Только в творчестве есть радость...

В истории отечественной культуры найдется немало имен, которые должно  упоминать с благодарностью, и чем дальше относит их  течение времени, тем важнее сохранить память о тех, кто служил ей преданно и самоотверженно, считая это своим жизненным предназначением. К числу истинных российских интеллигентов, европейски образованных и всесторонне одаренных, относится Анатолий Федорович Кони – правовед, общественный деятель, историк, критик, мемуарист, блестящий оратор и педагог. За свою долгую жизнь он много успел сделать для блага России, но особенно велика его заслуга перед русской культурой в послереволюционный период (1917-1927 гг.), когда он нашел в себе силы и мужество продолжать свое дело в голодном Петрограде, преодолевая недоверие новой власти, в условиях нарастающей социальной нестабильности. А.Ф. Кони, безусловно, принадлежит ХIХ веку – по рождению, воспитанию, образованию. Это пример универсальной личности гуманиста, подвижника, просветителя.

История  собственной семьи  рассказана А.Ф. Кони подробно и с любовью. В его воспоминаниях постоянно звучат слова благодарности, обращенные к родителям, которые создали для него ту атмосферу, которая способствует раскрытию творческих начал в самом раннем возрасте. Дом, постоянно посещаемый писателями, артистами, общественными деятелями, привил  трепетное отношение к искусству, оставшееся на всю жизнь. Очень многое, в частности склонность к изящной словесности, юный Анатолий унаследовал от отца Ф. А. Кони (1809-1879).
 
Из очерка «Федор Алексеевич Кони», написанного к 100-летию со дня рождения отца, известно, что тот получил медицинское образование в Московском университете, имел диплом лекаря, но никогда не был практикующим врачом, поскольку его интересы оказались совсем в другой области. В бытность свою студентом Федор Кони пробовал себя как переводчик, и весьма удачно. Переведенные им с французского языка пьесы ставились в театре и имели успех. Видимо, это и предопределило будущее несостоявшегося лекаря: он стал драматургом и историком искусства. Водевили его отличались не только легкостью и остроумием, но и жизненностью типов, что было несомненным достоинством этих легкомысленных и непритязательных комедий. Кроме того, Ф.А. Кони было написано множество стихов, значительная часть которых  положена на музыку. Другим его любимым занятием становится педагогическая работа, он преподает историю, параллельно пишет учебники, занимается историческими исследованиями. Написанная им книга «История Фридриха Великого» (1844) была высоко оценена не только в России, но и в Германии. Йенский университет присвоил ему звание доктора философии.

Но ни блеск театральной жизни, ни поприще кабинетного ученого-историка не привлекали Федора Кони так, как журналистика. «Ей посвятил он все свои силы, упорно уклоняясь от заманчивых предложений поступить на службу… Цензурные и общественные условия конца сороковых и первой половины пятидесятых годов делали положение русского журналиста  крайне тяжелым, заставляя его тратить  – и очень часто совершенно бесплодно – массу сил для устранения неожиданных, и нередко совершенно нелепых, цензурных препятствий». Художественно-литературных журнал «Пантеон», издаваемый им с 1840 г. (впоследствии «Репертуар и Пантеон русского и всех европейских театров»), регулярно публиковал статьи и биографические очерки об актерах,  музыкантах, писателях. Большим событием в творческой жизни Ф.А. Кони было издание драматических произведений в 4-х томах (1870-1871).
«В личной жизни это был приветливый, отзывчивый и добрый человек, идеалист и романтик, испытавший благодаря этому немало горьких минут, но до гроба сохранивший доверие к людям и горячую веру в великое будущее родины», – писал об отце А.Ф. Кони.

Мать Ирина Семеновна Кони (1811-1891) была человеком творчески одаренным – в юности писала рассказы, затем поступила на сцену, где прослужила около 15 лет. Одновременно сотрудничала в «Литературной газете», опубликовала несколько повестей (под девичьей фамилией Юрьева) в журнале, издаваемом мужем. Оставив  профессиональную сцену, И.С. Кони продолжала участвовать в постановке спектаклей с благотворительной целью, активно общалась с людьми театра. В спектаклях, устроенных в Петербурге Литературным фондом в 60-х годах, принимали участие в качестве актеров Тургенев, Писемский и др. известные писатели.

Не было бы ничего удивительного, если бы младший сын супругов Кони, Анатолий, родившийся в 1844 г.,  унаследовал страсть к писательству и сценическому искусству. Начальное образование он получил в немецкой школе при церкви св. Анны, куда был определен в 1855 г.,  а в 1858 г. перешел в 4 класс гимназии. Еще гимназистом  он свободно читал на немецком, французском и итальянском, с интересом и пониманием слушал лекции  в университетских аудиториях. Да и в родительском доме, на проходивших регулярно литературно-театральных вечерах, впитывал дух и умонастроение литературной и театральной среды.

В 1861 г. он уходит из 6 класса гимназии в университет. Может показаться странным, но юный Кони, имевший тяготение к литературе и истории, в 1861 году поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. А после закрытия его (1862 г.) он переходит на 2 курс юридического факультета Московского университета. Окончив курс в 1865 г., он написал кандидатскую диссертацию «О праве необходимой обороны», которая  по уровню своему превосходила многие другие работы и была опубликована в «Приложении к Московским университетским ведомостям». Эта честь была оказана автору очень молодому, двадцати одного года от роду. В 1866 г. Управление по делам печати усмотрело в диссертации начинающего правоведа крамольные идеи – он позволил себе говорить о праве применения необходимой обороны против государственной власти. Начавшееся преследование было, впрочем, вскоре прекращено, и оно не отразилось существенным образом на дальнейшей жизни – Кони поступил на службу коллежским секретарем. Можно сказать, что карьера юриста складывалась успешно, он быстро продвигался по служебной лестнице, занимая высокие должности, имел звание статского советника.
 
С 1880 г.  Кони сотрудничает с журналом «Вестник Европы», с этим изданием будут связаны последующие сорок лет жизни. Первая литературная работа «Достоевский как криминалист» опубликована в 1881 г. К концу 90-х годов, оставив пост обер-прокурора, который он занимал с 1885 года, Кони начинает активную деятельность в качестве литератора, создает целую серию биографических очерков о русских писателях. Особый интерес представляет статья «Нравственный облик Пушкина». В  основу ее положена речь, прочитанная Кони   на торжественном заседании Академии наук, посвященном 100-летию со дня рождения поэта (опубликована в «Вестнике Европы» 1899  г., № 10). Литературная работа, труд исследователя и критика были оценены по достоинству высоко – в 1900 г. он избран почетным членом Академии наук по разряду изящной словесности; в 1901 г. был впервые награжден Академией наук Пушкинской Золотой медалью.

Революция 1917 года вернула А.Ф. Кони к активной преподавательской работе. В  «Автобиографии» он вспоминал: «Октябрьская революция застала меня в звании первоприсутствующего в общем собрании кассационных департаментов сената и должности члена Медицинского совета, т.е. высшего врачебного учреждения России. Когда оба эти учреждения были упразднены, пришлось искать применения своих душевных сил, знаний и опыта долгой жизни. Поэтому я с особой готовностью откликнулся на предложение Первого и Второго Петербургского университетов занять в них кафедру учения об уголовном суде, а также Института живого слова о чтении в нем курса ораторского искусства…» (упомянутый институт просуществовал шесть лет и был закрыт в 1924 году).

То обстоятельство, что одинокий 73-летний Кони принял предложение сотрудничать в советских университетах, ни в коей мере не может быть расценено как свидетельство отношения к октябрьским событиям 1917 года в России. Вопрос о том, «принял» или «не принял» он революцию остается открытым. В той же «Автобиографии» он писал: «Несмотря на многие условия переживаемого времени, сводящие у многих всю мысль к «хлебу насущному» в буквальном смысле слова, я встретил в учащейся молодежи обоего пола несомненную жажду знания и интерес к нему, причем не раз пришлось испытывать отрадное чувство духовной связи лектора со слушателями». Этот фрагмент свидетельствует только об отношениях лектора и аудитории, о высоком профессионализме преподавателя, но не о проявлении классовых симпатий.  Кони выразил готовность служить России в условиях изменившейся социально-политический обстановки, передавать свои знания молодому поколению.

Новая власть отнеслась к старому интеллигенту неоднозначно, особого доверия не оказывала, но сочла возможным использовать научный потенциал и опыт известного юриста и литератора, который являлся к тому же превосходным оратором. Правда, в 1919 году, когда Кони объявил о том, что вынужден оставить службу, так как не имеет возможности добираться до нее городским транспортом, поскольку у него обострилась болезнь ног, Комиссариат просвещения неожиданно уведомил его, что за ним будут присылать лошадь для поездок на дальние расстояния. «Оказалось, что мои слушатели обратились в Комиссариат с письменною, а затем и словесную просьбою о доставлении им возможности меня слушать предоставлением мне средства передвижения», – вспоминал он. И хотя доброжелательный Кони говорит о «трогательной необычности этого шага», но со слов его ясно, что заботились они не о старом и больном лекторе, а о себе, обеспечивая  для себя возможность полноценного образования.

Интересно вспомнить, что в том же году в доме «гражданина академика» Кони  производился обыск по ордеру ЧК, закончившийся тем, что были реквизированы документы, три золотые медали Академии наук, ордена, мундиры, деньги. Потом, видимо, сочли это слишком строгой мерой и реквизированное вернули.

Именно работа, как писал Кони в 1921 году, доставляет ему нравственное удовлетворение и наполняет жизнь. И он, уже старик, отдает  знания и опыт всем, кто стремится их получить,  движимый желанием сохранить традиции российской науки и культуры, заложенные безвозвратно ушедшим ХIХ столетием. Волна эмиграции уже уносила за рубеж лучшие умы России, но А.Ф. Кони, несмотря на свои германские корни, знание европейских языков и опыт заграничной жизни (в молодости он путешествовал по Франции, Бельгии, Италии),  не помышлял об отъезде. Родина оценила верность и патриотизм ученого – в 1924 г. на общем собрании Академии наук торжественно отмечено  его 80-летие, а спустя два года 82-летнему почетному академику была назначена пенсия. В 1927 г. А.Ф. Кони скончался в Ленинграде, похоронен на Волковом кладбище.

«Мне лично ничего не нужно. Я… хотел спросить вас, как отнесется правительство, если я… буду выступать с моими воспоминаниями… Людей, у которых столько на памяти, как у меня, – не очень много!» – сказал он сразу после октябрьского переворота наркому просвещения. Кони заботился о том, чтобы не было прорех в культурной памяти России, он желал сохранить преемственности культурных традиций, возможно, уже предчувствуя их неизбежный разрыв. Именно в этом он видел свой долг и надеялся, что, выступая в роли просветителя молодого поколения, охваченного духом революционного разрушения, он сумеет предотвратить трагедию утраты  отечественной культуры.

«Есть имена, по отношению к которым забвение является прямой несправедливостью», – писал А.Ф. Кони в одном из очерков. Эти слова можно с полным правом отнести и к его собственному имени. Правозащитник, просветитель, педагог, литератор  своим служением отечественной культуре заслужил право на благодарную память потомков. «Только в творчестве есть радость» – слова, которыми Анатолий Кони подводит итог своей многотрудной жизни.


Рецензии