Комаровское детство

Комаровское детство
Лето. Мне 5-6 лет. Я, брат Володя, мама, бабушка Анна Тимофеевна едем в поезде в Комарово. Нас каждый год отвозили туда на лето. Мы были как-бы «летние дети» у бездетных дяди Анатолия и тёти Клавы. С ними жила и тётя Таня. Дядя Анатолий и тётя Таня – это родные брат и сестра моей мамы.
Мы с братом едем счастливые. Хороший летний день, вагон расписан сюжетами из детских сказок. У меня замирает сердце при мысли, что вот сейчас мы приедем в Комарово, где нас уже ждут и встречают дядя Анатолий, тётя Клава и тётя Таня. Приехали…Идём от вокзала по деревне и уже видим, что у дома стоят они…Мы бежим что есть сил, дядя Анатолий хватает нас на руки, несёт в дом. Все рады, взволнованы – приехали самые дорогие гости.
Счастье поглощает меня полностью, мне кажется, что все вокруг рады нам, очень ждали нашего приезда.
К вечеру мама и бабушка уезжают. Начинается обычная летняя жизнь, но она желанная, лёгкая. Первым делом бегу к Зине (сестре тёти Клавы). Зина старше меня на 4 года, но мы замечательно общаемся. Пока иду до Зининого Дома, встречные бабули охают, ахают…Они тоже очень рады нашему приезду! Это ли не счастье?!!
Дядя Анатолий работает на Автозаводе, тётя Таня и тётя Клава – в колхозе. Встают они в 4 часа утра. Тётя Таня доит и отправляет корову Зорьку в стадо. Кормит поросёнка Борьку, кур. Киска Сонька, которая прожила 25 лет, получает молочко, Тётя Клава топит печь, готовит еду на весь день. Дядя Анатолий уезжает на автобусе, который приезжает от завода и забирает мужчин на работу.
Я просыпаюсь, но не встаю, чтобы не мешаться под ногами. И вновь засыпаю.
Тётя Таня и тётя Клава уходят на работу в поле или в свинарник.
Часов в 10 встаём и мы с Володей. Отправляемся в огород, лакомимся ягодами, морковкой, горохом и т.д.
Бежим на речку Кудьму. Брат с мальчиками, а я с Зиной. Там стайка девочек, и я присоединяюсь к ним. Все идём на Кудьму купаться.
Дом запираем на палочку (так было принято). И не было никаких краж. Даже в голову не приходила такая мысль.
В 12-00 был обед, тётя Таня и тётя Клава приходили на часик домой. Мы должны были в это время быть дома. За стол садились каждый на своё место. Я у окошечка.
Взрослые перед тем как сесть молились (что-то шептали). Мне было любопытно это видеть. Но, правда, где-то к 1950-1955 годам они уже этого не делали. Конечно, в Бога верили всё так же. Икона Казанской Божьей матери Была на своём месте и всегда горела лампадка.
Какая же вкусная и ароматная еда из печки! А какой хлеб!!! Его тётя Клава пекла сама. Хлеб с молоком! Никакая городская еда с этим не сравнится. Но уже в конце 50-х в доме появился покупной хлеб. Его стали привозить в сельпо (магазин).
В воскресенье к нам приезжали родители, бабущки и дедущки. В доме было оплющное счастье и веселье.
Щедрое застолье от души, песни, шутки. Ах, какой был изумительный голос у тёти клавы. Её пение можно было слушать бесконечно!
Все взрослые были очень дружны между собой. Эту дружбу и тёплые отношения они сохранили до последних дней жизни.
Каждую субботу (она была рабочая) я мыла пол во всей избе. Это мне очень нравилось. Тётя Таня, тётя Клава приходили домой после тяжёлой полевой работы, а в доме чистота! Это я начала делать где-то лет с 10 по примеру Зины.
Вспоминаются разные моменты и случаи из деревенской жизни. Помню как с девочками ходили на станцию к очередному поезду продавать ягоды. Я обычно набирала малину, а Зина – вишню. Поезд стоял недолго, но торговля шла. Возвращались домой стайкой, обязательно покупали мороженое. Это были две круглые вафельки и между ними мороженое.
Довольные приходили в деревню! Вырученные денежки (конечно это была какая-то мелочь) я отдавала тёте Клаве. Интересно, что я долго не задумывалась нал тем, что поросёнок Борька каждый год менялся. И когда это обнаружила, то было до слёз жалко Борьку. Эта мысль всегда меня очень угнетала.
Любила я читать. Уходила в огород и под яблоней располагалась с книжкой.
Помню, как тётя Таня говорила: «А ты возьми пальтушку и постели на травку». Так я на пальтушке и блаженствовала.
Вечером после ужина дядя Анатолий шёл в сад. Проверял, осматривал каждое деревце, кустик. Мы крутились рядом. Поливали грядки вместе с дядей Анатолием. Воду брали из огромной бочки. Там она была тёплая. Затем наполняли её водой из колодца.
Спать ложились в 9 часов вечера. Засыпали под звуки гармони и пение девушек, которые стайкой ходили вдоль деревни. Утром сквозь сон был слышен звук пастушьего рожка. Красота!!!
С возрастом мы стали реже бывать в Комарове. Но всё же каждое лето навещали родных. И даже, когда переехали в Москву, при визите в Горький посещали Комарово.
Сколько света, радости, тепла
Матушка-природа нам дала!
И сияет дивной красотой
Луг зелёный, поле за рекой.
Деревенька, милая родня,
Что любила, берегла меня,
Место сердцу близкое, святое,
Где осталось детство золотое!!!

И вот сейчас, когда мне 78 лет, и я могу спокойно осмыслить все происходящие когда-то событии, я с особым чувством отмечаю – какие уважительные отношения были в этом крестьянском доме. За многие годы пребывания там я никогда не слышала и не видела каких-то семейных конфликтов, недоразумений.
И эта интеллигентность отношений исходила в первую очередь от тёти Клавы. Вот вам русский народ первой половины 20 века, воспитанный в религиозном духе!!!
Т. Ширяева
Февраль 2019 г.


Рецензии
Тамара, добрый день. Очень тепло написано о детстве в деревне, с любовью и уважением к старшим, их быту ... Да, в те времена люди были добрее и чище душой, я знаю это по своим родным.
Всего вам доброго!

Вера Василева   16.02.2019 14:59     Заявить о нарушении
Вера, большое спасибо за понимание и тёплый отзыв.

Тамара Ширяева   22.02.2019 13:32   Заявить о нарушении
Согласен, написано хорошо, от души. Разумеется, и в те времена было всякое, но в детстве всё видится по-другому. Глаз у автора рассказа чистый и светлый.
Здоровья и вдохновения в творчестве, Тамара Павловна!

Альберт Иванович Храптович   24.01.2022 07:56   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Альберт Иванович, за тёплые слова!

Тамара Ширяева   25.01.2022 13:31   Заявить о нарушении