О счастливых мгновениях жизни

     Наша коллега по Пензенскому отделению Союза писателей России Нина Шеменкова выпустила на волю сборник рассказов с поэтическим названием «Три грации». Я бы назвал эту книжку птичкой, потому что она мне показалась непритязательно-скромной, милой, завораживающей своим неброским оперением, не  лишённым красоты. Одна обложка с  картины Сандро Ботичелли «Весна» чего стоит. Примечательно, что именно эти три грациозно  танцующие девушки стали лейтмотивом всей книги, а с точки зрения композиции – экспозицией ко всему содержанию.    Кто хорошо знает Нину Александровну, с первых строчек рассказа «Три грации» догадывается о предыстории создания книги. Автор комментирующей статьи Татьяна Сычева отмечает: «В «Трёх грациях» автор с материнской заботой и любовью пишет о своих дочерях, судьбы которых ассоциируются у неё с судьбой известной статуэтки, находящейся в её коллекции». Над названием книги сама автор выводит: «Посвящаю своим дочерям – Наталье, Татьяне, Ольге». Последнее имя взято в траурную рамку.
     Рассказ «Три грации» открывает книгу. Признаюсь, зная о трагедийной судьбе Ольги, когда открывал первую страничку, подумал, что именно семейное горе станет стержневым мотивом. Быстро прочитав страницу за страницей, пережив вместе с автором трагические воспоминания о сложившейся судьбе её дочери, я несколько свободнее вздохнул, мысленно помянул рабу Божью, и продолжил жить вместе с героями и героинями книги. При этом отметил  мудрость писателя, не зациклившейся только на одной трагической струне. Все струны человеческих душ работают в книге. Жизнь – она многогранная и высвечивается в судьбе каждого человека разными сторонами, о которых даже и подумать-то трудно. То есть, встречаются в жизни такие необычные ситуации, намного острее и занимательнее тех, которые описываются в художественных произведениях создателей. Королевой таких описаний является Нина Шеменкова. При всей сложности фабульных ситуаций её привлекают светлые, счастливые жизненные мгновения. Под её пером даже негативные случаи освещаются  тёплыми светлыми лучиками, и они  в определённой интерпретации могут быть счастливыми, ибо сама дарованная небесами жизнь уже счастье. Всё зависит от того, как воспринимать жизненные мгновения.
     Тридцать семь рассказов книги дают мне повод говорить о сложившемся художественном стиле письма Нины Шеменковой. Если кому-то не по вкусу придётся её художественная манера, – пусть читают других современных прозаиков, хороших  и разных. Меня радует, что  Шеменкова ни у кого не заимствует, никому не подражает, а всякий раз остаётся верной себе. По-другому она петь не может и не хочет. Рассказы её, небольшие по объёму, не насыщены страстями, лишены ярких метафор, не изобилуют сложными композиционными приёмам.  Они привлекают правдой фактов, а правда никогда не рядится в яркие одежды Действующих лиц хотя и немного, но судьбы их прослеживаются тщательно и высвечиваются лишь самые характерные. Автор как само собой разумеющееся ставит и решает повседневные житейские проблемы, проявляя неподдельный интерес  к человеку обычному, не занимающему большие государственные посты. Это люди, с которыми мы живём и дружим. Сюжеты, как правило, ведёт не конфликтная жизненная ситуация, а судьбоносный случай, который в каждом фабульном решении даёт о себе  знать,  как это получилось, к примеру, в судьбе врача-гинеколога Ирины Дмитриевны («Пути искупления»»), история необычной любви Тамары и Николая («Встреча в автобусе»), история заядлого рыбака Антона («Сало в сале»).
     Ведущим мотивом некоторых рассказов являются поиски счастья. Поскольку само понимание «счастья», как явления философского, у героев разное, то и поиски непохожие друг на друга. У одних они осуществляются через жизненные страдания («Кривая»), у других – через преодоление собственных ошибочных действий («Пути искупления»). Счастье может быть в большом и малом. Так, Тёмыч настоящее  счастье обрёл в обыкновенной собаке, которую назвал Братан, она «стала родным ему после смерти жены». Вполне довольна своей судьбой баба Марфа, некогда гонявшая от своей скамейки котов, «женщина была настолько брезглива, что даже духа кошачьего не переносила». Однако жизненные обстоятельства  всё  поставили  с ног на голову. На старости лет она без этих созданий не представляла свою жизнь: «Зря ведь Юльку-то я свою ругала…Знашь, милая, рука перестаёт болеть и  давление понижатца, когда эти  паршивцы ко мне ластятся. Вот вить окаянные, как бы я теперь без них обходилась? Лекарства-то не укупишь, страсть какие дорогие стали. А кошки,  они вот, кажись, и лечут».
     Обратите внимание на язык и стиль изложения – народная речь здесь празднует во всей красе. Шеменкова прекрасно чувствует народный язык с традициями устного народного творчества. Примерно, такая стилевая походка прослеживается и в других рассказах.
     Отличительная особенность  сборника рассказов «Три грации» кроется в невыдуманности сюжетных коллизий. Многое из того, о чём она пишет, происходило с ней самой (кроме «Трёх граций», «Командировка», «Встреча с двойником», «Долги наши», «Гитара»). Конечно, по большому счёту в каждом рассказе, так или иначе, присутствует частичка самого автора, я имею в виду непосредственно события, написанные как бы с помощью воспоминаний автора.
     В эпическом жанре рассказа воспринимаю и мажорные характеристики коллег по творчеству: во всех «статьях», как их называет автор, есть воспоминания, художественно обработанные, напоминающие  временные рамки, в которые вплетены рассуждения о конкретных произведениях. Определяющую оценочную роль в этих жанровых этюдах играют удачно подобранные названия. О Николае Куленко – «Поклон учителю», о Лидии Терёхиной – «Особенный человек», о журналисте А.Г. Дорошине – «Оставил след в памяти». В рубрику «Встречи, встречи, встречи» вошли воспоминания о В.С. Шаповалове, В.А. Крутове, Г.Е. Горланове, М.Г. Разорёновой.
Дополняют рассказы афоризмы, написанные прозой («Философинки», «Бегущей строкой») и стихами четверостишиями и двустишиями, появившимися «Из паутин, из кружев».
     Художественные создания я всегда расцениваю по принципу: приносят ли они пользу читателям, или нет. Не удивляйтесь, у нас немало книг лживых, смакующих аморальные поступки, проповедующих в скрытой форме  низменные начала. Так вот у светлой и доброй Нины  Александровны книги похожи на автора, они несут в себе заряд доброты и русской духовности, с ними легко знакомишься и продолжаешь жить в единстве всю оставшуюся жизнь.
     Закрывая последнюю страницу, спешу выразить чувства удовлетворения и говорю спасибо Нине Шеменковой за новую книгу. Рассказы «Три грации» не оставят читателя равнодушным, они принесут несомненную пользу любителям словесности – в этом нет у меня никаких сомнений.

   Геннадий Горланов,
член Союза писателей России.


Рецензии