Дядька Васька, коза Манька и по-черному банька

Вымыслы из реальности.
Иногда, в жизни, происходят события, совсем не взаимосвязанные. Как отельные мазки художника на холсте будущей картины, эти события дополняют друг друга, сливаясь в итоге, в осязаемое полотно времени. Попасть в мир, описанный Юрием Ковалем и Борисом Шергиным, чувствовать себя истинно русским, никак не россиянином, всегда мне было приятно, и когда жил в России, путешествовал, и сейчас тоже постоянно всплывают в памяти моей, приятные и добрые воспоминания.

Однажды остановились мы, путешествуя по Русскому Северу, в маленьком сельце, рядом с селом Никольское, Тотемского района в вологодской глубинке. (В Никольском сейчас дом-музей Николая Рубцова расположен). Приютили нас хозяева, совершенно незнакомые, баню истопили. Поутру пурга началась, и пришлось нам неделю жить всем вместе, по хозяйству помогать, хлеб печь да козу доить, за животными убирать и языками вечерами чесать. Ни электричества, ни газа нет, туалет на улице, только большая русская печь, в доме том ладном, постоянно грела всех, да генератор урчал время от времени, дизельный.

Про Печь, как хорошо пропечь.
Печь в домах на Руси - главный инструмент. В ней готовят и моются, печь лечит и прогревает, печники всегда славились и ладили печи с заказами на полгода вперед. В каждом русском доме, печь - хозяйка. Да и дома русские, особенно на севере, своеобразной конструкции правили. Такие, чтоб в долгую зиму, можно было автономно месяцами жить, на улицу из дома без надобности не выходить, ни людям, ни животным, когда по крышу снегом заносит. Отдельная часть дома отдана скотине разнообразной в хозяйстве полезной, другая часть дома - закрома, для хранения кормов, запасов и утвари необходимой, и жилая часть дома, в которой проживали, жили и не тужили большие русские семьи. Такой дом русский, с хозяевами добрыми и прекрасными, принял нас в тут зиму лютую.

В селах, на Руси святой всегда жили просто и здравословно. Что Земля матушка родит и даст, тем и питались. А чтоб хороший и сытный урожай дала Земля, уважать ее приходилось и работать много от зари до заката всей семье русской.

Хлеб - всему голова.
Устроившись и отдохнув с дороги, утром раненько, хозяйка спросила меня, позвав на кухню:
- Хлеб справить сможешь? - И молча дала мне горшочек с закваской,  емкость готовой опары, и мешок с мукой. Проверка такая моментально получилась. Команда к действию вопросом прозвучала.

Надо заметить, что северные жители немногословны. Саами и вепсы могут месяцами не говорить и понимать друг друга с полувзгляда: что зря силы на разговоры тратить. Таки жили веками они, так и сейчас в селах живут.

Делать нечего, нужно хлеб править, задание получил. Нашел кадку деревянную, воду, прикинул сколько муки нужно, соль, сахар, маслице, для того количества закваски, смешал и сижу, массаж тесту делаю. Долго сижу, глазами по сторонам гляжу, а руками массирую массу хлебную. Хозяйка поглядывает изредка, как все я делаю. Минут сорок массировал, вымесил как нужно. Благо умею и знаю сколько всего сложить вместе, сколько времени месить, сколько времени подниматься должно тесто, чтоб хлебушек получился вкусным и полезным. Замесил, сложил подниматься под тряпицу. А в печи, в глубине ее глотки, сполохи жара от сгоревших дров играли всеми цветами огня красного и оранжевого.

У современных жителей городов, загаженных прогрессом, интерес к здоровому образу жизни появляется тоже. Многие заботятся и задумываются о чистоте всего окружающего. Все больше число поклонников нормального образа жизни.
Готовить и выпекать живой хлеб дома, в простой печи, занятие увлекательное, интересное и полезное. Затягивает. И осознание того, что нет никаких вредных составок в хлебе домашнем, усиливает радость от жизни. Не передать радость перед гостями, сказав, что сам испек хлеб, разламывая его, и подавая на стол.

С давних пор, на Руси, хлеб пекли просто. Только муку и воду использовали, делали закваску, опару, и травки разные сушеные,  добавляли для ароматов, пекли сразу много хлебов, семьи большие были, хранили хлеба, в тряпицах льняных, месяцами, в темных амбарах. Вот и мне пришлось таким процессом заняться в области Вологодской, в деревеньке гостеприимной, когда мы лютой зимой там оказались.

Тут и дядька Васька подошел, на запах хлебный.
Веселый мужичок неопределенного возраста, в кургузом пиджачке, из которого торчали натруженные узловатые руки, в галстуке коротком, желтом, поверх рубашки, в прошлом белой, с цветочками мелкими. Такая сельская непринужденность и чистота растеклась по дому. К тому же Васька, разговаривал на своем языке, понятном всем. Основная его фраза была:

- Нуахулинада!

Вставлял он ее постоянно во все свои высказывания, улыбался по-доброму в ожидании ответа, и получались они такими емкими, и глубокими.Только, перечитав Бориса Шергина, об особенностях северного разговора можно по одной этой фразе, и зная смысл беседы, понимать моментально выражения и эмоции Васьки.
Этой фразой он и поприветствовал всех нас.

Решили истопить баньку.
Событие достаточно редкое. Условия не такие как в городе, и топят баньку пару раз в месяц. Событие. Собираются все родственники у тех, кто топит баню, и целый день деяния сельские происходят: рубка дров, заполнение водой всех емкостей свободных, растопка баньки, подготовка - парка - порка, и после-банные посиделки вечерние. Движение, встречи, разговоры, поедание - выпивание, печь в избе греет всех, на стол достается все, что в закромах найдется. И дядя Васька - самый главный распорядитель, склоняет свою фразу самыми различными наклонениями, по теме и без, важно, что суть сказанного остается тем же «Нуахулинада!».

Истинная получилась банька, по - черному, как в песне Владимира Семеновича. Первый раз в такой парился. Высотой помещение наверное 1.7 метра, и мне, с моими 190 сантиметрами данного Богом роста, приходилось в полусогнутом положении принимать все банные процедуры, а именно: порку ветками березовыми, терку тела распаренного соломой и постоянно лавировать между стен, чтоб не прикоснуться к ним, потому как слой сажи нескольких десятилетий моментально прилип бы к моему уже розоватому и распаренному телу. Не удержался таки я, и в самый неподходящий момент, чуть не шлепнувшись на пол скользкий, коснулся правым боком косяка внутреннего, полу-черный из баньки по-черному, выбрался под смехуечки Васьки - «Нуахулинада!».

Весело, добро и все по - чистому происходило. Помывка затянулась на целый день. Разморенный в комнате прикорнул на полчасика и пропустил момент, когда гости понаприходили. Они с интересным вниманием рассматривали нас, молча, ничего не спрашивая, а только покачивая головами. Непонятно было: осуждающе или по-хорошему. Все принаряжены были. В гостевых нарядах собрались. На посиделки и разговорки. Событие в селе. Путешественники не часто тут, в пурге застревают и гостят, да уже и не гостят, а живут и по хозяйству помогают, пока метель не стихнет.

Хорошо жить в России и путешествовать по Северу русскому. Да и по Болгарии интересно и познавательно перемещаться, в наших «сакральных путешествиях», дорогами Болгарии. Открываем новые особенности жизни в болгарских селах, которую вряд ли увидят обычные группы туристов. Путешествовать хорошо. Движение - истинная жизнь.

Низкое небо над нами.
Если бывали на русских северах, то скорее всего замечали, что всегда небо висит очень низко. Особенно в ненастье заметно это. Свинцовая мгла наваливается сверху, ходишь, пригибаясь низко. Ощущение сильное. Когда гроза собирается и гром бьет в уши, молнии сверкают и небо пытается соединиться с землей, сжать всех тут находящихся. Сила стихий.

Северяне, жители окраин Российских и югов финских молчат, и исподлобья смотрят. Без всякого сомнения добрые они, очень чистые и добрые, но молчат. Привыкли жить так, в само-заключении внутреннем. Работают молча, пьют молча, едят молча, все молча делают. Оттого, наверное, говор и слог у северных людей очень емкий и не раскрашенный художественными метафорами и гиперболами разнообразными. Точно и прямо в сердце бьют слова сказанные слушателя.

Рассказ мой был бы неполным, если не отметить одну животину, в доме обитающую. Коза Манька, член семьи. И полезность от нее есть, и развлечение постоянное. Она всюду в доме. Постоянно наблюдает и принимает активное участие во всех действиях происходящих. Любит когда ее за сиськи тянут, шкодит постоянно, то взберется на печь и выглядывает из-за шторки, то перевернет что-то в доме и прячется по углам, откуда ее веником выковыривают. Незлобная, веселая и не воняет, как козлы обыкновенные. Смотрит внимательно своими глазищами раскосыми, ухмыляется и норовит прошмыгнуть вперед, в любую дверь, приоткрытую, посмотреть что там есть и обратно пулей, к людям влетает.

Манька - достопримечательность рода козлиного, в среде обитания человека. Симбиоз полнейший.

Река Сухона рядом с деревенькой протекает.
А знаете ли вы, уважаемые, что река Сухона, по Вологодчине протекающая, уникальна. Только две подобные речки есть на нашей планете Земля. Уникальность ее использовали в народном хозяйстве Великого СовСоюза, при лесо-сплавах широких. Использовали, не снижая насилия над политзаключенными и противниками режима Виссарионового.

Река Сухона обладает исключительно непостоянным характером и практически каждый год меняет направление течения. При рождении своем, в истоке, начинает жизнь свою не как все нормальные реки - шумно и стремительно, растекаясь потом величаво, а наоборот, в верховьях у нее широко, раздольно и спокойно а потом все больше напоминает горную реку, зажатую между крутыми берегами и полную порогов и перекатов.

Интересна жизнь на Северах русских.
Погостили, пурга улеглась, глубокая белоснежная синь режет глаза на улице. Надо ехать. Уехали, а воспоминания остались. Чем я и поделился с вами.

Всем добра. Любите землю нашу и места, где сейчас живете.


Рецензии