, народ простой, удивляться и рассуждать не стали; может потому-то про раввина-то этого так ничего и неизвестно. Они, просто-напросто, подошли к голове моржа-то, схватили его за бивни-клыки и потащили… Что с них взять-то, народ простой, прямолинейный.
Тащат они себе тушу-то моржовую и тащат, а за голову делать-то это и правда легче-лёгкого, в сравнении с тем, как они за хвост-то её тащили. Ласты-то гладкие, ни за что не цепляются. Так что не работа, а отдых какой у них получается в сравнении с предыдущими трудами-то. Даже силы и желания хватало на то, чтобы поговорить-побеседовать о том, что с ними произошло-то.
Вот, один-то из чукчей и говорит другому, как это у них в обыкновении, хваля чужого человека, встретившегося им:
- Ты смотри, какой добрый и мудрый человек попался нам на пути! И как сильно помог нам. Так мы гораздо быстрее до стойбища доберёмся.
Тут-то и случилось то, из-за чего этот случай-то в легенды и сказки вошёл у чукчей-то. Второй чукча ответил первому такими словами, которые ещё никогда не звучали под чукотским небом из уст чукчи:
- Какой же он добрый и мудрый? Никакой он ни добрый и не мудрый! Смотри, мы-то моржа опять к берегу притащили…
***
Вот так-то всегда и получается, что творить, злое или доброе, всегда решает сам человек, а другой человек может ему только помочь или помешать в этом…


Рецензии