Не плачь по мне Аргентина!

ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ?
КРАТКИЙ КУРС
ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

М.Б. Оленев
2015-2019 гг.

ЧАСТЬ 2-я.
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

Если попробовать охарактеризовать Аргентину тремя словами, тремя самыми выдающимися, всемирно известными личностями, то на ум сразу приходит «великая троица» – это Диего Марадона, Эвита и Карлос Гардель (хотя в Аргентине много известных личностей). Но именно эти персонажи приветствуют пешеходов с балкона дома в районе знаменитого квартала Буэнос-Айреса, Ла-Бока.
«Ла-Бока» - в переводе с испанского «устье реки». Этот район аргентинской столицы  расположен при впадении реки Риачуэло  в Ла-Плату. Именно здесь испанский конкистадор Педро де Мендоса заложил первое поселение в 1536 году.
Самое популярное место в Ла-Бока – пешеходная улочка Каминито, длиной всего в 100 метров, где творят художники, а уличные танцоры страстно танцуют танго. Аргентинский Арбат! Улица названа так в честь популярной песни в ритмах танго. Именно здесь зародилось знаменитое аргентинское танго, где главное – это страсть!
Карлос Гардель (1887 – 1935) – самая значительная фигура в истории танго. Идол для миллионов латиноамериканцев. Его день рождения, 11 декабря, отмечается как Международный день танго.
В 1935 году была написана песня Por una cabeza для кинофильма, снятого в Голливуде. Переводится «Всего на голову (лошади)». Cuantos desenga;os, por una cabeza, - Сколько разочарований, и всегда в двух шагах от финиша… В фильме «Запах женщины» Аль Пачино танцует танго с Габриэль Анвар под мелодию Por una cabeza. Эти 3 минуты являются одним из самых ярких моментов в фильме, их репетировали 2 месяца. В фильме «Правдивая ложь» то же самое танго танцуют Арнольд Шварценеггер и Тиа Каррере.

Кладбище Реколета

Кладбище Реколета в столице Аргентины - это самое старое и аристократическое кладбище города. Почти 6 гектаров могил великих патриотов, президентов Республики, выдающихся военных, ученных и художников. Среди них такие знаменитости, как: Эва Перон, Адольф Биой, Факундо Кьюирога, несколько Президентов страны. Все склепы и мавзолеи являются работой знаменитых архитекторов и художников.
Кладбище расположено в одном из самых дорогих жилых районов города. Название района Реколета (исп. Recoleta - аскетический) происходит от аскетов-францисканцев, осевших здесь в начале XVIII века. Они основали монастырь, в 1732 году построили церковь Эль Пилар и кладбище при ней. Местность получила название Реколета (от испанского Recoleta  - аскетичный).
В 1822 году монашеский орден был распущен и 17 ноября этого же года монастырские земли были превращены в первое публичное кладбище в Буэнос-Айресе. Основателями кладбища считаются тогдашний губернатор Мартин Родригес и министр его правительства Бернардино Ривадавия.
В конце XIX века, спасаясь от эпидемий желтой лихорадки и холеры, сюда перебралось много состоятельных аргентинских семей. С тех пор район является одним из самых элегантных и дорогих в Буэнос-Айресе. Здесь находятся коттеджи богатых горожан, посольства и роскошные отели, в частности, самый дорогой в Латинской Америке «Alvear Palace Hotel».

Гаучо

Кто такие гаучо? Если кратко – это потомки испанцев. Мужчин-испанцев в Новый Свет прибывали огромное количество. Естественно, что многие приезжали без женщин. Женщины были местные – индейцы племени тупи (тупинамба) и гуарани. Интересно, что тупи, по воспоминаниям германского ландскнехта из Хомберга Ханса Штадена (ок. 1525 – ок. 1579), дважды путешествовавшего в Южную Америку в составе испанской и португальской экспедиций конкистадоров, практиковали каннибализм, поскольку считали, что вместе с мясом противника усваивают его силу. Во время второго путешествия Штадена взяли в плен племя тупинамба.
После возвращения в Европу в 1555 году благодаря финансовой поддержке марбургского доктора Йоганна Дриандера Штаден смог опубликовать повесть о том, как он находился в плену у индейцев под названием «Достоверная история и описание страны диких, голых, суровых людей-людоедов Нового Света Америки». Книга стала международным бестселлером, была переведена на латынь и многие европейские языки, и в целом выдержала 76 изданий.
Штаден не был съеден якобы потому, что всякий раз громко умолял о пощаде, а тупи не ели трусов, считая, что всякий, съевший труса, переймет его трусость. Кроме того, Штаден утверждал, что излечил вождя племени и его семьи от болезни силой молитвы. Португальцы несколько раз пытались договориться о выкупе Штадена, но индейцы отказались от всяких инициатив.  Наконец он совершил побег на французском корабле и 22 февраля 1555 года прибыл в Онфлер в Нормандии, а оттуда немедленно отправился в свой родной город.
Вернемся к гаучо. Гуарани – родственный тупи народ. Исторически разница между ними крайне невелика. Существует мнение, что восприятие их как двух отдельных групп связано с колонизацией территории народов тупи-гуарани двумя разными странами, Португалией и Испанией.
Гаучо – это сейчас не профессия, а образ жизни. Термин «гаучо» - приблизительный эквивалент североамериканского слова «ковбой», появился он еще в XVII-XVIII веке. Гаучо составляли большинство сельского населения пампасов, они вели бродячую жизнь и кочевали со своими племенами по просторам пампы, занимаясь выпасом рогатого скота и сельским хозяйством. Они свободно жили на землях от северной Патагонии до Риу-Гранди-ду-Сул, от Атлантического океана до Анд. Формально гаучо не подчинялись никакой власти и пасли скот на землях, которые были колониями Испании и Португалии, свободно пересекая границы. Гаучо имели собственный фольклор, специфическую одежду, произношение и привычки.
Эта этническая группа образовалась от браков испанцев с индейскими женщинами (племена тупи и гуарани). Наибольшее распространение образ жизни гаучо приобрел во времена ранней европейской колонизации. Основой их существования был одичавший рогатый скот. Но с  началом массовой европейской иммиграции в конце XIX - начале XX веков, когда появилось большое количество свободных рабочих рук, и с развитием животноводства, когда землевладельцы принялись отгораживать свои угодья, свободные гаучо превратились в дешевую рабочую силу, став обыкновенными пастухами.

Основание Аргентины

Как и другие регионы Южной Америки Аргентина была открыта европейцами в начале XVI столетия.
Основатель Буэнос-Айреса, испанский конкистадор из Альмерии на юго-востоке Испании Педро де Мендоса (1487 – 1537) в 1529 году загорелся идеей: на фоне интенсивных слухов о сказочных богатствах южноамериканского региона, а также претензий Португалии на расширение своих заокеанских территорий на юг, выдвинув ряд условий, предложил испанскому королю Карлу V за свой счет отправиться в Южную Америку и утвердить на этих землях подчинение Испанской Короне.
Спустя пять лет, благодаря стараниям его матери, предложение Мендлсы было наконец-то принято, и в том же году он был назначен командиром экспедиции, целью которой было укрепление господства Испании на обширной территории от эстуария реки Парана вплоть до Магелланова пролива. Этот грант позволил ему получить право на столько земли, сколько он мог завоевать, в пределах 200 лье южного предела Нью-Толедо. Король выделил ему флотилию из 11 судов и 2000 человек экипажа при условии, что в течение двух лет Мендоса должен перевезти 1000 колонистов, построить дороги в глубь и построить три форта.  Ему присуждались половина сокровищ убитых вождей и девять десятых выкупа.  Должность губернатора также предполагалась был наследственным.
Мендоса стал капитаном, главным судьей и первым аделантадо – губернатором испанской колонии Новая Андалусия (Gobernaci;n de Nueva Andaluc;a), образованной указом Карла V от 21 марта 1534 года (в 1549 году оно было переименовано в губернаторство Рио-де-ла-Плата).
Губернаторство представляло собой полосу от Атлантического до Тихого океана, северной границей которой (отделявшей Новую Андалусию от отданного Диего де Альмагро губернаторства Новое Толедо) стала 35-я параллель (южной широты). Таким образом, в состав губернаторства входили земли, относящиеся к таким современным государствам, как Аргентина, Чили, Уругвай, Парагвай и Бразилия. Губернаторство подчинялось созданному в 1542 году вице-королевству Перу.
24 августа 1535 года флотилия отплыла из города Санлукар-де-Баррамеда и после нескольких месяцев пути по Атлантическому океану, недалеко от берегов Бразилии флотилия попала в ужасную бурю, потеряв 2 корабля. Считается, что в это же самое время Мендоса серьезно заболевает тяжелой формой сифилиса.
В середине января 1536 года экспедиция вошла в залив Ла-Плата, причалив к его южному берегу, именно отсюда в дальнейшем планировалось начать движение вглубь материка. Здесь, на южном берегу залива Ла-Плата, 3 февраля набожный Мендоса основал свое первое поселение с двумя небольшими крепостями, «Сьюдад де ла Сантиссимо Тринидад», что на родном ему испанском языке означало «город Пресвятой Троицы» и рассказывало всем любопытствующим, что город заложили в день Троицы.
Отдельно Мендоса поименовал городской порт, назвав его весьма длинно и мудрено - «Пуэрта-де-Нуэстра-Сеньора-де-Санта-Мария-де-лос-Буэнос-Айрес», что в переводе с испанского означало «Порт нашей госпожи хороших ветров Святой Марии», которое со временем стало называться проще - Буэнос-Айрес.
О хороших ветрах святую Марию просили не случайно: флот в ту пору был исключительно парусный и без благоприятных ветров двигаться по морю не мог. Со временем порт и город слились в одно целое, названия тоже приклеились друг другу. Да не у всякого хватало времени выговорить это многословное название.
Вскоре переселенцы столкнулись с множеством трудностей: поселение было основано в низкой, болотистой местности, которую часто затапливало, также много бед доставляли москиты, распространявшие множество тропических болезней. В дополнение ко всему, на поселение совершались постоянные набеги враждебно настроенных туземцев племени Чарруа (исп. Charr;a), которые снова и снова нападали на город, несколько раз полностью оставляя его в руинах.
А вот индейцы керанди (Querand;), племя которых насчитывало 3000 человек, напротив, были настроены к конкистадорам дружелюбно с самого начала, и весьма охотно меняли испанские товары в обмен на продукты питания, добытые в результате охоты и рыбалки. Испанцы же восприняли великодушие индейцев как должное, и вскоре внезапно, керанди решили прервать все контакты, что привело к острому дефициту продовольствия, который, в конечном счете, перерос в настоящий голод. Испанцы были вынуждены есть лошадей, крыс, мышей, змей, ящериц, кожу сапог умерших и даже прибегать к каннибализму!
Разгневанный внезапным поступком индейцев, Педро де Мендоса организовал военную экспедицию против них, с целью наказать непокорных, во главе которой поставил своего брата, Диего Мендосу. Но в битве на берегах реки Лухан 15 июня 1536 года испанцы потерпели поражение, а брат Мендосы был убит.  В бою погибли около сорока испанцев и тысяча индейцев. Испанская кавалерия была нейтрализована болотами, а оставшаяся часть сумела избежать уничтожения и отступить в Буэнос-Айрес ночью. 
Выжившие индейцы объединились друг с другом, чтобы осадить и заставить непрошенных гостей покинуть недавно основанный город.  Индейцы переняли верховую езду у конкистадоров, а затем стали преследовать их крупный рогатый скот.
22 апреля 1537 года Педро Мендоса, разочарованный, разбитый и измученный тяжелыми страданиями от болезни, оставив командование на своего преемника Хуана де Айоласа (исп. Juan de Ayolas), принимает решение вернуться в Испанию. Однако до родины Мендоса доплыть так и не смог – 23 июня недалеко от Канарских островов он скоропостижно умер и был похоронен в море.
Хотя Мендоса и является основателем Буэнос-Айреса, считать его успешным конкистадором нельзя. Болея сифлисом, половину времени своей экспедиции он провел в постели, борясь с тяжелой болезнью.
Оставленные им 350 испанцев еще некоторое время отражали многочисленные нападения туземцев, но вскоре оставили разрушенное поселение, поднявшись вверх по реке Парагвай, где в итоге основали селение Асунсьон – город был заложен испанским конкистадором Хуаном де Саласаром 15 августа 1537 года. Буэнос-Айрес был брошен и сожжен.
Город был снова восстановлен лишь спустя 43 года, 11 июня 1580 года другим испанским конкистадором Хуаном де Гараем (ок. 1528 – 1583), назначенным в 1578 году губернатором Рио-де-ла-Платы.
В этот период население города составило 65 поселенцев, не считая индейцев гуарани. Слияние морского порта и стоявшего неподалеку городка, стало причиной объединения их названий в одну длинную фразу «Город Пресвятой Троицы и Порт Богоматери Святой Марии Добрых Ветров» (исп. Ciudad de la Trinidad, Puerto de Nuestra Se;ora Santa Mar;a del Buen Ayre).
В составе экспедиции Мендосы одним из искателей приключений в качестве ландскнехта был сын немецкого купца из Нижней Баварии Ульрих Шмидль (1510 – 1579). Вместе с Мендосой он стал основателем Буэнос-Айреса, а затем и Асуньсьона. Кроме того, он совершил несколько экспедиций в юго-восточную Боливию. Вернувшись с Германию с хорошей добычей, он унаследовал состояние своего брата и стал членом городского совета Штраубинга. Религиозные войны в начале 60-х годов вынудили его покинуть родной дом и отправиться в соседний Регенсбург. Во время своих 20-летних путешествий Шмидль вел дневник, который по возвращении в Европу был опубликован и произвел настоящий фурор. Пожалуй, наиболее увлекательными рассказами были те, которые приписывали каннибализм не южноамериканским аборигенам, а отчаявшимся конкистадорам, которые были непригодны для выживания в суровом климате и часто потребляли друг друга в попытке избежать Голодание.  Особо примечательный отчет гласит, что испанцы, которых повесили, а после захоронены, были выкопаны своими соотечественниками и съедены!


Рецензии