Семейный альбом

Когда смотришь на старые фотографии, всегда щемит сердце. На них те, кого уже нет. На них мы, но совсем другие. И переворачивая страницы, невольно улыбаешься, или вдруг взгрустнется на минуту. Да, сейчас электронные носители. И фото все хранят в компьютерах, на флешках, кидают друг другу по мобильникам. Но нет ничего бесценнее тех самых альбомов, которые хранятся в каждом доме.

Так маленький мальчик Дима, любящий читать, на мой вопрос, какая книга лучше: бумажная или электронная, не задумываясь, ответил:
- Конечно, бумажная. Она же, как друг, как живая. А если новая, то так вкусно пахнут страницы! Ее можно в руках подержать!
Вот так и с альбомами. Просто возьмите и достаньте их. В них драгоценное детство, пахнущее карамельками. Юность, где осенняя листва и тот самый мальчик, что несет портфель до школы. Может быть, там свадьба? И вы, наивно-счастливая в белоснежной фате, самая красивая невеста…

Семейные альбомы хранят много тайн. И их действительно интересно рассматривать. У меня это своего рода релакс. В те минуты, когда грустно, плохо, я не включаю музыку на всю катушку и не иду полежать в ванной. Нет. Я смотрю альбомы. Вот я – девочка с бантиками, в матросском костюмчике. Снежинка с Нового года. Медной горы хозяйка во время участия в театральной постановке. Юная барышня с локонами в длинном платье на выпускном вечере. Смотрю, как менялась мода (а сейчас она опять стремительно возвращается). Но главное – глаза. Эх, оставались бы они всегда как у детей – наивно распахнутые, чистые, светлые, добрые. Мы, взрослые, пережив много, меняемся. И в глазах потом отражается весь цинизм мира. Конечно, так быть не должно.

А сколько нечаянных радостей скрывает семейный альбом! Вот смеющаяся бабушка с лукошком пошла за грибами. Серьезный дедуля в военной форме на плацу раздает приказы. Я и тетя валяемся в сене, в руках васильки, в волосах – солома. Вместе с братом пускаем солнечных зайчиков, в маленьких ладошкам зеркала, вокруг море света. Стройный голубоглазый моряк на корабле, вокруг летают чайки. Это папа на флоте. Красивая воздушная девушка с высокой прической (похожая на актрису Екатерину Гусеву) – мамочка в молодости.

Достаю другой снимок. Серьезная девица с косами вокруг головы, рядом молодой человек с русыми волнистыми волосами. У него сапоги гармошкой. А она только переодела туфли на валеночки с калошками. На платье большие пуговицы. Теперь бы этот стиль назвали «милитари». Это мои двоюродные бабушка и дедушка. Всегда просили называть их по именам. Так и звала «Аня» и «Саша». Некоторые морщились, мол, где слово «бабушка»? Или уж тетей и дядей бы звала. Дескать, неприлично взрослых людей по именам называть. А они смеялись и говорили, что так чувствую себя молодыми. Саша был танкистом в 1942, видел смерть на расстоянии руки, у него на руках умирали боевые друзья. Лишился пальцев, но выжил. Позже стал председателем в колхозе. Анечка его ждала. Всегда. И хранила домашний очаг. Помню, у нее в деревне всегда была кладовка, где хранилась пастила, конфетки, разные заготовки. Анечка делала запасы, потому что помнила все голодные ужасы войны. Как ели гнилую картошку, пекли пирожки из лебеды и крапивы. Как один мальчик заболел тифом и его прятали на чердаке, потому что если бы фашисты узнали, могли не пощадить, болел все-таки. Их нет в живых сейчас. Но я помню их одухотворенные лица. Никогда не злились, не выясняли отношения, не сетовали на тяжелую жизнь. Помню, в магазине Саша нечаянно задел локтем полную даму в шляпе. Она тут же завопила:
- Куда прешь! Че не видишь! Ослеп, что ли?
- Простите, мадам. Я, правда, не заметил такую прекрасную даму, тысячу извинений! – улыбнулся Саша.
Теоретически, мы всегда привыкли отвечать агрессией на агрессию. Но не в этом случае.
- Ну, это… Скажите тоже… Прекрасную, - вмиг стушевалась скандалистка, покраснев.
- А как же еще? У вас такая шляпка, такие чудные глаза! – добавил Саша, взял меня за руку и мы пошли к кассе.

А дама достала зеркальце, посмотрела на себя, взбила волосы. Весь воинственный и злобный вид исчез. Она рассмеялась, пошла легкой походкой к кассе и даже не заметила, как какая-то старушка встала ей на ногу.
На других фото в альбоме наша поездка в деревню. Мой кузен Гошка лезет по поленнице, потому что к нему идет корова. Он, городской житель, их не видел. А вот я, все с той же коровой Зорькой и теленком Бантиком. Обнимаю их, глажу. Рядом бегает поросенок Фунтик. И пасется Пегас, лошадка дяди Авдея. Эх, как здорово было скакать на нем, без седла, ветер развевал волосы, пахло медом и морем.
В альбомах мы всегда и все разные. Совсем карапузы и взрослые. Но сколько там жизни, в этих старых страницах. Где-то нашей рукой возле фотографий нарисованы цветочки, бабочки. Там душа.

Кстати, семейные альбомы очень сближают. Однажды мой брат и его друг повезли документы начальнику. Тот, обладатель крутого нрава, находился на даче за городом. Приехали. Пока друг брата восхищался открывшимся шикарным домом и восхвалял его хозяину, брат попросил воды. Начальник пригласил в дом. По пути стоял стол, там лежал альбом. Брат тут же схватил его в руки, добавив, можно ли поглядеть? Попутно отметил и красивое оформление, и то, что он обожает смотреть семейные альбомы. Про воду забыли. Начальник, сбросив пиджак и взлохматив пятерней волосы, заулыбался, вмиг забыл про свой высокомерный вид, присел рядом, принялся листать страницы и с энтузиазмом объяснять:
- Это я пацаненком еще, с отцом в Гаграх!
- А это я с бабушкой, на Карпатах!
- Это моя жена будущая, мы с ней в песочнице познакомились, я у нее совок отобрал!
-Ой, смех. Тут я первый раз на велике катался, да упал.
- А это уже институт, ребята.
- Мое первое назначение, золотое время…

Так они провели почти час, не замечая времени. Потом брат с другом уехали. Через три месяца начальник вызвал его к себе. И предложил должность своего заместителя. Для молодого специалиста без связей это было нечто!
- Но… почему я?  - только и смог ответить брат.
- Семейный альбом. Помнишь? Я специально его там положил. Часто ко мне приезжали разные люди. Только все шли то дизайн комнат смотреть, то бассейном восхищаться, то в целом дом нахваливать. Ни один не обратил внимания на альбом. А для меня это показатель человеческих качеств. Значит, ты не предашь и человек отличный. Этому меня бабуля, царство небесное, научила. Тот еще психолог была! Я и сам частенько семейные альбомы перелистываю. Вот такие дела. Ну, с должностью! – похлопал его по плечу начальник.

Поэтому почаще смотрите семейные альбомы, дорогие. Изучайте историю. Свою. Показывайте детям. Чтобы дядя на фотографии был не просто незнакомцем, а дядей Сашей, героем войны, командиром. Или пожилая женщина с гордым поворотом головы в горжетке и с вуалью была для детишек не просто прапрабабушкой, а урожденной княжной, их родственницей, завидев которую на балу, столько учащенных сердец билось! Ей посвящали стихи и по слухам, даже сам император приглашал на танец! Наверняка сразу появится у вас и гордость, и тепло на душе, когда услышите такое. Я вот тут увидела фото тети с флаконом духов «Пани Валевская». Совсем не знаю этого армата. Но благородный таинственный синий флакон впечатлил. Чем-то таким из прошлого повеяло. Будто я видела и эти духи, и даже запах помню, и тетю, которая держала меня на руках, играя в гостиной на фортепиано. Теперь решила заказать себе такие, не знаю, что это придут за духи. Но очень интересно их понюхать, раз ими когда-то душились родственники. Сохраню флакончик, можно будет наносить иногда на запястье, представляя себя тоже где-нибудь на балу…

Так что рассматривать альбомы – занятие на редкость увлекательное. Тогда не порвется нить поколений. Там скрыта наша сила и поддержка. От тех, кто ушел, от тех, кто жив. Да и от нас самих, в детстве. Никуда же не делся тот малыш или малышка, какими мы были. Просто… Стали взрослыми. Но о внутреннем ребенке не надо забывать. Он дарит непосредственность, легкость, веру в чудеса.
Особенно хорошо посмотреть семейные альбомы в выходной. Налить чайку с лимончиком, испечь тарелку пирожков и погрузиться всем вместе в воспоминания. Такая вот добрая традиция. Очень-очень рекомендую!
На фото: Саша и Анечка. Мои двоюродные бабушка и дедушка, которые просили именно так их называть)))


Рецензии