Послесловие к презентации

30 апреля 2017 года в ялтинской городской библиотеке им. А.П.Чехова состоялась презентация эксклюзивного издания книги "Тайны старой Ялты". Вскоре она появилась в свободной продаже. Отмечу прежде всего её непомерно высокую цену - мои близкие знакомые купили её за 2950 руб. Надо отметить, что репринтная публикация музейных материалов проведена на хорошем полиграфическом уровне, высококачественной бумаге
и с большим количеством эксклюзивного материала и редких фотографий и иллюстраций. Обо всём остальном, составляющем книгу, можно и нужно дискутировать.
Моё личное мнение таково: опубликованный материал недостаточен и требует дополнения. В книге отсутствуют многие периоды истории Ялты. Нет чёткого деления на периоды - что, собственно,считать Старой Ялтой. Нет совершенно материалов о периоде фашистской оккупации, партизанской борьбе и первых годах послевоенного восстановления.
Ещё один недостаток бросается в глаза даже после краткого просмотра книги -
все фотографии опубликованы без привязки к местности, нет названий ни
старых, ни новых улиц и переулков, где находятся или находились дома на опубликованных фото. Постоянная ссылка на то, что все фото взяты из архивов музеев, ничего не говорит читателю. Нет развёрнутой топографической карты, где были бы указаны границы описываемого периода на плане современных городских кварталов. Цена обязывает присовокупить к книге такую карту.


Перехожу к тому материалу, который хотелось бы увидеть в будущих изданиях.
Когда началась война, мне было 4,5 года, 2,5 года мы были в оккупации (с 7 ноября 1941 года по 16 апреля 1944 года), ещё год прошёл в уже свободной от врага Ялте
и только в мае 45-го мы услышали салют Победы. В 1941 году при отступлении наших войск из города, исполняя приказ Сталина, были взорваны или подожжены некоторые общественные здания на Набережной и в прилегающих районах - Дом Обороны (нынешняя площадь Ленина), гостиница "Франция" (куртина между Черноморским переулком и городским Садом), кинотеатр "Горн" и гостиница "Джалита (участок между улицей Екатерининской(ул.Литкенса) и до моста через р.Учан-Су) Далее через мост вдоль нынешней улицы Коммунаров, на месте нынешнего памятника М.Горькому корпуса санатория "Эриклик", санаторий "ЭшелидА". За городской чертой корпуса санатория "Узбекистан" - это то, о чём я узнал и видел своими глазами будучи пацаном, мотаясь со сверстниками по руинам, играя в "войну". Как горел "Узбекистан" мне было хорошо видно из бабушкиного подворья в Аутке. А в апреле 1942 года на участке пустого чегиря чуть ниже санатория горел наш подбитый истребитель И-16.
 И на моих же глазах шло послевоенное восстановление. У страны не хватало средств на восстановление разрушенной промышленности, остро необходимой для жизни и обороны, поэтому разрушенные здания(кроме сан."Узбекистан" и некоторых важных южнобережных санаториев) были снесены и на их местах разбиты куртины и цветники. В 70-тых началось сооружение нижней набережной и современных причалов, которые уже в наше время нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции.
В этой связи уместно будет отметить, что оккупанты, ничего в городе не повредили,
кроме нескольких припортовых домов во время авианалётов на ещё занятую нашими войсками Ялту. Уже в постсоветские времена мы узнали некоторые подробности гибели теплохода "Армения", жертвами которой стали по некоторым данным около 7 тысяч
советских граждан и раненых воинов, эвакуированных из Севастополя. И произошло это как раз в день 7 ноября 1941 года, в утро захода немцев в город.
Но это тема отдельного рассказа, подробностями для которого я по малолетству тогда  не располагал, а писать с чужого голоса - не в моих правилах.
Набережная Ялты, особенно та её часть, что не защищена молом,со времени
постройки к началу войны уже имела значительные повреждения от постоянных осенне-зимних штормов, что стало заботой оккупантов (к удивлению!). Я помню уже в послевоенные годы вплоть до 60-х годов, когда начали строить нижнюю набережную, это было головной болью местной власти, постоянные ремонты провалов пешеходной и проезжей части до обнажения морского дна. Особенно страдала часть от сквера им. Калинина до Бальнеолечебницы(ныне виллы С.Ротару) вдоль куртины Городского Сада.
И вот с 1942г. и по 1944г. немцы серьёзно занимались берегоукрепительными работами на этом участке помимо строительства оборонительных сооружений в том же сквере им.Калинина, территории порта на всём протяжении берега в черте города и в самом городе. Повторю: я пишу только о том, что видел собственными глазами и никогда не позволял себе браться за исторические эпопеи, хотя мне знакомы лица(не буду указывать фамилии), родившиеся в Ялте в 43-ем - 47 г.г. и  дерзнувшие описывать годы оккупации и депортации. Я имею в виду не известных писателей, а такого же уровня известности, как я сам.

                часть вторая

Набережная - это лицо города и первое впечатление о нём складывается от увиденного именно на набережной и с набережной. Ялта - известный мировой курорт и с момента своего образования до настоящего времени многократно отображён в бесчисленных буклетах, на открытках и в прочих издательских формах.
Поэтому утрата зданий и ансамблей на главной артерии города сразу бросается в глаза тем, кто хоть раз побывал в Ялте. Но были ещё более значительные для жизни города разрушения, которые с набережной не видны, но о них хорошо знают старожилы.
До войны в Ялте была своя электростанция, которая располагалась в районе старой бани, на пересечении улиц Кирова (Аутская)и нынешней ул. Соханя. Был ли это единственный источник электроэнергии или резервный, я не знаю, но два мощных дизеля крутили два мощных динамо и довоенная Ялта купалась в вечернем фонарном
освещении. Я с рождения наблюдал это сияние, ибо наша семья жила в угловом доме на пересечении ул. Морской и Набережной - самый центр города.

Директором (или главным инженером - мне не известно) станции был Андрей Григорьевич Мошкарин, хороший приятель отца, ставший первым командиром Ялтинского партизанского отряда.
В декабре 1941 года, приняв неравный бой с фашистами в районе Бештекнэ на айпетринском плато, он погиб. Вместе с ним погиб начальник штаба отряда Н.Тамарлы, врач отряда Фадеева и многие другие партизаны. В память им на краю яйлы, у дороги поставлен обелиск. При оставлении города нашими войсками эта станция была взорвана, а танк с топливом подожжён. Горел он несколько суток и накрыл дымом пол-города. И до самого освобождения Ялты, проходя иногда с мамой на её работу или для посещения  нашей квартиры на Морской, я близко наблюдал рваные куски железа и руины самой станции, площадью около 70м х 100м.
 
На противоположной стороне улицы Кирова(Аутская)на взгорке (там сейчас пятиэтажный дом, в котором некоторое время находился Гор.ЗАГС) стоял огромный танк (цистерна с дизельным топливом для питания дизелей электростанции) Немцы - люди хозяйственные и, рассчитывая на вечное владение Крымом, обустраиваясь в Ялте, решили найти новое место для будущей станции и переместить эту ёмкость
(8х6х6 м/куб - т.е. более 200 тонн горючего) на другой конец города в район нынешней электроподстанции на углу ул.Блюхера (Дальняя). Её (цистерну)с помощью сотни военнопленных скатили по булыжной мостовой до ул. Ломоносова, а далее к мосту через речку Учан-Су уже по грунтовке до места назначения. Этот процесс в его начальной стадии я наблюдал лично. Потом дома, пытаясь катить сорокаведёрную бочку по бабкиному огороду, получил нагоняй от неё за помятую грядку с посеянной редиской.
На углу ул. Боткинской, на пересечении её с ул. Виноградной (ныне ул. Чехова)на нынешней территории школьного двора школы № 6 был расположен городской Радиоузел,
который тоже был взорван при отступлении. При условии уличных боёв этот район считался стратегическим (прямая видимость  всех трёх лучей улиц на всём протяжении) и (после неудачной попытки нашего десанта в Феодосии) немцы принимают меры оборонного значения - строят доты и бетонные бункеры во всех узловых точках центра города. Один из таких дотов и был построен на этом участке.
Ещё мне помнятся доты и бункеры - два на территории порта( у рыбных ворот) Рядом на клумбе (напротив бывшего цветочного магазина). Для большей безопасности немцы перекрывают баррикадами выходящие на Набережную улицы Морскую, Кирова (у гастронома. Теперь этот участок до ул. Садовой назван в честь архитектора Краснова),пер. Черноморский, ставят дот в сквере им. Калинина на месте разрушенного бомбой памятника Ленину.
Устанавливают батарею дальнобойных орудий (3 орудия 3-х дюймового калибра) в парке Чукурлар (начало нынешнего Приморского парка. Потом при отступлении немцы взорвали казённые части этих орудий, оставив нетронутыми стволы и лафеты, и мы, пацаны, потом катались на этих стволах как на карусели. А сколько было вокруг рассыпано артиллерийского пороха! Клондайк! Как мы его использовали - отдельная тема.

На месте, где теперь торчит небоскрёб из синего стекла (Кучмахаус), был до войны городской Почтамт. Его постигла участь Радиоузла и электростанции.
Сразу после войны на месте руин почтамта соорудили летний кинотеатр "Чайка", а у нынешнего памятника Ленину летний кинотеатр "Ялта" и здесь же после разборки руин Дома Обороны начала вырисовываться будущая площадь Ленина с последующей установкой памятника вождю. В начале 60-х кинотеатр снесли и построили нынешний Почтамт, сформировав таким образом окончательный вид этого центрального района города.
                На иллюстрации на переднем плане сквер Калинина с разрушенным бомбой памятником Ленину. Слева на втором плане уцелевшее здание гостиницы "Петербург", которое было снесено после войны, под одну гребёнку с руинами руками пленных немцев по злому умыслу вредителей.               
               
           часть третья

Пострадал и второй от набережной ярус зданий - сгорел санаторий "Большевик" (бывшая до революции и в первые годы советской власти гостиница "Россия").
На месте нынешнего Дома Торговли и здания Гор.Совета и Исполкома до войны находилась Нефтебаза,- так она горела пострашнее танка электростанции.
Были подожжены и выведены из строя многие другие здания в городской черте и в пределах ялтинского района, но выяснением количества разрушенных объектов в пределах Большой Ялты я специально не занимался и потому ограничиваюсь тем, повторю, что знаю и видел лично, хотя многое уже забылось.
В советское время дворец Эмира Бухарского (ул. Коммунаров) в последние годы вплоть до самой войны служил городским Краеведческим Музеем. И он тоже подвергся участи перечисленных ранее зданий. Вспоминая об этом, диву даёшься! Немцы, отступая, взорвали только стенку мола в двух местах, рассчитывая уничтожить мол и причалы, да обмишурились в количестве и качестве зарядов то ли в спешке, то ли поручено это  дело было непрофессионалам. А восстанавливали разрушаемую прибоем набережную основательно на протяжении всего срока пребывания в городе.
Передвигая цистерну от взорванной электростанции до нового места на улице Дальней (ныне ул. Блюхера) они фактически проложили здесь дорогу вместо банальной тропы. которую в послевоенный  период осталось только заасфальтировать, причём застраиваться этот район начал уже в конце 70-х, начале 80-х годов и только тогда она была покрыта асфальтом на всём протяжении. Так что в Ялте своей электростанции нет до нынешних времён. Но теперь уже и нет в ней нужды - Ялта закольцована с Севастополем и Симферополем, где скоро будут введены в строй ещё по одной, экологически безопасной, электростанции.

Закончу этот разрушительный список взорванным туннелем на старой дороге Ялта - Севастополь в районе Форосской церкви на границе ялтинского района.
Но это было военной необходимостью, надолго задержавшей вражеские войска в продвижении к Севастополю со стороны Южнобережья.
Немцы не стали восстанавливать туннель, а просто расчистили завал камней и оставили нам только фотографии на память. Теперь здесь хоть и съуженный, но свободно проходимый для любых транспортных средств участок дороги.
Как бы взамен канувшему в Лету туннелю, на новой трассе пробили более респектабельный туннель практически в том же районе.
 Следует обратить внимание читателя на ещё одно обстоятельство. Начиная с весны 1943 года, когда наши войска освободили Ростов-на-Дону и вплотную подошли к Крыму со стороны Кавказа, начались бомбёжки, особенно по ночам. Нас бомбили свои же.
Бомбили немецкие объекты и войска, но они-то были среди мирного населения, среди нас, а бомбы не отличают своих от чужих. И вплоть до освобождения в апреле 1944 года в Ялте прибавилось разрушений.
Разумеется, разрушения на Южном Берегу не идут ни в какое сравнение с тем, что творилось в Севастополе во время штурма его немцами и когда их выбивала оттуда
Советская Армия.
Следует упомянуть ещё о немецкой организации, занимавшейся строительными и ремонтными работами, которая дала работу, и, следовательно, средства к существованию, в основном, местным жителям. Фирма  Marinebaumstelle (нем.) - морская строительная организация имела бетонный растворный узел на хоз.дворе на том месте, где сейчас находится многоэтажка (угол ул. Гоголя и Таврической), деревообрабатывающий цех и лесопилку (на этом месте ныне ДОЦ СУ №35)в районе нынешних вертолётной площадки и ГАИ. Помню хорошо, как горела лесопилка, подожжённая  при  отступлении немцев. А знаю я об этой организации потому, что там работали два моих дядьки, которых собирали на работу по утрам на грузовом МАНе по всей Аутке и городу, а потом развозили обратно по домам до комендантского часа. Сколько там работало местных людей, мне не известно, но много.Однако, это была не филантропская организация, а часть военной машины Вермахта, и
рабочая дисциплина соблюдалась железно - пьянство, воровство, саботаж наказывались сурово, вплоть до расстрела.

В городе работали почти все предприятия, кроме, разумеется, советских учреждений.
Оккупационная администрация сразу провела регистрацию работоспособного населения, в первую очередь - мужчин, ввела патентную систему на частный промысел, вовсю работал рынок, открывались частные магазины, хотя большинство их обслуживало только немцев. Ни повального голода, ни эпидемий в Ялте за всю войну не было. Трупы, как в блокадном Ленинграде, на улицах не валялись. Может сложиться впечатление от прочитанного, что я обеливаю оккупантов - такой цели я не ставил, а только хотел подчеркнуть, насколько наплевательским было  отношение к собственному народу, брошенному на произвол судьбы, у наших правящих верхов, даже на фоне вражеской оккупации. Конечно, было гестапо, зондеркоманды, рейды и облавы, расстрелы и повешения. Честь и слава борцам, поднявшимся на борьбу с врагами, но их были единицы, а вооружённые и организованные защитники были далеко от мирного обывателя, которому надо было просто выжить.
 Но самое страшное ждало нас после освобождения - чистки, высылки и просто депортации целых этнических групп. А потом долгие годы подозрений, навешиваний ярлыков (персона нон грата!)и т.п.
Всё это проверено на собственной шкуре и помнится доныне, хотя уже и не вызывает прежних эмоций. И поставим на этом точку!

               
               


Рецензии
Твоя статья, Долик, безусловно, будет очеь полезна при
втором издании "Старой Ялты"!
Удивительно, как выпустили в свет такую роскошную книгу
?!с такими недостатками! Ты должен послать в редакция своб статью!
Трагедии с "Арменией" ты, вероятно , отведёшь отдельную главу: Мне кто-то прислал документальный филм Ялтинской киностудии, Но твою статью прочту с огромным вниманием!
Твори! Удачи и творческих сил тебе!С уважением!

Валентина Марцафей 30.01.2018 22:44

Адольф Зиганиди 2   16.02.2019 17:21     Заявить о нарушении