Про ценообразование

... Ох, нет на свете печальнее повести,
Чем об этой прибавочной стоимости!
Александр Галич - "Баллада о прибавочной стоимости"

Много лет назад довелось мне работать в магазине фирменной одежды в окрестностях Неаполя. Работа была несложной и непыльной – что-то типа ответственного за нормальную работу компьютерного хозяйства заведения. Магазин был огромным и располагался за пределами города, как и полагается большим магазинам в Европе. Продавались в магазине исключительно фирменные одежда и обувь. Заведение работало успешно уже несколько десятков лет и имело свою устойчивую клиентуру. Клиенты, чаще всего клиентки, приезжали периодически в магазин и производили крупные закупки.

Работа компьютерщика имеет свои особенности. В данном конкретном случае у меня был доступ к некоторым цифрам, относящимся к работе магазина. В частности, я мог наблюдать, по каким ценам товар поступает в магазин, и по каким выставляется на продажу. Вообще-то, накрутки были очень скромными. Минимальная наценка составляла сто процентов, средняя – двести. Как в старинном анекдоте, на это «два процента» магазин и существовал. Всё равно даже при этих наценках товар стоил в два-три раза дешевле, чем в бутиках в центре Неаполя. Но какой нормальный человек неаполитанской национальности, особенно женщина, пойдёт закупаться в бутик? Бутики созданы для идиотов и туристов, что по неаполитанским верованиям почти одно и тоже.

Периодически в магазин привозили на огромной фуре товар. Происходила разгрузка и сортировка новых поступлений, к каждой вещи крепился ценник. Практически на все товары наценки были, как сказано выше, примерно двести процентов. Исключение составляли только многочисленные тоненькие женские блузки. При средней закупочной цене пять евро за одну блузку, новая цена составляла в среднем сто евро. То есть цена блузки по пути от фуры до магазинной полки возрастала в двадцать раз. Две тысячи процентов накрутки.

Маршрут посещения магазина постоянными клиентками был тщательно продуман. В сопровождении продавцов клиентки сначала попадали в зал пальто и шуб, далее шла обувь, зимняя одежда, и в самом конце зал с блузками. До попадания в последнее помещение клиентка успевала приобрести в среднем по одному дорогому предмету одежды, и как постоянной клиентке продавцы давали каждый раз скидку десять-двадцать процентов. При этом они скромно объясняли, что на уровне их компетенции цену невозможно опустить ниже. Клиентка придирчиво выбирала себе блузку и по привычке просила у продавцов скидку. В этот момент, как бы невзначай появлялся хозяин заведения или один из его заместителей, вежливо здоровался и давал разрешение продавцам делать скидки побольше, если клиентка возьмёт больше одной блузки, до 50 процентов. Пятьдесят евро за блузку вместо ста! Экономия пятьдесят евро на каждом предмете! На двух блузках – сто евро, на четырёх – двести! Ловушка захлопывалась. С этого момента синьора свято верила, что она уже не тратит деньги, а зарабатывает! Дальше процесс покупки ограничивался только суммой наличных денег у синьоры. Купить меньше десятка-другого блузок не удавалось практически никому. По пятьдесят евро за штуку, при исходной цене максимум пятёрка.

Не знаю, какая рентабельность операций колумбийских наркобаронов, но явно она и близко не дотягивает до значений в этом магазине модной одежды.

Теперь я знаю, как узнать, носит итальянка блузку за пять, или за пятьдесят евро – по гордому и презрительному взгляду на окружающих женщин, одетых в такие-же блузки, но купленные, как считает синьора, в бутике за сто евро. Хотя чаще всего на встречных женщинах красуется блузка из обычного магазина ценой максимум десятка.


Рецензии
Дурни платят не за вещь,а за понты.

Алина Райз   17.02.2019 16:13     Заявить о нарушении
Это точно.

Андрей Ганчев   17.02.2019 16:23   Заявить о нарушении