Хипстеры или просто Кеды
В Ульяновском молодежном театре прошли премьерные спектакли пьесы «Кеды». Хиппи, рокеры, эмо, готы, теперь хипстеры. Очередная модная молодежная субкультура. Рассказать о них рискнула Любовь Стрижак, назвав свою пьесу просто - «Кеды».
Главный герой Гриша все время собирается в магазин за кедами, да так и не приобретает их. Почему эта обувь, в которой ходят сегодня в России все, от мала до велика, так важна драматургу? Потому что кеды – важный отличительный аксессуар хипстеров.
Условно хипстерам важны модели кроссовок, а также майки с принтами, а еще лучше усы и очки. Они развиваются интеллектуально (музыка, чтение), увлекаются жизнью ночных клубов, чураются взрослой политической и экономической жизни. Не хотят взрослеть. В центре внимания Гриша 26-ти лет, Миша 23-х лет и Саша.
На первый взгляд, классический вариант хипстеров с их оправданной свободолюбивой ментальностью, если б не два «но».
Первое. Претензии к старшему поколению, то есть родителям. Они бы и справедливы: одна мама порхает как бабочка, буквально с крылышками за спиной, у Гриши сразу два папы, и оба дарят великовозрастному отпрыску бейсболки. Помнится, в «Курьере» маргинальному сыну разведенный отец присылает из-за кордона пальто. (Фильм 1986 года)
"Как бы" родители не приготовили детям «доходной» жизни. Не довоспитали, скажем так. Но сами-то они в их годы хипстеров оказались в какой жизни? Развалилось государство, «полетели удила». Даже благополучные семьи не жили, выживали. И выжили. Встали на ноги. И «порхают» из 40-летних сегодня единицы, остальные «вкалывают».
Второе. Главному герою 26 лет. Возраст, который обязывает. Ночные бдения с вещами в челночной сумке в одной руке и музыкальном проигрывателем в другой оправдать вряд ли можно.
В канву спектакля вписан замечательный ход – видеоролик, в котором главные герои отвечают на вопросы. Как они видят будущее, боятся ли его, что понимают под свободой самовыражения.
«Мы поколение интернета. Мы слишком много знаем. У нас уже сложились примерные картины мира. Проживать их в жизни – скукота. Неизведанное – это космос».
Сама Любовь Стрижак тоже из поколения интернета. Пьесу «Кеды» написала в 2011 году, когда ей было 26 лет. Знает жизнь, о которой пишет, понимает поколение хипстеров. Только к 26 годам она хоть и начинающий, но уже состоявшийся писатель.
Пытаясь оправдать инфантильность героев, Стрижак ведет своих хипстеров все же к показу более активной жизненной позиции сверстников – Маршу несогласных. Так в фильме «Мы из будущего» после пережитого в фантазийной войне герои выходят на улицу у Аничкиного моста другими. И слов уже не надо. Достаточно увидеть их лица.
На мой взгляд, ульяновские постановщики нашли хороший ход: Гриша снимает кеды. Мы не знаем, купит ли он новые или наденет мужские ботинки, а может, пойдет босиком. Главное – он встал перед выбором, и в этом позитив.
Ни разу не обратившись к зрителям напрямую, ребятам (исполнителям и постановщикам) удалось благодаря разнообразию принятых условностей (формы) активизировать зрителя, заставить его размышлять вместе с ними.
«Больные дети – это факт, коррумпированное государство – это факт, умирающие бабушки – это факт. Любовь? Любовь…Это больно».
Художественный руководитель театра Алексей Храбсков. Идея и постановка Александра Лебедева.
Свидетельство о публикации №219021701187
Владимир Яковлевич 19.02.2019 09:30 Заявить о нарушении